Банки

Владельцы швейцарских счетов могут не беспокоиться

Уже пару месяцев на рынке блуждают правдоподобные слухи о том, что российские налоговики «вот-вот» начнут получать информацию из Швейцарии об отечественных налоговых уклонистах. На чем основаны эти предположения и стоит ли напрягаться российским обладателям швейцарских банковских счетов?
Владельцы швейцарских счетов могут не беспокоиться
На фото Эдуард Савуляк, директор московского офиса международной консалтинговой компании Tax Consulting U.K.

Уже пару месяцев на рынке блуждают правдоподобные слухи о том, что российские налоговики «вот-вот» начнут получать информацию из Швейцарии об отечественных налоговых уклонистах. На чем основаны эти предположения и стоит ли напрягаться российским обладателям швейцарских банковских счетов?

Действительно, и источники в российском Минфине, и налоговые адвокаты в Швейцарии подтверждают информацию о том, что в Соглашение от 15 ноября 1995 года между Российской Федерацией и Швейцарской Конфедерацией об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал, вносятся изменения.

С одной стороны, изменения эти еще не оформлены даже Протоколом, и уж тем более Протокол этот не подписан и не вступил в силу. С другой стороны, о том, каких именно пунктов касаются изменения, кратко сказать уже можно.

Итак, изменения затронут:

  •         вопросы определения резидентности и постоянного представительства (в сторону конкретизации и уточнения этих пунктов);
  •         вопросы выплаты дивидендов (должны измениться как минимальные суммы взносов и долей, позволяющие рассчитывать на пониженные значения налогов у источника, так и в целом понятие «дивиденды» будет расширенно и детализировано);
  •         вопросы выплаты процентов (ожидается конкретизация понятия «процентов» и снижение/отмена налогов у источника по таким выплатам);
  •         вопросы выплаты роялти по лицензионным соглашениям (в отношении некоторых видов лицензионных платежей могут быть введены ограничения).
  •         самое главное - появится пункт об обмене информацией по налоговым нарушениям.

Что касается последнего пункта, то пока речь идет исключительно о порядке обмена информацией, скопированном с Модельной Конвенции ОЭСР. Другими словами, каких-то значительных отличий в этой связи, например, в сравнении с порядком, описанным в Протоколе по Кипру (который уже сотни раз комментировался самыми разными экспертами), не будет.

Вместе с тем, так как именно этот вопрос интересует практически всех, остановимся на нем несколько подробней.

Итак, для того, чтобы налоговые органы России узнали от Швейцарии информацию о российском налогоплательщике, у которого есть счет в швейцарском банке, необходимо:

  1. чтобы Протокол к Соглашению между Россией и Швейцарией был согласован сторонами;

      2.   чтобы Протокол к Соглашению между Россией и Швейцарией был подписан сторонами;

      3.   чтобы Протокол к Соглашению ратифицировала отдельным Законом Россия;

      4.   чтобы Протокол к Соглашению ратифицировала отдельным Законом Швейцария;

       5.  чтобы фискальные органы России, ответственные за международный обмен информацией, направили в соответствующий орган Швейцарии запрос, содержащий информацию:

а) о полной и детальной информации о лице, в отношении которого проводится расследование, позволяющей однозначно идентифицировать такое лицо;

б) детальное описание требуемой информации, формы и способы, которыми ее желательно получить;

в) о целях, в которых требуется получение такой информации (они должны носить именно налоговый характер);

г) о причинах, по которым запрашивающая сторона полагает, что налоговые органы (или лицо, постоянно пребывающее в Швейцарии) располагают такой информацией;

д) точное имя и адрес лица, которое, якобы, располагает такой информацией;

е) декларацию о том, что запрашивающая сторона использовала все имеющиеся в ее распоряжении способы и средства для получения такой информации в собственной стране.

       6. чтобы ответственные органы в ФНС Швейцарии не нашли никаких ошибок и противоречий в запросе коллег из России и не отправили запрос на доработку;

       7. чтобы ответственные органы в ФНС Швейцарии отправили запрос российских коллег в Верховный Суд Швейцарии на рассмотрение;

       8. чтобы Верховный Суд Швейцарии, ознакомившись со всеми материалами дела, согласился с изложенными доводами и принял положительное решение на раскрытие запрашиваемой информации и вызвал для дачи показаний, указанных в запросе лиц.

       9.  чтобы в 90-дневный срок указанные в запросе лица явились в Суд и дали показания;

       10. чтобы на протяжении всего этого процесса лица, по которым должна быть раскрыта информация, не подали встречный иск в Верховный Суд Швейцарии о том, что существуют причины, по которым запрашиваемая информация раскрыта быть не может (очевидно, они будут ссылаться на недостаточность или неверность указанных в запросе сведений).

Как резюме: говорить о каких-то неблагоприятных последствиях для российских владельцев швейцарских счетов или компаний не приходится. По большому счету еще и обсуждать-то нечего! Адекватно составленного и  даже согласованного документа пока просто нет.

Более того, следует иметь в виду, что вообще-то никакие изменения в Соглашении «Об избежании…» не могут иметь обратного действия. Т.е. запрос не может быть подан по фактам, имевшим место до даты ратификации.

Комментарии

1
  • v_ch

    Кто ж допустит такое безобразие? Неужели депутаты ЕР