Уже пару месяцев на рынке блуждают правдоподобные слухи о том, что российские налоговики «вот-вот» начнут получать информацию из Швейцарии об отечественных налоговых уклонистах. На чем основаны эти предположения и стоит ли напрягаться российским обладателям швейцарских банковских счетов?
Действительно, и источники в российском Минфине, и налоговые адвокаты в Швейцарии подтверждают информацию о том, что в Соглашение от 15 ноября 1995 года между Российской Федерацией и Швейцарской Конфедерацией об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал, вносятся изменения.
С одной стороны, изменения эти еще не оформлены даже Протоколом, и уж тем более Протокол этот не подписан и не вступил в силу. С другой стороны, о том, каких именно пунктов касаются изменения, кратко сказать уже можно.
Итак, изменения затронут:
- вопросы определения резидентности и постоянного представительства (в сторону конкретизации и уточнения этих пунктов);
- вопросы выплаты дивидендов (должны измениться как минимальные суммы взносов и долей, позволяющие рассчитывать на пониженные значения налогов у источника, так и в целом понятие «дивиденды» будет расширенно и детализировано);
- вопросы выплаты процентов (ожидается конкретизация понятия «процентов» и снижение/отмена налогов у источника по таким выплатам);
- вопросы выплаты роялти по лицензионным соглашениям (в отношении некоторых видов лицензионных платежей могут быть введены ограничения).
- самое главное - появится пункт об обмене информацией по налоговым нарушениям.
Что касается последнего пункта, то пока речь идет исключительно о порядке обмена информацией, скопированном с Модельной Конвенции ОЭСР. Другими словами, каких-то значительных отличий в этой связи, например, в сравнении с порядком, описанным в Протоколе по Кипру (который уже сотни раз комментировался самыми разными экспертами), не будет.
Вместе с тем, так как именно этот вопрос интересует практически всех, остановимся на нем несколько подробней.
Итак, для того, чтобы налоговые органы России узнали от Швейцарии информацию о российском налогоплательщике, у которого есть счет в швейцарском банке, необходимо:
- чтобы Протокол к Соглашению между Россией и Швейцарией был согласован сторонами;
2. чтобы Протокол к Соглашению между Россией и Швейцарией был подписан сторонами;
3. чтобы Протокол к Соглашению ратифицировала отдельным Законом Россия;
4. чтобы Протокол к Соглашению ратифицировала отдельным Законом Швейцария;
5. чтобы фискальные органы России, ответственные за международный обмен информацией, направили в соответствующий орган Швейцарии запрос, содержащий информацию:
а) о полной и детальной информации о лице, в отношении которого проводится расследование, позволяющей однозначно идентифицировать такое лицо;
б) детальное описание требуемой информации, формы и способы, которыми ее желательно получить;
в) о целях, в которых требуется получение такой информации (они должны носить именно налоговый характер);
г) о причинах, по которым запрашивающая сторона полагает, что налоговые органы (или лицо, постоянно пребывающее в Швейцарии) располагают такой информацией;
д) точное имя и адрес лица, которое, якобы, располагает такой информацией;
е) декларацию о том, что запрашивающая сторона использовала все имеющиеся в ее распоряжении способы и средства для получения такой информации в собственной стране.
6. чтобы ответственные органы в ФНС Швейцарии не нашли никаких ошибок и противоречий в запросе коллег из России и не отправили запрос на доработку;
7. чтобы ответственные органы в ФНС Швейцарии отправили запрос российских коллег в Верховный Суд Швейцарии на рассмотрение;
8. чтобы Верховный Суд Швейцарии, ознакомившись со всеми материалами дела, согласился с изложенными доводами и принял положительное решение на раскрытие запрашиваемой информации и вызвал для дачи показаний, указанных в запросе лиц.
9. чтобы в 90-дневный срок указанные в запросе лица явились в Суд и дали показания;
10. чтобы на протяжении всего этого процесса лица, по которым должна быть раскрыта информация, не подали встречный иск в Верховный Суд Швейцарии о том, что существуют причины, по которым запрашиваемая информация раскрыта быть не может (очевидно, они будут ссылаться на недостаточность или неверность указанных в запросе сведений).
Как резюме: говорить о каких-то неблагоприятных последствиях для российских владельцев швейцарских счетов или компаний не приходится. По большому счету еще и обсуждать-то нечего! Адекватно составленного и даже согласованного документа пока просто нет.
Более того, следует иметь в виду, что вообще-то никакие изменения в Соглашении «Об избежании…» не могут иметь обратного действия. Т.е. запрос не может быть подан по фактам, имевшим место до даты ратификации.
Комментарии
1Кто ж допустит такое безобразие? Неужели депутаты ЕР