Первичные документы

Первичный документ должен быть составлен в момент совершения операции

По почте пришли документы на товар (ТОРГ-12, с/ф). Сам товар был отгружен и получен в следующем периоде. Поставщик признает, что документы оформлены ранее совершения самой операции, но отказывается их переоформлять, мотивируя тем, что принять товар можно по любым документам. Считать ли данную поставку неотфактурованной (с оформлением акта о приемке товара)?
Первичный документ должен быть составлен в момент совершения операции
На фото Светлана Скобелева

Вопрос от читательницы Клерк.Ру Марины (г. Москва)

По почте пришли документы на товар (ТОРГ-12, с/ф). Сам товар был отгружен и получен в следующем периоде. Поставщик признает, что документы оформлены ранее совершения самой операции, но отказывается их переоформлять, мотивируя тем, что принять товар можно по любым  документам. Считать ли данную поставку неотфактурованной (с оформлением акта о приемке товара)?

В соответствии с п. 1 ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными (первичными) документами. Пунктом 4 ст. 9 Закона N 129-ФЗ установлено, что первичный учетный документ должен быть составлен в момент совершения операции, а если это не представляется возможным - непосредственно после ее окончания. Своевременное и качественное оформление первичных учетных документов, передачу их в установленные сроки для отражения в бухгалтерском учете, а также достоверность содержащихся в них данных обеспечивают лица, составившие и подписавшие эти документы.

Таким образом, принять к учету товар можно лишь по документам, оформленным в соответствии с требованиями Закона о бухгалтерском учете, а не по любым документам, как думает Ваш поставщик. Неверное оформление документов влечет за собой также и налоговые последствия, поскольку налогоплательщик вправе уменьшать  полученные доходы лишь на сумму документально подтвержденных расходов, под которыми понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ (ст. 252 НК РФ).

Что касается счета-фактуры, выставленного до момента отгрузки товара, то, как следует из разъяснений финансового ведомства, такие документы считаются  составленными с нарушением срока, предусмотренного п. 3 ст. 168 НК РФ и не могут являться основанием для принятия к вычету сумм НДС, предъявленных продавцом покупателю товаров (Письмо Минфина РФ от 17.02.2011 N 03-07-08/44).

Считать данную поставку неотфактурованной (с оформлением акта о приемке товара) нельзя, поскольку неотфактурованными поставками считаются материальные запасы, поступившие в организацию, на которые отсутствуют расчетные документы (счет, платежное требование, платежное требование-поручение или другие документы, принятые для расчетов с поставщиком) (п. 36 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденных Приказом Минфина России от 28.12.2001 N 119н).

Если же имеющиеся у Вас документа поставщика Вы посчитаете отсутствующими и учтете поступившие товары по учетной цене, как это принято при неотфактурованных поставках, то, как указано в п. 38  Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, Вам все равно нужно будет  принимать меры по получению расчетных документов от поставщика, чтобы  скорректировать учетную цену и расчеты  с поставщиком. Кроме того, в отсутствии документов поставщика Вы потеряете возможность принять относящийся к товару НДС к вычету.

Получить персональную консультацию Светланы Скобелевой в режиме онлайн очень просто - нужно заполнить специальную форму. Ежедневно будут выбираться несколько наиболее интересных вопросов, ответы на которые вы сможете прочесть на нашем сайте.

Комментарии

4
  • MakZym

    В данной ситуации:

    1. Направить в адрес поставщика письмо с тебованием на переоформление документов исходя из фактической ситуации с получением товара со ссылкой на документы, которые подтверждают иной момент получения товара (отличный от укаанного в документах) и ссылкой на нормы законодательства.

    2. До момента получения (неполучения) документов отразить в учете неотфактурованную поставку датой фактического получения. НДС пусть висит пока на 19.

    3. В случае отказа переделать документы или неполучения ответа, отразить в учете в обычном пордке на оснвании первоначальных документов с приложением письма. НДС к вычету.

    4. В случае возникновения претензий налоговиков представить письмо и пусть докажут, что мы не проявили должной осмотрительности и стремились к получению необоснованной налоговой выгоды.

    5. В случае, если расходы все таки не примут, то предъявить сумму штрафных санкций в адрес поставщика как сумму прямых убытков и рещшать вопрос в арбитраже

  • Евгений Владимирович

    "Если же имеющиеся у Вас документа поставщика Вы посчитаете отсутствующими"

  • Алексей

    Как и всякий аудитор Светлана ответила очень правильно, но как воплотить полученные знания на практике непонятно:) 

    MakZym, Ваш совет полезнее, спору нет. но достаточно п. 3 и без письма:)

    Почему все решили, что документы оформлены неверно?  А поставщик - дурака кусок, менять их не хочет?  Отчего все уверены, что счет-фактура выписан до отгрузки?  Выписал поставщик документы, отправил почтой покупателю. Товар в этот же день экспедитор увез на склад перевозчика. Не взяли - обрешетки не было. Увез обратно, дава дня на обрешетку. Снова не приняли - забита погрукзочная площадка. Выждали пару дней, повезли снова. А перевозчик тю-тю - ликвидирован. Нашли нового, отправили слава богу. И уложились-то всего-инчего в недельку.  Вопрос: когда товар был "отгружен"?