Налоги, взносы, пошлины

Экономим на мелочах

У французов есть такая поговорка: «Чёрт кроется в деталях», и каждый из нас не раз убеждался, что малозначимые на первый взгляд мелочи могут иметь очень серьезные последствия. Убеждаются в этом и бухгалтеры больших и маленьких организаций, когда приходится долго и тщательно выверять документы по оприходованию и списанию в расходы таких мелочей, как канцелярские товары.

У французов есть такая поговорка: «Чёрт кроется в деталях», и каждый из нас не раз убеждался, что малозначимые на первый взгляд мелочи могут иметь очень серьезные последствия. Убеждаются в этом и бухгалтеры больших и маленьких организаций, когда приходится долго и тщательно выверять документы по оприходованию и списанию в расходы таких мелочей, как канцелярские товары.

Существует несколько способов приобретения и учета таких предметов. Наиболее тщательный и трудоемкий способ заключается в поименном и поштучном контроле буквально каждой единицы товара – будь то карандаш, коробочка скрепок или пачка бумаги для письма. Ведь все эти предметы по своей сути представляют собой материальные запасы компании, а их учет по бухгалтерии строго регламентирован ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов» и Методическими указаниями по бухгалтерскому учету МПЗ, утвержденными Приказом Минфина России от 28.12.2001 № 119н.

При приемке материалы подвергаются тщательной проверке на предмет соответствия ассортименту, количеству и качеству, указанным в расчетных и сопроводительных документах. При этом поступающие материалы оформляются материально-ответственным лицом в виде составления приходного ордера по форме № М-4 либо вместо приходного ордера прямо на накладной от поставщика проставляется штамп с реквизитами такого приходного ордера.

Для получения со склада необходимых предметов приходится согласовать требование на список канцтоваров. А поскольку во многих организациях введены внутренние сметы и бюджеты по участкам и отделам, то необходимо ещё и своевременно подавать заявки, заранее учитывать расходы в бюджетах... В дальнейшем по мере отпуска канцтоваров со складов в подразделения и на участки, в бригады, на прочие рабочие места они списываются со счетов учета материальных ценностей и зачисляются на соответствующие счета учета затрат на производство на основании п. 93 Методических указаний. Стоимость канцтоваров, отпущенных для управленческих нужд, относится на соответствующие счета учета этих расходов.

Всё это нужно для того, чтобы в соответствии с требованиями п. 6 Методических указаний по бухгалтерскому учету МПЗ обеспечивать выполнение одной из важных задач – контроль за сохранностью запасов в местах их хранения. В организации должен быть определен круг лиц, ответственных за приемку и отпуск ценностей, с которыми заключаются договоры о материальной ответственности. Обычно таковыми становятся завскладами, кладовщики, начальники производственных участков, руководители отделов и т.д.

Это самый сложный из возможных способов учета, который дает самое полное представление о том, сколько и каких предметов было приобретено, куда они разошлись и как быстро. Но чаще всего столь подробная аналитика так и остается невостребованной, а потому и не имеет смысла – достаточно ограничиться периодическим сбором заявок на необходимые предметы и выделять некоторую среднюю сумму для закупки канцтоваров. Очевидное достоинство способа – это возможность при наличии счета-фактуры от поставщика учитывать в зачет по НДС некоторую сумму, достойную внимания.

Но НДС учесть можно и при более простых способах, лишь бы были необходимые документы, а если компания освобождена от уплаты НДС или применяет упрощенный налоговый режим, то и подавно захочется общую схему учета материальных запасов как-то упростить и облегчить работу бухгалтера.

Чаще всего в небольших компаниях канцтовары приобретаются подотчетным лицом за наличный расчет, и все такие расходы сразу списывают в затраты. Основанием законности такого способа учета служит пп. 24 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса РФ, который прямо относит расходы на канцелярские товары к прочим расходам, связанным с производством и реализацией. При этом суммы НДС, учтенные в стоимости приобретенных канцтоваров в целях расчета налога на прибыль по ст. 170 Налогового кодекса РФ, также будут признаваться расходом при соответствии требованиям главы 25 НК РФ. У «упрощенцев» основанием для этого способа будет пп. 17 п. 1 ст. 346.16 Налогового кодекса РФ, но и для них не менее важно иметь в наличии накладные поставщика и документы об оплате.

А если канцтовары приобретены у предпринимателя, который применяет ЕНВД и освобожден от использования ККТ – тогда что прикладывать подотчетному лицу в подтверждение оплаты покупки? По Письму Минфина 11.11.2009 № 03-01-15/10-499 расходы при таких обстоятельствах должны подтверждаться либо кассовыми чеками, либо иными документами (товарными чеками, квитанциями или другими документами), подтверждающими прием денежных средств за соответствующий товар. Кроме того, чеки ККТ со временем выцветают, и служить подтверждением расхода по истечении года уже вряд ли смогут. Поэтому Минфин в Письме от 17.09.2008 № 03-03-07/22 указал, что подтвердить факт осуществления затрат можно также ксерокопиями чеков ККТ, заверенными подписью должностного лица и печатью организации. Оригинал чека, даже полностью утративший следы информации всё равно следует приложить к авансовому отчету.

Ну это так или иначе довольно известная информация, сэкономить на скрепках и на налогах с них значительные суммы вряд ли получится. Зато можно сэкономить на другом, не менее важном и ценном ресурсе – на времени.

Чтобы формировать и собирать заявки на приобретение по внутренним подразделениям и сотрудникам, своевременно закупать и доставлять в необходимых количествах нужное приходится либо загружать кого-то из имеющихся сотрудников, либо нанимать отдельного курьера. Удалось подсчитать, что на эти задачи сотрудник – «доброволец» тратит примерно 30 минут рабочего времени в день, что составляло около 1,5 рабочих дней каждый месяц. Так вот это время можно отдать работнику для исполнения его прямых должностных обязанностей, а для закупки канцтоваров найти такую компанию, которая не просто торгует канцтоварами, но и готова поставлять их Вам в нужное время в любом количестве и без дополнительных хлопот.

Сегодня выбор таковых очень широк, многие не только всё исполнят быстро и аккуратно, но даже сами напомнят о приближающемся сроке очередной поставки. Таким образом, вся беготня по отделам сводится к переписке и обработке заказа компанией-поставщиком канцтоваров, покупателю остается только оплатить и принять заказ. Не требуют даже и предоплаты, поскольку мелкие продавцы давно уже покинули рынок канцтоваров, уступив место более крупным игрокам. А те, конкурируя между собой, пришли к неожиданным решениям – например, кроме канцтоваров, поставляют ещё и обеды для сотрудников. Или как минимум доставляют питьевую воду со всеми необходимыми устройствами, атрибутами и расходными материалами. И на всё это сразу выдаются все необходимые бухгалтерские документы – ведь доставка производится на постоянной основе. Времени затрачивается минимум, дополнительных расходов не возникает – бесплатная доставка уже стала нормой для данной сферы услуг.

Вам могут предложить дополнительно такие услуги, как помощь в организации встреч и приемов, праздничных мероприятий, кейтеринг... А то и просто при необходимости доставят в течение нескольких часов срочное отправление, помогут найти и закупить в нужных объемах редкий материал или товар. Это тоже порой отнимает много времени и сил, а для бизнеса это ещё и дополнительные расходы. Каждое маленькое упущение может дорого обойтись. Не стоит размениваться на мелочи, на них действительно можно сэкономить, надо только уделить им чуть больше внимания.

Начать дискуссию

Бесплатно с Отчетность

Ответственность бухгалтера после увольнения

Ответственность главного бухгалтера за неправильное ведение бухгалтерского учета не оканчивается вместе с расторжением трудового договора. В зависимости от тяжести нарушений и причиненного работодателю ущерба, уволенный главбух может ответить и рублем и ограничением свободы.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
1
Бухгалтерский учет

Бухучет для начинающих: рассказываем о дебетах, кредитах и первичке простым языком

Как устроена профессия бухгалтера, с какими задачами он работает и что означают все эти странные сокращения (НДС, ПСН, ЕНС и др.) — разбираемся в основах бухгалтерии.

Иллюстрация: Вера Ревина /Клерк.ру

Блогер Ивлеева должна налоговой больше 20 млн рублей

Сумма долга Анастасии Ивлеевой выросла до 20,9 млн рублей. Блогер не может выплатить задолженность уже три месяца.

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Бесплатно с НДФЛ

Новые налоговые базы и ставки НДФЛ с 2025 года: таблица

С 2025 года вводят новую прогрессивную шкалу НДФЛ.

Новые налоговые базы и ставки НДФЛ с 2025 года: таблица
Кадры

👍 Теперь в бизнес-аккаунте на «Клерке» можно продвигать свои вакансии

Продуктовая команда «Клерка» запустила новый функционал бизнес-аккаунтов: работодатели могут бесплатно размещать вакансии и, по желанию, платно их продвигать.

Верховный суд: валютный долг не должен индексироваться за просрочку

ВС РФ вынес решение, что валютный долг, в отличие от рублевой задолженности, нельзя проиндексировать за длительную просрочку.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

👎 Освобожденных от НДС упрощенцев не освободили от счетов-фактур. Прогноз налогового инженера

Если доход за предыдущий год не превышает 60 млн рублей, в текущем году при УСН будет освобождение от НДС по статье 145 НК.

На сотрудников из стран ЕАЭС тоже надо подавать уведомление в миграционную службу

При приеме на работу иностранцев из стран ЕАЭС надо уведомлять Управление по вопросам миграции МВД о заключении с ними трудовых или гражданско-правовых договоров.

Минэкономразвития отмечает уверенный рост организаций в «русских офшорах»

Сейчас в специальных административных районах зарегистрировано 428 международных холдинговых компаний. Резиденты САР могут пользоваться налоговыми льготами, а также применять корпоративное право той страны, из которой организация решила переехать в РФ.

РСПП поддержал законопроект о платформенной занятости в РФ

Президент РСПП Александр Шохин концептуально поддержал законопроект «О платформенной занятости в Российской Федерации».

Прогрессивная шкала налогов всё же будет введена

Информация о том, что рассматривается законопроект о введении прогрессивной налоговой шкалы, согласно которой ставка будет зависеть от размеров дохода, уже какое-то время будоражит общественность. К сожалению, такое нововведение с большой вероятностью будет реализовано.

В базе «Клерка» уже больше 1 000 актуальных резюме!

Больше тысячи бухгалтеров, кадровиков, юристов, руководителей, финансистов и специалистов по 1С ищут работодателей с сервисом Клерк.Работа.

⚡️ Итоги дня: с второклассницы хотят взыскать 700 тысяч рублей, мошенники обманывают пользователей Ozon, а у Xiaomi сбой в работе умных устройств

Подготовили обзор главных событий дня — 16 июля 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Минцифры ужесточит правила оплаты мобильной связи

У абонентов при пополнении баланса наличными будут требовать паспорт.

Кадры

👷 Каждый третий наниматель сталкивается с неквалифицированными кандидатами. Почему, объясняет организатор опроса

Главной сложностью при подборе персонала опрошенные называют недостаточную компетенцию кандидатов на открытую вакансию — об этом говорят 54% респондентов.

Налоговый учет

Виды доходов, подлежащие налогообложению по ставке 18% в 2024 году

В 2024 году налоговая политика подвергнется некоторым изменениям, которые коснутся различных видов доходов граждан. Понимание того, какие именно доходы будут облагаться налогом по ставке 18%, поможет лучше планировать свои финансовые обязательства и избегать неприятных сюрпризов при уплате налогов.

Банки

Китайские партнеры перестали получать платежи через «ВТБ Шанхай»

Импортеры не могут отправить деньги китайским поставщикам через шанхайский филиал ВТБ.

Банки

ЦБ будет оперативно рассматривать сообщения об ошибочном включении в реестр мошенников

Те, кто по ошибке попал в список Центробанка, смогут оспорить это решение и разблокировать возможность проводить денежные переводы.

Как оспорить решение трудовой инспекции: разъяснения Роструда

На портале Госуслуги можно запустить процедуру досудебного обжалования решений Роструда.

Интересные материалы

Высокий кредитный рейтинг — не обязательное условие одобрения кредита

С высоким персональным кредитным рейтингом (ПКР) не всегда одобрят кредит.