ВЭД

«Таможенный кодекс не нуждается в изменениях»

В апреле Федеральная таможенная служба (ФТС) представит правительству концепцию развития своего ведомства до 2010 года. По мнению многих участников внешнеэкономической деятельности, вместо разработки новой концепции чиновникам следовало бы доработать введенный в 2004 году Таможенный кодекс (ТК). О проблемах применения кодекса и дальнейших планах таможенных органов рассказал один из разработчиков ТК, замруководителя ФТС Юрий Азаров.

В апреле Федеральная таможенная служба (ФТС) представит правительству концепцию развития своего ведомства до 2010 года. По мнению многих участников внешнеэкономической деятельности, вместо разработки новой концепции чиновникам следовало бы доработать введенный в 2004 году Таможенный кодекс (ТК). О проблемах применения кодекса и дальнейших планах таможенных органов корреспонденту «Бизнеса» Татьяне Алешкиной рассказал один из разработчиков ТК, замруководителя ФТС Юрий Азаров.

- Какие недоработки Таможенного кодекса были выявлены за полтора года его применения?

- Основные проблемы в самом правоприменении. Сейчас в Госдуме на уровне экспертного совета идет обсуждение Таможенного кодекса. Правоприменители со стороны бизнеса считают, что надо менять какие-то нормы. В частности, транспортники хотят изменить процедуру хранения товара в акватории порта, где у нас теперь нет СВХ (склад временного хранения.- «Бизнес») и товар хранится прямо на портовой территории. Но когда мы начинаем глубоко разбираться в этой проблеме, то выясняется, что вопрос не в том, как написан закон - он абсолютно правильно написан, а в самой процедуре, в том, как она осуществляется на практике. Не отработаны стандарты.

- Одна из явных недоработок ТК -– это неопределенность с применением упрощенной процедуры таможенного декларирования. Совсем недавно Минэкономразвития попыталось уточнить процедуру своим приказом. При этом, по мнению бизнесменов, МЭРТ предъявляет к ним повышенные требования при переходе на «упрощенку». Вы с этим согласны?

- Я бы не сказал, что МЭРТ сильно изменило ТК. Например, требование о том, что компания, желающая воспользоваться упрощенной системой, должна работать на российском рынке не менее трех лет, было прописано в самом законе не потому, что так решило Минэкономразвития. При разработке ТК этот момент вызвал много дискуссий среди законодателей. Они очень долго думали и пришли к выводу, что срок должен быть именно такой.

- Почему?

- Потому что мы все-таки учитываем интересы наполнения бюджета. Фирма должна себя зарекомендовать. И мы создаем такие условия, чтобы как можно больше фирм переходило в законное околотаможенное поле деятельности. Поэтому упрощенная система имеет отношение больше к законопослушным фирмам, которые готовы нам раскрыть всю информацию о своих операциях за три года. Соответственно для этого они должны отработать на рынке некоторое время, создать систему работы в России. Хотя есть и такое мнение: зачем трехлетний срок для фирм, которые знает весь мир? Может быть, их и знает весь мир, но в России они еще не работали.

- Какие поправки вы собираетесь вносить в ТК?

- Пока рано о них говорить. Могу сказать одно - их много не будет. В этом нет особой потребности. Будут внесены уточнения в нормы, которые прописаны, но на практике бездействуют.

- Какие например?

- Например, не работает норма таможенного обеспечения через страхование. Она мертвая, и мы думаем, надо ли вообще ее оставлять. Есть поправки технического характера, устанавливающие взаимосвязь отдельных норм, увязки, уточнение отдельных положений. Это вполне естественно. Но в целом кодекс не требует кардинальной переработки.

- Если правительство одобрит концепцию развития ФТС, что изменится в жизни бизнеса?

- Сама концепция - это перспектива, это отработка направлений деятельности, идеологии, под нее потом будут разрабатываться программы. Направление одно - приближение к мировым стандартам. Мы должны стать одной из самых продвинутых служб в мире.

- А вы не думаете, что за достижение таможенной службой мирового качества может поплатиться бизнес? Ведь система электронного декларирования, которая является главным признаком «продвинутости» и на которую уже начали переходить участники ВЭД, доступна только крупным компаниям: для малого бизнеса это разорительно, поскольку составление таких деклараций требует много времени и денег?

- Это требует времени и отработки технологии. Когда они будут отработаны, системой электронного декларирования воспользуются не только крупные участники рынка, но и все остальные. Ведь электронное декларирование - это не только прозрачность, но и ускорение процесса таможенного оформления. А ускорение всегда дает экономический эффект для любого предпринимателя. Затраты бизнеса на составление электронных деклараций на первоначальном этапе, конечно, будут, но потом их станет значительно меньше.

Этот материал доступен бесплатно только авторизованным пользователям

Войдите через соцсети
или

Регистрируясь, я соглашаюсь с условиями пользовательского соглашения и обработкой персональных данных

Начать дискуссию