Материал предоставлен корпоративным изданием для клиентов ГК «ИРБиС» «Система успеха»
Расчет пособий по временной нетрудоспособности и в связи с материнством регулируется Федеральным законом от 29.12.2006 N 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее — Закон 255-ФЗ).
Внесенные Федеральным законом 08.12.2010 N 343-ФЗ (далее — Закон N 343-ФЗ) и Федеральным законом от 25 февраля 2011 года N 21-ФЗ поправки в Закон N 225-ФЗ существенно изменили порядок расчета пособий. Кроме того, Постановлением Правительства РФ от 01.03.2011 N 120 внесены изменения в Постановление Правительства РФ от 15.06.2007 N 375 «Об утверждении Положения об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством».
Изменения коснулись правил определения расчетного периода, за который учитывается заработок застрахованного лица, порядка определения среднего заработка, а также самой процедуры расчета пособий. В этой статье мы постараемся дать нашим читателям разъяснения о вступивших в законную силу поправках, а также рассмотрим наиболее острые вопросы, связанные с расчетом пособий в 2011 году.
1. Изменения в порядке определения расчетного периода
С 1 января 2011 года пособия будут исчисляться исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году, в котором наступил страховой случай, в том числе за время работы у другого страхователя (ч.1 ст.14 Закона N 255-ФЗ).
Кроме того, в некоторых случаях законодатель предоставил возможность выбора расчетного периода при определении размера пособия. В течение 2011 года при расчете пособия по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком за женщинами закреплено право выбора получать указанные пособия по нормам законодательства, действующего с 1 января 2011 года (то есть исходя из заработка за два календарных года, предшествующих году, в котором наступил страховой случай), или по нормам, действующим до 1 января 2011 года (то есть исходя из заработка за двенадцать календарных месяцев, предшествующих месяцу наступления страхового случая). Таким образом, женщина может выбрать тот расчетный период, который приведет к увеличению размера пособия.
2. Изменения в порядке исчисления среднего заработка
В соответствии с ч. 2 ст. 14 Закона N 255-ФЗ при исчислении среднего заработка с 1 января 2011 года в него будут включаться все виды выплат и иных вознаграждений в пользу застрахованного лица, на которые начислены страховые взносы в ФСС РФ. Для сравнения: в 2010 году в средний заработок включались все виды выплат и иных вознаграждений в пользу работника, которые являлись базой для начисления страховых взносов в ФСС РФ.
Кроме того, средний заработок должен учитываться за каждый календарный год в сумме, не превышающей установленную ч. 4 ст. 8 Федерального закона от 24 июля 2009 N 212-ФЗ (далее — Закон N 212-ФЗ) на соответствующий календарный год предельную величину базы для начисления страховых взносов. На 2009 и 2010 годы предельная величина для начисления страховых взносов установлена в размере 415 000 рублей. С 2011 года база для начисления взносов увеличена до 463 000 рублей (см. Постановление Правительства РФ от 27.11.2010 N 933).
Так же обращаем ваше внимание, что с 2011 года отменена норма об ограничении среднего дневного заработка застрахованного лица делением предельной величины базы на 365 (для ежемесячного пособия по уходу за ребенком — путем деления предельной величины базы для начисления страховых взносов на 12).
Согласно поправкам, внесенным в ч.3 ст.14 Закона N 255-ФЗ, с 1 января 2011 года средний дневной заработок застрахованного лица определяется путем деления суммы начисленного заработка за расчетный период на 730. То есть число календарных дней при расчете пособий, как это было предусмотрено ранее, с 2011 года не имеет значения.
3. Источник выплаты пособия по временной нетрудоспособности
Согласно пп.1 п.2 ст.3 Закона N 255-ФЗ с 2011 года работодатели должны за свой счет выплачивать пособия по временной нетрудоспособности за первые три дня, а за остальные дни, начиная с 4-го дня временной нетрудоспособности выплата производится за счет средств ФСС РФ.
Законодатель обосновывает указанную поправку как меру, необходимую для снижения расходов в части обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и сбалансированности бюджета ФСС РФ.
Напомним, что до 2011 года работодатели за свой счет оплачивали лишь первые два дня временной нетрудоспособности.
Пособие выплачивается за счет ФСС с первого дня в следующих случаях (пп. 2-5 ч. 1 ст. 5 Закона N 255-ФЗ):
• необходимости осуществления ухода за больным членом семьи;
• карантина застрахованного лица, а также карантина ребенка в возрасте до 7 лет, посещающего дошкольное образовательное учреждение, или другого члена семьи, признанного в установленном порядке недееспособным;
• осуществления протезирования по медицинским показаниям в стационарном специализированном учреждении;
• долечивания в установленном порядке в санаторно-курортных учреждениях, расположенных на территории Российской Федерации, непосредственно после стационарного лечения.
4. Влияние страхового стажа на сумму пособия по временной нетрудоспособности
Размер пособия по временной нетрудоспособности в 2011 году будет по-прежнему зависеть от страхового стажа застрахованного лица. Напомним, что во время принятия новых поправок в Закон N 255-ФЗ обсуждалось повышение стажевых порогов, однако, в итоге такие изменения не были внесены.
В связи с этим, напоминаем, что при исчислении страхового стажа в 2011 году применяются следующие соотношения:
• страховой стаж 8 лет и более — 100%;
• страховой стаж от 5 до 8 лет — 80 %;
• страховой стаж от полугода до 5 лет — 60 %;
• страховой стаж менее полугода — пособие, выплачивается в размере, не превышающем МРОТ за полный календарный месяц.
5. Периоды, за которые пособие по временной нетрудоспособности не назначается
Согласно ст. 9 Закона N 255-ФЗ пособие по временной нетрудоспособности не назначается за периоды:
• освобождения работника от работы с полным или частичным сохранением заработной платы или без оплаты в соответствии с законодательством РФ, за исключением случаев утраты трудоспособности вследствие заболевания или травмы в период ежегодного оплачиваемого отпуска;
• отстранения от работы в соответствии с законодательством РФ, если за этот период не начисляется заработная плата;
• заключения под стражу или административного ареста;
• проведения судебно-медицинской экспертизы;
• простоя, за исключением случаев, предусмотренных ч. 7 ст. 7 Закона N 255-ФЗ;
Невыплата пособия по временной нетрудоспособности за время простоя является нововведением. С 2011 года пособие по временной нетрудоспособности выплачивается за период простоя, только если временная нетрудоспособность наступила до него и продолжается во время простоя. Данное пособие будет выплачиваться в том же размере, в каком сохраняется за это время заработная плата, но не выше размера пособия по временной нетрудоспособности, которое застрахованное лицо получало бы по общим правилам.
Согласно ст. 157 ТК РФ простой оплачивается в следующем порядке:
• произошедший по вине работодателя — в размере не менее 2/3 средней заработной платы работника;
• по причинам, не зависящим от работодателя и работника, - в размере не менее 2/3 тарифной ставки, оклада (должностного оклада), рассчитанных пропорционально времени простоя;
• по вине работника — не оплачивается.
6. К кому обратиться за выплатой пособия
Законом N 343-ФЗ изменен подход к определению страхователя, который назначает и производит выплату пособий застрахованному лицу.
Согласно п.2 ст.5 Закона N 255-ФЗ пособие по временной нетрудоспособности и в связи с материнством выплачивается сотрудникам, работающим по трудовым договорам, а так же уволенным работникам, в случае наступления нетрудоспособности в течение 30 календарных дней после расторжения трудового договора (в этом случае пособие вне зависимости от стажа выплачивается в размере 60%).
В соответствии с п.1 ст.12 Закона N 255-ФЗ пособие по временной нетрудоспособности назначается, если обращение за ним последовало не позднее шести месяцев со дня восстановления трудоспособности.
Если сотрудник работает по одному месту работы, то расчет пособий осуществляется в обычном порядке, то есть с учетом всех облагаемых взносами выплат за предыдущие два года по всем местам работы с условием, что сумма начислений не может превышать для пособий, назначаемых в 2011 году 415 000 рублей (п. 3.1 ст. 14 Закона N 255-ФЗ, ч.4 ст.8 Закона N 212-ФЗ).
В случаях, когда застрахованное лицо занято у нескольких работодателей и в двух предшествующих календарных годах было занято у тех же страхователей, пособия рассчитываются следующим образом:
— пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам назначаются и выплачиваются страхователями по всем местам работы или иной деятельности и исчисляются исходя из среднего заработка за время работы или иной деятельности у страхователя, назначающего и выплачивающего пособие (без учета заработка у другого страхователя);
— ежемесячное пособие по уходу за ребенком назначается и выплачивается страхователем по одному месту работы или иной деятельности по выбору застрахованного лица.
Если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая занято у нескольких страхователей, а в двух предшествующих календарных годах было занято у других страхователей (другого страхователя), вышеуказанные пособия назначаются и выплачиваются ему страхователем по одному из последних мест работы (службы, иной деятельности) по выбору застрахованного лица.
Если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая занято у нескольких страхователей, а в двух предшествующих календарных годах было занято как у этих, так и у других страхователей (другого страхователя), пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам назначаются и выплачиваются ему следующим образом:
— либо по всем местам работы или иной деятельности исходя из среднего заработка за время работы или иной деятельности у страхователя, назначающего и выплачивающего пособие;
— либо страхователем по одному из последних мест работы или иной деятельности по выбору застрахованного лица.
7. Новые права и обязанности страхователей
В ст. 4.1 Закона N 255-ФЗ перечислены права и обязанности организации-страхователя. С 1 января 2011 года в указанную статью также внесены изменения.
В перечень обязанностей добавлена обязанность страхователя выдать застрахованному лицу справку о сумме заработка, на который были начислены страховые взносы за два календарных года, предшествующих году обращения за ней, и за текущий календарный год.
Справка о сумме заработка должна выдаваться страхователем либо в день прекращения работы или иной деятельности, либо по письменному заявлению застрахованного лица после прекращения работы или иной деятельности у данного страхователя не позднее трех рабочих дней со дня подачи этого заявления.
Форма и порядок выдачи справки установлены Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 17 января 2011 года N 4н N «Об утверждении формы и порядка выдачи справки о сумме заработной платы, иных выплат и вознаграждений, на которую были начислены страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, за два календарных года, предшествующих году прекращения работы (службы, иной деятельности) или году обращения за справкой, и текущий календарный год».
Кроме новой обязанности у организации-страхователя появилось право проверять сведения о страхователе, выдавшем застрахованному лицу справку о сумме заработной платы, иных выплат и вознаграждений для исчисления пособий. В этих целях страхователь может направить запрос в территориальный орган страховщика по форме и в порядке, которые так же устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.
8. Справки
В соответствии с изменениями в Закон N 255-ФЗ все работодатели в день увольнения сотрудников, а также при их письменном обращении после увольнения обязаны выдавать им справку о сумме заработка, на которую начислялись страховые взносы.
В случае если справка выдается при увольнении, в ней должны быть указаны сведения о выплатах за текущий год, а также за 2 календарных года, предшествующих году прекращения работы.
Справка может быть предоставлена в виде подлинника или копии, заверенной надлежащим образом.
Справка заполняется черными или синими чернилами (шариковой ручкой) или с использованием компьютера (пишущей машинки). Подчистки и исправления не допускаются.
Сведения, содержащиеся в справке, вносятся на основании данных бухгалтерского учета и отчетности страхователя.
Документ удостоверяется печатью организации (круглой). Подпись не должна закрываться печатью. Печать проставляется в отведенном месте («Место печати страхователя») в нижнем левом углу справки.
Работодатель, который на основании данных этой справки будет выплачивать пособие, имеет право удостовериться в правомерности сведений указанных в справке путем направления соответствующего запроса в территориальный орган ФСС РФ.
Кроме того, на практике может возникнуть ситуация, когда у работника нет возможности предоставить сведения о заработке с предыдущего места работы, допустим, в случае ликвидации предыдущего работодателя. В таком случае работодатель — плательщик пособия — по заявлению работника должен будет направить запрос в территориальное отделение Пенсионного фонда о представлении сведений о заработной плате и иных выплатах, которые сотрудник получал на прежнем месте работы. Запрашиваемые данные Пенсионный фонд должен предоставить исходя из сведений индивидуального (персонифицированного) учета. Порядок выдачи этих сведений, а также формы запроса утверждены Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 24 января 2011 года N 20н «Об утверждении формы и порядка направления запроса страхователя в территориальный орган страховщика для осуществления проверки сведений о страхователе (страхователях), выдавшем (выдавших) застрахованному лицу справку (справки) о сумме заработной платы, иных выплат и вознаграждений для исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком».
9.Процедура расчета пособий
Процедура расчета пособий приведена в ст.ст.13,14 Закона N 255-ФЗ. Рассмотрим подробнее алгоритм расчета пособий исходя из среднего заработка, а также в случаях, если лицо в расчетном двухлетнем периоде не имело заработка или средний заработок оказался ниже МРОТ.
9.1.Алгоритм расчета пособия исходя из среднего заработка:
1. Для страхового случая, наступившего в 2011 году, подсчитываем сумму начислений, облагаемых взносами в ФСС за 2009 и 2010 годы.
2. Сумму начислений за каждый год в отдельности сравниваем с предельной величиной для расчета пособий (на 2009 и 2010 она установлена в размере 415 000 рублей) и берем в расчет суммы, не превышающие 415 000 рублей.
3. Далее складываем полученные данные, делим на 730 и корректируем с учетом продолжительности страхового стажа, при расчете пособий по временной нетрудоспособности и по беременности и родам.
4.Средний дневной заработок умножаем на число дней временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам.
5.Теперь сравниваем полученную сумму пособия с суммой пособия рассчитанной исходя из МРОТ и берем максимальную.
9.2.Алгоритм расчета пособия исходя из МРОТ:
В случаях, когда застрахованное лицо в расчетном двухлетнем периоде не имело заработка либо, если средний заработок, рассчитанный за эти периоды, в расчете за полный календарный месяц оказался ниже МРОТ, установленного федеральным законом на день наступления страхового случая, средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, берется равным МРОТ.
Если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая работает на условиях неполной недели или неполного рабочего дня, средний заработок определяется пропорционально продолжительности рабочего времени застрахованного лица.
Кроме того, если застрахованное лицо имеет страховой стаж менее 6 месяцев, то пособие по временной нетрудоспособности и по беременности и родам выплачивается застрахованному лицу в размере, не превышающем за полный календарный месяц минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом, с учетом районного коэффициента, если он используется в данной области или районе.
1. Средний дневной заработок исходя из МРОТ определятся следующим образом:
МРОТ*24/730.
2. Средний заработок, принятый равным МРОТ, при исчислении пособия по временной нетрудоспособности необходимо скорректировать в зависимости от продолжительности рабочего времени застрахованного.
3. Итоговая сумма пособия будет определяться путем умножения количества календарных дней, приходящихся на период временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам на средний дневной заработок.
10.Сравнительный анализ основных изменений в расчете пособий за 2010-2011 гг.
Отличительный |
В 2010 году |
В 2011 году |
расчетный период |
последние 12 месяцев, предшествующих месяцу наступления страхового случая |
— по общему правилу два календарных года, предшествующих году наступления страхового случая; |
выплаты, принимаемые в расчет |
все выплаты работнику, которые включаются в базу для начисления страховых взносов в ФСС РФ за последние 12 месяцев, предшествующих месяцу наступления нетрудоспособности |
все виды выплат в пользу застрахованного лица, на которые начислены страховые взносы в ФСС за два календарных года, предшествующих году наступления страхового случая, в том числе за время работы у других страхователей |
порядок расчета среднего заработка |
средний дневной заработок определяется путем деления суммы начисленного заработка за предшествующие 12 месяцев на число календарных дней, приходящихся на период, за который учитывается заработная плата |
средний дневной заработок определяется путем деления суммы начислений за 2 года с учетом ограничения в 415 000 рублей за каждый год и делится на 730 |
источник выплаты пособия по собственной нетрудоспособности |
за первые 2 дня выплачивается за счет средств страхователя, а начиная с 3-го дня за счет средств ФСС РФ |
за первые 3 дня временной нетрудоспособности выплачивается за счет средств страхователя, а начиная с 4-го дня за счет средств ФСС РФ |
место выплаты |
по всем местам работы |
пособие по временной нетрудоспособности и по беременности и родам выплачивается по одному месту работы, с учетом заработка у других работодателей, либо по всем местам работы; |
11. Ответственность за достоверность сведений
В Закон N 255-ФЗ введена ст.15.1, закрепляющая ответственность за недостоверность сведений, необходимых для назначения и выплаты социальных пособий.
Если работодатель представил недостоверные данные и это повлекло за собой выплату излишних сумм пособий, то он должен будет возместить фонду ущерб в виде излишне выплаченных сумм пособий.
12. Пособия в переходный период
Согласно ст.3 Закона N 343-ФЗ установлены положения для исчисления пособий в переходный период (2010-2011 гг.).
В случае если страховой случай наступил и закончился в 2010 году, то при расчете пособия применяются положения Закона N 255-ФЗ, действующие до 1 января 2011 года.
Если страховой случай наступил в 2011 году, то для расчета пособий применяются новые положения Закона N 255-ФЗ, вступившие в силу с 1 января 2011 года.
Если же страховой случай наступил в 2010 году и продолжается в 2011 году, то рассчитывать пособие необходимо следующим образом:
— за дни временной нетрудоспособности, беременности и родов, отпуска по уходу за ребенком, которые приходятся на 2010 года - по старым правилам;
— за дни временной нетрудоспособности, беременности и родов, отпуска по уходу за ребенком, которые приходятся на 2011 год - либо по старым, либо по новым правилам, в зависимости от того, в каком из вариантов расчета сумма пособия будет больше.
В заключение
Процесс принятия новой редакции Закона N 255-ФЗ сопровождался столь бурными обсуждениями и таким количеством критики, что сам текст законопроекта в итоге претерпел существенные изменения. Наиболее спорные поправки, касающиеся повышения стажевых порогов для выплаты пособий депутаты Госдумы РФ все же отклонили.
Подводя итоги, можно резюмировать, что новые правила назначения и расчета пособий ухудшают положение работодателей, поскольку число их обязанностей добавилось, а расходы по оплате листов временной нетрудоспособности возросли. Что касается работников, то, несмотря на благие цели поправок размер их социальных выплат, тем не менее будет продолжать снижаться, поскольку некоторые из рассмотренных изменений носят временный характер.
Комментарии
1463000 - это для уплаты взносов. Для расчета пособий применяется лимит прошлого периода