Березкин И.В.
Опубликовано в номере: Заработная плата №10 / 2004
Согласно положениям статьи 170 Трудового кодекса Российской Федерации (далее по тексту — ТК РФ) работодатель обязан освобождать работника от работы с сохранением за ним места работы (должности) на время исполнения им государственных или общественных обязанностей в случаях, если в соответствии с федеральным законом эти обязанности должны исполняться в рабочее время.
В свою очередь государственный орган или общественное объединение, которые привлекли работника к исполнению государственных или общественных обязанностей, выплачивают работнику за время исполнения этих обязанностей в размере, определенном законом, иным нормативным правовым актом либо решением соответствующего общественного объединения.
Таким образом, по общему правилу при привлечении работника к выполнению государственных или общественных обязанностей, расходы на выплату в пользу них среднего заработка или заменяющих их сумм (в частности, вознаграждения) должны производиться органами, привлекшими работника, а не работодателем. В обязанности работодателя согласно статье 170 ТК РФ входит только сохранение места работы (должности).
Однако в силу положений статьи 423 ТК РФ, допускающей применение и иных нормативных актов в сфере трудового законодательства (включая те из них, которые были приняты до 1 февраля 2002 г., — даты вступления в силу ТК РФ), в ряде случаев расходы по оплате труда могут нести и сами работодатели. На таких случаях мы остановимся ниже особо.
К сожалению, единого нормативного акта, регулирующего порядок предоставления гарантий и компенсаций лицам при исполнении ими государственных обязанностей в настоящее время не существует. В связи с этим в каждом конкретном случае привлечения работника тем или иным органом, работодателю следует учитывать правомерность отрыва работника от производственной (хозяйственной) деятельности, а также какая из сторон (работодатель или привлекающий орган) должна нести расходы по оплате труда работника и какие.
Привлечение сотрудников к исполнению воинской обязанности
или обеспечению исполнения воинской обязанности
Согласно положениям действующего законодательства воинская обязанность граждан Российской Федерации предусматривает собой в том числе воинский учет, обязательную подготовку к военной службе, призыв на военную службу, призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.
За период медицинского освидетельствования, медицинского обследования или лечения граждан для решения вопроса о постановке их на воинский учет, об обязательной подготовке к военной службе, о призыве или добровольном поступлении на военную службу, призыве на военные сборы, а также на время исполнения других обязанностей, связанных с воинским учетом, обязательной подготовкой к военной службе, призывом или добровольным поступлением на военную службу и призывом на военные сборы, граждане освобождаются от работы или учебы с сохранением за ними места постоянной работы или учебы и выплатой среднего заработка или стипендии по месту постоянной работы (учебы) в размере не более 1000 руб. Таковы положения статьи 6 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».
Кроме этого, указанным гражданам возмещаются расходы, связанные с наймом (поднаймом) жилья и оплатой проезда от места жительства (работы, учебы) и обратно, а также командировочные расходы.
Согласно пункту 3 Положения о финансировании расходов, связанных с реализацией Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2001 г. № 157) финансирование указанных расходов осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусматриваемых по разделу «Национальная оборона» (подраздел «Обеспечение мобилизационной и вневойсковой подготовки», целевая статья «Мобилизационная подготовка и переподготовка резервов, учебно-сборовые мероприятия с гражданами Российской Федерации»). При этом выплаченные гражданам средства компенсируются военными комиссариатами в месячный срок после представления работодателями необходимых документов.
Таким образом, в части расходов по оплате труда в пользу лиц, привлеченных для исполнения предусмотренной законом воинской обязанности, установлена схема, при которой работодатель за счет своих средств производит соответствующие расходы, которые затем возмещаются военными комиссариатами, по требованиям которых лица были отвлечены от выполнения трудовых обязанностей.
Суммы среднего заработка выплачиваются в размере не свыше 1000 руб., и как можно предположить указанная сумма определена из расчета за полный месяц. Вся остальная сумма (то есть превышающая) должна погашаться за счет собственных средств организации, и при этом она не будет приниматься в целях налогообложения по налогу на прибыль.
Для определения причитающейся к выплату в пользу работника суммы следует сначала рассчитать сумму среднего заработка, и затем сопоставить ее с установленной законом суммой ограничения.
При этом расчет среднего заработка осуществляется в порядке, установленном статьей 139 ТК РФ и Положением об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2003 г. № 213.
Если иное не установлено коллективным договором организации, расчет среднего заработка должен производиться исходя из фактически начисленной работнику заработной платы и фактически отработанного им рабочего времени за 12 месяцев, предшествующих моменту выплаты. В коллективном договоре могут быть предусмотрены и иные периоды для расчета средней заработной платы.
Для определения среднего заработка в соответствии с пунктом 8 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы используется средний дневной заработок, определяемый путем деления суммы заработной платы, фактически начисленной за расчетный период, на количество фактически отработанных в этот период дней. В свою очередь средний заработок определяется путем умножения среднего дневного заработка на количество дней (рабочих, календарных) в периоде, подлежащем оплате.
Пример 1
Работник организации в период с 13 по 14 сентября 2004 г. по требованию районного военного комиссариата проходил медицинское обследование с целью принятия решения о добровольном поступлении на военную службу по контракту.
За указанные дни за работником должно быть сохранено место работы, и выплачен средний заработок в размере не свыше 1000 руб. из расчета за месяц, который затем должен быть компенсирован военным комиссариатом.
Коллективным договором организации специальный расчетный период для исчисления среднего заработка не установлен, в связи с чем должен применяться общеустановленный в 12 месяцев, предшествующих месяцу его исчисления.
В расчетном периоде с 1 сентября 2003 г. по 31 августа 2004 г. работнику начислено заработной платы и им отработано:
Месяц расчетного периода | Количество фактически отработанных дней | Количество рабочих дней по графику работы (пятидневная рабочая неделя) | Сумма учитываемой заработной платы (рублей) |
Сентябрь 2003 г. | 22 | 22 | 6200 |
Октябрь 2003 г. | 23 | 23 | 6400 |
Ноябрь 2003 г. | 19 | 19 | 5800 |
Декабрь 2003 г. | 22 | 22 | 7400 |
Январь 2004 г. | 19 | 19 | 6800 |
Февраль 2004 г. | 15 | 19 | 5200 |
Март 2004 г. | 22 | 22 | 7200 |
Апрель 2004 г. | 22 | 22 | 7300 |
Май 2004 г. | 18 | 18 | 7200 |
Июнь 2004 г. | 21 | 21 | 7800 |
Июль 2004 г. | 2 | 22 | 820 |
Август 2004 г. | 22 | 22 | 6800 |
ИТОГО: | 227 | 251 | 74920 |
Остальные рабочие дни в феврале 2004 г. работник болел, в подтверждение чего им представлен листок нетрудоспособности, а в июле 2004 г. работнику был предоставлен очередной оплачиваемый отпуск продолжительностью 28 календарных дней. Указанные дни, а также выплаченные за них суммы пособия по временной нетрудоспособности и среднего заработка за отпуск при исчислении среднего заработка за время привлечения работника к выполнению государственных обязанностей не учитываются.
Для определения сумм среднего заработка необходимо:
- Определить сумму учитываемой заработной платы — 74920 руб.
- Определить количество фактически отработанных в расчетном периоде дней — 227 дней.
- Определить среднедневной заработок работника — 330 руб. 04 коп. (74920 руб. / 227 дней).
- Рассчитать сумму среднего заработка — 660 руб. 08 коп. (330 руб. 04 коп. x 2 дня).
Исчисленные суммы среднего заработка необходимо сравнить с законодательно установленным ограничением суммы среднего заработка в размере 1000 руб.
Всего в сентябре 2004 г. 22 рабочих дня по календарю пятидневной рабочей недели, а потому сумма ограничения выплачиваемого среднего заработка составит 90 руб. 91 коп. (1000 руб. / 22 рабочих дня x 2 дня).
Из исчисленных сумм (сумма среднего заработка и законодательно установленные ограничения) следует принять меньшую, то есть 90 руб. 91 коп. Именно данная и сумма и должна быть предъявлена к возмещению районному военному комиссариату.
Из собственных средств организации, оставшихся в ее распоряжении после уплаты налога на прибыль, может быть выплачена доплата до суммы среднего заработка в размере 569 руб. 17 коп. (660 руб. 08 коп. — 90 руб. 91 коп.).
Согласно пункту 2 статьи 6 Федерального закона № 53-ФЗ привлеченные на военные сборы граждане за время их прохождения освобождаются от работы или учебы с сохранением за ними места постоянной работы или учебы и выплатой среднего заработка или стипендии по месту постоянной работы или учебы в размере не более 1000 рублей. Им выплачиваются также оклад по воинской должности, предусмотренной штатом воинской части, корабля, учреждения, организации Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, оклад по воинскому званию и возмещаются командировочные расходы за время нахождения в пути.
Выплачиваемый организациями, где работают граждане, средний заработок также возмещается военными комиссариатами в месячный срок после представления необходимых документов. Выплаты оклада по воинской должности, оклада по воинскому званию и возмещение командировочных расходов за время нахождения в пути осуществляются воинскими формирования, где граждане проходят военные сборы.
Согласно статье 5 Федерального закона № 53-ФЗ для проведения медицинского освидетельствования, медицинского обследования и медицинского осмотра при постановке на воинский учет, призыве или поступлении на военную службу по контракту, призыве на военные сборы, медицинского переосвидетельствования, ранее признанных ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, а также для осуществления иных мероприятий, связанных с призывом или поступлением на военную службу по контракту и призывом на военные сборы, привлекаются необходимые врачи-специалисты, средний медицинский персонал, другие специалисты и технические работники.
Гражданам, участвующим в указанных мероприятиях по обеспечению исполнения воинской обязанности или поступления на военную службу по контракту, за время участия в указанных мероприятиях по месту их постоянной работы выплачивается средний заработок, а также возмещаются расходы, связанные с наймом (поднаймом) жилья и оплатой проезда в другую местность и обратно и командировочные расходы. Как видим в этом случае средний заработок выплачивается без его ограничения какой-либо суммой, то есть исходя из фактически начисленной работникам по месту постоянной работы заработной платы.
Согласно пункту 5 утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2001 г. № 157 Положения возмещение организациям выплаченных гражданам средств осуществляется военными комиссариатами в месячный срок после представления необходимых документов. Возмещению подлежат как полные суммы среднего заработка граждан, так и оплаченные в их пользу расходы по найму жилья, оплате проезда, а также суточные при служебных командировках.
Во всех случаях суточные должны возмещаться по нормам, установленным постановлениями Правительства Российской Федерации от 2 октября 2002 г. № 729 «О размерах возмещения расходов, связанных со служебными командировками на территории Российской Федерации, работникам организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета» и от 8 февраля 2002 г. № 93 «Об установлении норм расходов организаций на выплату суточных или полевого довольствия, в пределах которых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций такие расходы относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией», то есть в размере 100 руб. за каждый день исполнения соответствующих обязанностей вне места постоянного жительства.
Что касается расходов, связанных с наймом (поднаймом) жилья и оплатой проезда в другую местность и обратно, то они в силу положений Федерального закона № 53-ФЗ должны оплачиваться и затем возмещаться военными комиссариатами по фактической сумме.
На начисленные в пользу соответствующих категорий граждан суммы среднего заработка в общеустановленном порядке начисляется единый социальный налог, а также страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Также указанные суммы включаются в объект налогообложения по налогу на доходы физических лиц. Льгот в части налогообложения указанных выплат действующее налоговое законодательство не содержит, хотя и компенсируются они затем за счет средств федерального бюджета.
Если же касаться сумм, выплачиваемых в возмещение найма жилья, проезда, а также командировочных расходов, то они освобождаются от налогообложения по общеустановленным правилам, а именно в пределах установленных норм.
Как представляется, исчисленные со среднего заработка суммы единого социального налога и страховых взносов также должны возмещаться военными комиссариатами. В части сумм, начисленных в пользу граждан, участвовавших в мероприятиях по обеспечению исполнения воинской обязанности, особых вопросов возникнуть не должно, хотя напрямую указанные расходы в статье 5 Федерального закона № 53-ФЗ не поименованы. А вот в части тех сумм, по которым законодательством установлены ограничения в 1000 руб., вопрос об источнике финансирования расходов на оплату сумм единого социального налога и страховых взносов остается открытым. По мнению редакции, указанные суммы также должны возмещаться военными комиссариатами сверх сумм среднего заработка в размере 1000 руб. В случае отказа военных комиссариатов компенсировать суммы единого социального налога и страховых взносов организациям рекомендуется обращаться за защитой своих интересов в судебные органы. Следует избегать случаев оплаты единого социального налога и страховых взносов за счет собственных средств, так как исчислены они не от выплат, отнесенных в установленном порядке в уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль, а потому по требованию налоговых органов они могут предъявляться к оплате за счет собственных средств организации, оставшихся в ее распоряжении после уплаты налога на прибыль.
Как отмечалось ранее, доплачиваемые до фактического среднего заработка работника суммы не могут быть приняты в целях исчисления налога на прибыль, а потому должны погашаться за счет собственных средств организации. При этом исчисленные с таких разниц суммы единого социального налога и страховых взносов организация вынуждена будет также производить за счет собственных средств.
Так как начисленные в пользу работника суммы должны быть впоследствии возмещены военными комиссариатами, то они в соответствии с утвержденными приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. № 94н Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности и Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций отражаются по счетам учета расчетов или целевого финансирования:
Дебет счетов 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», 86 «Целевое финансирование» Кредит счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»
— начисленные в пользу работников суммы среднего заработка (с соблюдением законодательно установленных ограничений), а также суммы в возмещение расходов, связанных с наймом (поднаймом) жилья, оплатой проезда в другую местность и обратно, а также командировочных расходов;
Дебет счета 70 Кредит счета 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет «Расчеты по налогу на доходы физических лиц»
— удержание налога на доходы физических лиц с сумм начисленного среднего заработка, а также с командировочных расходов, превышающих установленные нормы;
Дебет счетов 76, 86 Кредит счета 69 «Расходы по социальному страхованию и обеспечению»
— начисления с сумм среднего заработка, а также с командировочных расходов, превышающих установленных нормы, единого социального налога, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
Дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет «Прочие расходы» Кредит счетов 70, 69
— доплата сумм среднего заработка, а также начисление с указанной доплаты сумм единого социального налога и страховых взносов на обязательное страхование;
Дебет счета 70 Кредит счета 50 «Касса»
— выплата сумм среднего заработка, а также возмещение командировочных расходов;
Дебет счета 51 «Расчетные счета» Кредит счетов 76, 86
— возмещение военными комиссариатами расходов, понесенных работодателями в пользу работников, привлеченных к исполнению воинской обязанности или к мероприятиям по обеспечению исполнения воинской обязанности.
Привлечение сотрудников в качестве свидетелей
и иных лиц в судебные органы, органы дознания и следствия
Порядок привлечения граждан в качестве свидетелей и иных лиц в судебные органы, органы дознания и следствия регулируется положениями соответствующих кодексов, а также рядом иных нормативных правовых актов.
В частности, согласно пункту 2 статьи 95 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации от 14 ноября 2002 года № 138-ФЗ за работающими гражданами, вызываемыми в суд в качестве свидетелей по гражданскому процессу, сохраняется средний заработок по месту работы. При этом средний заработок сохраняется за все время их отсутствия в связи с явкой в суд без каких-либо ограничений выплачиваемой суммы.
Возмещений указанных сумм среднего заработка судебными или иными органами законодательством не установлено, в связи с чем указанные расходы должны нести работодатели. Расчет среднего заработка должен производиться по общеустановленным правилам.
Средний заработок сохраняется за все рабочие дни недели по графику, установленному для конкретного работника по месту постоянной работы.
Пример 2
В период с 13 по 16 сентября 2004 г. работник по требованию суда другого населенного пункта привлекался в качестве свидетеля по гражданскому процессу.
За указанные дни работник вправе требовать от работодателя получения сумм среднего заработка, исчисленного по правилам, установленным трудовым законодательством.
Предположим, что в расчетном периоде в 12 месяцев, предшествующих сентябрю 2004 г., работник отработал 174 дня по графику пятидневной рабочей недели, и за тот же расчетный период работнику начислено учитываемой заработной платы в размере 42230 руб.
Размер среднедневного заработка составит 242 руб. 70 коп. (42230 руб. / 174 дня), а сумма среднего заработка — 970 руб. 80 коп. (242 руб. 70 коп. x 4 рабочих дня по графику пятидневной рабочей недели в период с 13 по 16 сентября 2004 г.).
Свидетели, не состоящие в трудовых отношениях, за отвлечение их от обычных занятий получают компенсацию за потерю времени исходя из фактических затрат времени и установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. Кроме того, свидетелям, экспертам, специалистам и переводчикам возмещаются понесенные ими в связи с явкой в суд расходы на проезд и проживание, а также выплачиваются суточные. Все приведенные расходы несут судебные органы.
В отличие от лиц, вызванных в качестве свидетелей, эксперты и специалисты права на сохранение по месту основной работы среднего заработка не имеют. Согласно пункту 3 статьи 95 ГПК РФ данным лицам выплачивается вознаграждение за выполненную по поручению суда работу, если только эта работа не входит в круг их служебных обязанностей в качестве работников государственного учреждения. Размер вознаграждения определяется судом по согласованию со сторонами и по соглашению с экспертами, специалистами.
В настоящее время порядок возмещения расходов по явке в судебные органы, а также выплаты вознаграждения, регулируется положениями Инструкции о порядке и размерах возмещения расходов и выплаты вознаграждения лицам в связи с их вызовом в органы дознания, предварительного следствия, прокуратуру или суд, утвержденной постановлением Совмина РСФСР от 14 июля 1990 г. № 245.
За работающими гражданами, вызываемыми в арбитражный суд в качестве свидетелей, сохраняется средний заработок по месту их работы за время отсутствия в связи с явкой в суд (пункт 4 статьи 107 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации от 24 июля 2002 г. № 95-ФЗ).
Возмещение указанных расходов арбитражными судами не предусмотрено, в связи с чем соответствующие расходы должны нести сами работодатели. Правда, такие расходы организации могут принимать в целях налогообложения прибыли. Относятся в уменьшение налоговой базы также и исчисленные с начисленного среднего заработка суммы единого социального налога и страховых взносов на обязательное социальное страхование.
Свидетели, не состоящие в трудовых отношениях, за отвлечение их от обычных занятий получают компенсацию с учетом фактически затраченного времени, исходя из установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. Эксперты, свидетели и переводчики имеют право на возмещение понесенных в связи с явкой в арбитражный суд расходов на проезд, найм жилого помещения и выплату суточных. Все данные расходы оплачиваются судами.
Лицам, привлеченным судами в качестве экспертов, также выплачивается вознаграждение за работу, выполненную ими по поручению арбитражного суда, если только эта работа не входит в круг их служебных обязанностей как работников государственных судебно-экспертных учреждений. Размер вознаграждения определяется судом по согласованию с лицами, участвующими в деле, и по соглашению с экспертом.
Лица, вызванные в качестве свидетелей в налоговые органы, имеют право на сохраняемый по месту основной работы средний заработок в соответствии с пунктом 3 статьи 131 Налогового кодекса Российской Федерации. При этом работодатель обязан выплатить работнику среднюю заработную плату, исчисленную исходя из фактически начисленной ему заработной платы без каких-либо ограничений.
За лицами, вызванными в налоговые органы в качестве переводчиков, специалистов и экспертов, средний заработок по месту основной работы не сохраняется, а судебные органы выплачивают им вознаграждение за работу, выполненную ими по поручению налогового органа, если только данная работа не входит в круг их служебных обязанностей.
Оплата вознаграждения осуществляется по нормам, установленным постановлением Минтруда России от 18 февраля 2000 г. № 19 «Об утверждении норм оплаты денежного вознаграждения переводчиков, специалистов и экспертов, привлекаемых для участия в производстве действий по осуществлению налогового контроля».
Свидетелям, переводчикам, специалистам, экспертам и понятым возмещаются понесенные ими в связи с явкой в налоговый орган расходы на проезд, наем жилого помещения и выплачиваются суточные. Порядок возмещения указанных сумм определен в Положении о порядке выплаты и размерах сумм, подлежащих выплате свидетелям, переводчикам, специалистам, экспертам и понятым, привлекаемым для участия в производстве действий по осуществлению налогового контроля, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 16 марта 1999 г. № 298.
Согласно пункту 2 статьи 11 Федерального закона РФ от 2 января 2000 года № 37-ФЗ «О народных заседателях федеральных судов общей юрисдикции» за народными заседателями в период исполнения обязанностей по осуществлению правосудия по основному месту работы сохраняются средний заработок, а также гарантии и льготы, предусмотренные действующим законодательством. Таким образом, и в этом случае выплата среднего заработка должна осуществляться за счет средств организации.
Кроме этого, за время участия народного заседателя в осуществлении правосудия соответствующий суд выплачивает ему за счет средств федерального бюджета компенсационное вознаграждение в размере одной четвертой части должностного оклада судьи данного суда, а также возмещает командировочные расходы.
Учитывая практическую значимость рассмотренных вопросов, а также многообразие случаев привлечения граждан к исполнению государственных или общественных обязанностей, редакция журнала просит читателей высказать свою точку зрению, а также изложить в своих письмах для рассмотрения и анализа возникающие на практике ситуации.
Начать дискуссию