Учет в строительстве

Учет демонтированного оборудования

Демонтаж ставших ненужными на строительной площадке временных строений (сооружений, оборудования) не редкость. Но, поскольку связанные с этим операции повседневными все же не назовешь, их учет вызывает у бухгалтеров вопросы.
Демонтаж ставших ненужными на строительной площадке временных строений (сооружений, оборудования) не редкость. Но, поскольку связанные с этим операции повседневными все же не назовешь, их учет вызывает у бухгалтеров вопросы.
Дальнейшее использование пока не определено…

Рассмотрим такую ситуацию. Организация (инвестор-заказчик-застройщик) ведет строительство объекта подрядным способом. На площадке было сооружено некое строение, на котором проводились испытания конструкций, аналоги которых будут использоваться при строительстве основного объекта. Когда испытания закончились, строение разобрали (за ненадобностью). Демонтаж осуществил подрядчик.

Сомнение вызвали следующие моменты. Как принять к учету демонтированное оборудование, если еще не решено, что с ним делать дальше. Возможных вариантов несколько: продать, хранить на складе или передать в монтаж для использования на другом объекте. И каким образом оценить демонтированное оборудование – обязательно ли привлекать организацию-оценщика? Ответим на возникшие вопросы по порядку.  

Порядок прихода полученных материалов

Скорее всего строение (вместе с находящимся в нем оборудованием для проведения испытаний) числилось у строительной организации в составе основных средств. В бухгалтерском учете оценка материалов, полученных при ликвидации основных средств, производится исходя из их рыночной стоимости. Согласно пункту 9 ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов» (утверждено приказом Минфина России от 9 июня 2001 г. № 44н), стоимость материальных ценностей, остающихся от списания (выбытия) основных средств и другого имущества, определяется исходя из их текущей рыночной стоимости на дату принятия к бухгалтерскому учету. Приход отражается по дебету счета 10 «Материалы» в корреспонденции со счетом 91 «Прочие доходы и расходы» (субсчет «Прочие доходы») независимо от вариантов дальнейшего использования указанных материалов.

В налоговом учете оценка материалов, полученных при ликвидации основных средств, также должна производиться по рыночной стоимости. В соответствии с пунктом 13 статьи 250 Налогового кодекса РФ материалы, полученные при ликвидации основных средств, учитываются в целях налогообложения как внереализационные доходы. По сути, это доход в натуральной форме. Согласно пункту 5 статьи 274 Налогового кодекса РФ, доход в таких ситуациях признается исходя из цены сделки с учетом положений статьи 40 Налогового кодекса РФ (о рыночных ценах).

Напомним, что если иное не предусмотрено данной статьей, то для целей налогообложения принимается цена товаров, работ или услуг, указанная сторонами сделки. Пока не доказано обратное, предполагается, что эта цена соответствует уровню рыночных цен. Затраты на ликвидацию выводимых из эксплуатации основных средств (демонтаж, разборку) включаются в состав внереализационных расходов на основании подпункта 8 пункта 1 статьи 265 Налогового кодекса РФ. 

Оценка оборудования

Что касается порядка определения рыночной цены, то здесь необходимо обратить внимание на следующее. Пунктом 2 статьи 40 Налогового кодекса РФ налоговым органам предоставлено право проверки правильности применения цен лишь в определенных случаях, а именно:

1) между взаимозависимыми ли­­­­­ца­ми;

2) по товарообменным (бартерным) операциям;

3) при совершении внешнеторговых сделок;

4) при отклонении более чем на 20 процентов в сторону повышения или понижения от уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным (однородным) товарам (работам, услугам) в пределах непродолжительного периода времени.

>|Рыночной ценой товара (работы, услуги) признается цена, сложившаяся при взаимодействии спроса и предложения на рынке идентичных (а при их отсутствии – однородных) товаров (работ, услуг) в сопоставимых экономических (коммерческих) условиях (п. 4 ст. 40 Налогового кодекса РФ).|<

И ни один из этих случаев не подходит к нашей ситуации.

Конечно, оценка рыночной стоимости, произведенная профессиональным оценщиком, не вызовет возражений налоговиков. Но, по мнению автора, привлекать оценщика вовсе необязательно. Ничто не мешает организации использовать другие официальные источники информации. Но нередко и это оказывается непростой задачей. При проведении проверок правильности применения цен инспекторы часто не могут получить официальные данные о рыночных ценах на товары (работы, услуги), идентичные (однородные) проверяемым.

>|При определении и признании рыночной цены товара, работы или услуги используются официальные источники информации о рыночных ценах и биржевых котировках (п. 11 ст. 40 Налогового кодекса РФ).|<

Ведь Налоговый кодекс РФ не дает ответа на вопрос, что следует понимать под официальными источниками информации о рыночных ценах, а сложившаяся арбитражная практика по данному вопросу весьма противоречива.

В этом случае можно посоветовать строительной организации воспользоваться данными бухгалтерского учета (особенно если рыночная стоимость оборудования не очень отличается от «бухгалтерской»). Например, взять данные о затратах организации, которые произведены при создании строения, скорректировав их на величину амортизации.

Что касается вариантов учета в зависимости от дальнейшего использования оборудования, организации надо прежде всего определиться (вопрос требует уточнения). Например, если демонтированное оборудование учитывалось в качестве самостоятельных объектов основных средств, то учет будет совсем другим: либо перевод его в состав товаров, либо включение в состав законсервированного оборудования с прекращением начисления амортизации, либо учет в качестве материалов, которые затем будут формировать стоимость вновь создаваемых объектов основных средств. Если оборудование станет использоваться в том же качестве на другом объекте, то никаких изменений в учете не произойдет (кроме отражения перемещения в инвентарной карточке).

Важно запомнить

При проведении проверок правильности применения цен налоговые органы обязаны, во-первых, доказать несоответствие применяемых налогоплательщиками цен рыночным, а во-вторых, учесть все особенности товаров (работ, услуг) и условия рассматриваемых сделок, которые могут повлиять на величину цен. При этом в случае отстаивания налогоплательщиками своих прав в суде им должны быть представлены налоговиками доказательства, обосновывающие уровень применяемых цен (п. 1 ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ).

Статья напечатана в журнале "Учет в строительстве" №6, июнь 2011 г.

Начать дискуссию

Общество

👍 Президент подписал закон, упрощающий принятие решений на общих собраниях членов СНТ и ОНТ

Владимир Путин подписал разработанный при участии Росреестра федеральный закон, которым упрощен процесс принятия решений на общих собраниях членов садоводческих (СНТ) и огороднических товариществ.

Патентная активность российских изобретателей выросла на 7%

Более 15 000 заявок на патентование изобретений и полезных моделей подали отечественные разработчики в Федеральную службу по интеллектуальной собственности (Роспатент) с января по июнь 2024 года.

Опубликованы поручения Президента по итогам Петербургского международного экономического форума-2024

Владимир Путин утвердил перечень поручений по итогам ПМЭФ-2024, который прошел 5–8 июня.

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Нацбюро кредитных историй назвало средний размер автокредита

По данным кредиторов, передающих сведения в Национальное бюро кредитных историй (НБКИ), в июне 2024 года средний размер выданных автокредитов составил 1,47 млн рублей.

МВД: если поменяли сим-карту, открепите номер от Госуслуг и мобильного приложения

Киберпреступники приобретают старые сим-карты, которые уже были использованы и поступили в повторную продажу.

1
УК РФ

Ответственность за цифровые преступления ужесточат

По результатам деятельности созданной в 2020 году на площадке Генпрокуратуры межведомственной рабочей группы подготовлены проекты федеральных законов об ужесточении ответственности за преступления в цифровой среде.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Как разработать детальный финансовый план и бюджет для бизнеса

Разработка детального финансового плана и бюджета — ключевой аспект успешного управления бизнесом. Этот процесс помогает предусмотреть финансовые трудности и эффективно распределить ресурсы, обеспечивая устойчивое развитие компании. В данном руководстве вы найдете пошаговый план для создания финансового плана и бюджета.

Инвестиции

Пополнил брокерский счет на 300 000 в июле. Что купил? Часть 2

Заканчивается июль, а вместе с ним и бюджет, который был выделен на инвестиции. В первой половине месяца я покупал чуть меньше акции, чуть больше облигации, а также немного фондов. Во второй половине месяца действовал примерно по тому же плану.

Пополнил брокерский счет на 300 000 в июле. Что купил? Часть 2

Новые функции и улучшения на «Клерке»: обновления за июль. Выпуск #1

В июле представили обновления: сортировка главной страницы одним кликом, новый инструмент для самозанятых, возможность монетизации для авторов в "Трибуне" и продвижение материалов в блогах компаний. Также улучшен сервис "Клерк.Работа" и введены новые функции для Бизнес Аккаунта и личного кабинета.

Новые функции и улучшения на «Клерке»: обновления за июль. Выпуск #1
2
Обзоры новостей

Налог на бездетность, Ивлеева уплатила долг, НДФЛ при манипуляциях с землей в обзоре

Интересные события в налоговой сфере.

Бухгалтеры не видят актуальных данных ЕНС и не могут сформировать электронные подписи в ЛК. 🔨«Ночной бухгалтер» № 1733

Никогда такого не было... Бухгалтеры жалуются, что в личных кабинетах невозможно посмотреть актуальную информацию по сальдо ЕНС. Данные стоят на 15, 18, 19 июля. Если написать через ЛК налоговикам, сведения обновляются, но не всем. Формировать электронные подписи многие также не могут, не отправить 3-НДФЛ, не обновить электронные подписи.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Инвестиции

Физлицам и компаниям ЕС запретили участвовать в российской схеме обмена активами

Власти Евросоюза призвали инвесторов и компании не участвовать в обмене заблокированных ценных бумаг, поскольку в этом механизме участвует подсанкционный Национальный расчетный депозитарий.

ОСАГО

ОСАГО можно оформить онлайн через Сбер

Водители могут застраховать машину онлайн за несколько минут. Достаточно ввести данные документов и выбрать страховщика на маркетплейсе Сбербанка.

Для россиян тоже установят лимит на количество сим-карт

Несколько сим-карт нужны владельцам гаджетов, которые позволяют управлять умным домом и камерами наблюдения.

Сотрудников не могут заставить сдавать отпечатки пальцев

Частные компании не имеют права проводить дактилоскопическую регистрацию сотрудников, чтобы наладить пропускной режим на объекте.

Бухгалтеры

НДС на УСН в 2025 году, выбор налогового режима, топ претензий от ФНС, и господдержка бизнеса — какие вебинары пройдут в августе 2024 года

Подготовили для вас анонс предстоящих вебинаров в августе.

НДС на УСН в 2025 году, выбор налогового режима, топ претензий от ФНС, и господдержка бизнеса — какие вебинары пройдут в августе 2024 года
Новости ФНС

ФНС начнет регистрировать личные фонды россиян

Полномочия по регистрации личных фондов для управления бизнесом, имуществом и активами перешли от Минюста к ФНС.

Личные финансы

Цены на туры в Турцию выросли до 300 000 рублей за среднюю путевку

Итоги первой половины лета показали, что отдых на море в этом году стал для россиян дороже еще на несколько десятков процентов. Подорожало все — и гостиницы, и перелеты, и пакетные туры. Причем не только за границей, но и в России.

Бесплатно с Трудовое право

Трудовые споры: сколько денег можно взыскать с работодателя за неправильную запись в трудовой книжке 

Все зависит от того, в состоянии ли работник доказать, что неправильная запись в трудовой лишила его заработка. Разбираем детали.

Трудовые споры: сколько денег можно взыскать с работодателя за неправильную запись в трудовой книжке 

Интересные материалы

Кадровый учет

Перемещение работника

В данном материале рассмотрим, как выглядит процедура перемещения сотрудника. Поговорим о том, какими документами оформляется это кадровое мероприятие. Разберем, в чем состоят отличия между перемещением и переводом работника.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру