Экономика России

Чартеры в Общественную палату

Передел чартерного рынка в России продолжается и принимает все более причудливые формы. Под прицелом санкций регулятора оказались не только небольшие региональные авиакомпании, но и новоиспеченные лидеры рынка.
Чартеры в Общественную палату
На фото руководитель отдела по связям с общественностью авиакомпании «Скай Экспресс» Виталий Коренюгин

Передел чартерного рынка в России продолжается и принимает все более причудливые формы. Под прицелом санкций регулятора оказались не только небольшие региональные авиакомпании, но и новоиспеченные лидеры рынка.

Широкое обсуждение проблем в СМИ о передрягах на чартерном рынке не оставило равнодушным Общественную палату РФ, которая 24 мая 2011 года проведет круглый стол на тему: «Вопросы организации пассажирских авиаперевозок в летний туристический сезон».

Представители Палаты с сожалением констатируют, что ситуация на рынке пассажирских авиаперевозок, в первую очередь чартерных, не улучшается. Наоборот, налицо ухудшение ситуации с чартерными перевозками, особенно из аэропортов Московского авиационного узла. Задержки рейсов более чем на 8-9 часов, переносы рейсов из одного аэропорта в другой стали обыденным явлением. Тысячи граждан РФ уже получили испорченные отпуска, но основной летний сезон еще впереди и стабилизации ситуации пока не наблюдается.

По оценкам экспертов неблагоприятная ситуация на рынке пассажирских авиаперевозок сложилась, в первую очередь, из-за искусственно созданных административных барьеров и ограничения свободной конкуренции на рынке. По мнению представителей правозащитных организаций, представителей туристической индустрии и большинства авиаперевозчиков, созданная на основании Приказа №92 Министерством транспорта РФ система «назначенных перевозчиков» в настоящее время нуждается в пересмотре и доработке. Инициатива Федерального агентства воздушного транспорта РФ о переносе чартерных программ на ночное время также требует общественного обсуждения. По мнению общественности, граждане РФ, путешествующие чартерными рейсами, не граждане «второго сорта». А ограничение в допусках к чартерным маршрутам все еще добавляет непредсказуемости в развитии перевозок.

Недавний случай с авиакомпанией «Северный Ветер» очередной раз всколыхнул авиационную общественность и поставил несколько неприятных вопросов перед авиасообществом. Почему именно они? По сведениям Росавиации за апрель текущего года доля задержанных рейсов у «Северного Ветра» составила всего 9%, в то время как лидером по задержкам является совершенно другая авиакомпания с почти четвертью задержанных рейсов. Остается только предполагать, что в случае серьезного сокращения чартерной программы, в выигрыше останутся только крупные игроки, или как их называют «назначенные перевозчики». Для участников рынка - туроператоров, авиакомпаний это более серьезный сигнал, нежели нормативы пропускной способности аэропортов, регистрации пассажиров и даже рекомендации переноса рейсов на ночное время. Последнее, на мой взгляд, вообще не должно вызывать беспокойство пассажиров, поскольку вылет в ночное время даже во многом удобнее, а прибывать в аэропорт на регистрацию рейсов обязательно как минимум за 1 час до вылета. Большинство авиаперевозчиков рекомендует заблаговременно приезжать в московские аэропорты, где значительно усилены меры безопасности и потребуется дополнительное время на досмотр при входе в аэропорт. Сейчас нормативы досмотра установлены в пределах 3-4 минут на пассажира, а регистрация не более 2 минут. Хотя в  Скай Экспресс эти нормативы еще жестче – время регистрации пассажиров не должно превышать 1 минут.

Свою озабоченность по поводу дефицита предложения на чартерные перевозки уже выразила в официальном обращении к главе Росавиации Ассоциация Российских туроператоров, прогнозируя рост цен на туристические путевки на 30%, а дефицит на ряде направлений до 40%. Главный вопрос, волнующий туриндустрию, когда туроператоры, а с ними и авиакомпании, смогут в спокойном режиме, без страха за завтрашний день планировать чартерные объемы и получать заблаговременно допуски на маршруты, тем самым избавив и себя и пассажиров от неприятных моментов по экстренным переносам рейсов в другие аэропорты и другим перевозчикам. Прозрачный, предсказуемый и открытый механизм принятия решений смог бы снять нервозность на туристическом рынке, а развитие конкуренции на маршрутах способствовало бы увеличению спроса на турпутевки по доступным ценам.

Начать дискуссию