Отчетность

Новинки персонифицированной отчетности и рекомендации по сдаче электронной отчетности в ПФР

Обзор изменений в формах персонифицированной отчетности и комментарий к разъяснениям ПФР о сдаче отчетности в электронном виде

Постановление Правления ПФР от 24.03.2011 N 59п (далее - Постановление); Информация ПФР от 20.05.2011

К частым изменениям в сфере пенсионного страхования все уже привыкли. Новое Постановление, несущее с собой перемены в формах персонифицированной отчетности, еще не опубликовано, а потому не вступило в силу <1>. Но к отчетности по итогам II квартала <2> все формальности, скорее всего, будут соблюдены. Поэтому мы решили рассказать вам о новшествах в этой сфере уже сейчас.

Формы обновили, коды дополнили

Появилась новая редакция описи АДВ-6-2 <3>. Отличие ее от предыдущей версии только в том, что по доначисленным страховым взносам нужно будет отдельно указывать начисленные и уплаченные суммы.

Кроме того, по новым правилам в одном реестре СЗВ-6-2 можно будет отражать сведения не более чем о 200 лицах (ранее - не более чем о 32 000) <4>.

Среди прочих изменений - обновленный классификатор параметров (кодов), используемых в персонифицированной отчетности: где-то внесены изменения в расшифровки старых кодов, где-то появились новые коды (но основной категории страхователей новые коды не коснулись).

Появились и совсем новые формы отчетности

В список форм персонифицированной отчетности добавили СЗВ-6-3 и АДВ-6-4 <5>. Необходимость разработки новых форм возникла из-за введения с 2011 г. нового порядка расчета соцстраховских пособий. Напомним, что теперь они определяются исходя из выплат, полученных работником за 2 предшествующих календарных года. Причем учитываться должны в том числе доходы, полученные за эти 2 года у других работодателей. То есть без справок о доходах с прошлых мест работы (которые есть не у всех) пособие работник получит в меньшем размере. Поскольку у последнего работодателя не будет всех исходных данных для его правильного начисления. Обратиться за такой информацией работодатель может в ПФР. Но это тоже больших плодов не принесет. Ведь у ПФР есть информация только о начисленных и уплаченных предыдущим работодателем пенсионных взносах, а о том, с каких выплат они начислялись, - нет. Новые формы как раз и призваны устранить этот пробел.

На каждое застрахованное лицо надо будет отдельно оформлять форму СЗВ-6-3 и отражать в ней ежемесячные:

- суммы выплат и вознаграждений, которые начислены по трудовым и гражданско-правовым договорам в пользу данного физлица за соответствующий календарный год;

- суммы выплат, на которые начислены страховые взносы на обязательное пенсионное страхование.

Что касается формы АДВ-6-4, то это опись к новоиспеченной СЗВ-6-3. Поэтому представлять их в отделение ПФР нужно вместе.

Эти формы надо будет представлять только по итогам календарного года <6>. Поэтому впервые страхователи должны будут сдавать сведения и по СЗВ-6-3, и по АДВ-6-4 уже по итогам 2011 г.

Инструкция по заполнению форм документов индивидуального (персонифицированного) учета дополнена пояснениями о том, как оформлять новые формы <6>.

Все денежные значения в форме указываются в рублях и копейках. И обязательно должна быть заполнена итоговая строка с общими цифрами за год.

В указаниях по заполнению СЗВ-6-3 сказано, что отметить в форме нужно только один тип договора, по которому начислялись вознаграждения: либо трудовой, либо гражданско-правовой. Но если работник работает у вас по трудовому договору и выполнял какие-то разовые работы по договорам подряда, то вы ему начислите выплаты по обоим договорам. Возникает вопрос: нужно ли по этому работнику заполнять две формы СЗВ-6-3 - на каждый договор свою? В указаниях на этот счет ничего не сказано. Вероятно, разъяснения по этому вопросу появятся позже. Но можно предположить, что придется заполнять именно два документа. Ведь выплаты по гражданско-правовым договорам взносами на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством не облагаются <7>. Соответственно, в расчет пособий они попасть не должны. 

Конечно, введение новых форм не решит вопрос с расчетом пособий прямо сейчас для работников, которые трудятся в организации недавно. Но хотя бы в будущем у страхователей появится возможность правильно определять размеры пособий. В то же время благодаря этим данным контролерам будет проще выбрать, какие компании проверять в первую очередь. И последнее, конечно, не на руку страхователю.

Обратная связь при сдаче страховой отчетности в электронном виде

Пенсионный фонд 20 мая выпустил запоздалое сообщение о том, как следует представлять РСВ-1 и индивидуальные сведения в электронном виде <8>. Уже начиная с отчетности за I квартал (!), которую надо было сдать самое позднее 16 мая 2011 г., сотрудники ПФР хотели видеть в одном пакете и сведения о страховых взносах, и персонифицированную отчетность. Видимо, ПФР решил, что раз уж сдавать документы нужно за одни и те же периоды и к одному и тому же сроку, то неплохо было бы, чтобы они приходили вместе и чтобы между одной и другой отчетностью не было противоречий <9>. При этом каждый отчет вам необходимо было проверить на вирусы и правильность с помощью проверочных программ.

Теперь непосредственно о взаимодействии страхователя с ПФР при сдаче отчетности в электронном виде. Так, в течение 4 рабочих дней с даты отправки электронной отчетности вы должны получить подтверждение из ПФР, что отчетность в Фонд пришла. Об этом будет свидетельствовать пришедшая на вашу почту квитанция о доставке в ПФР так называемого транспортного пакета. Поэтому вам нужно проверять свой электронный ящик каждый день.

В течение 6 рабочих дней вы должны получить подтверждение о том, что ваша отчетность проверена. Если это так, то вы получите протокол контроля отчетности (за подписью ЭЦП отделения ПФР), в котором:

<или> не выявлено ошибок. После этого вы должны направить в ПФР ответную квитанцию уже со своей ЭЦП о том, что этот протокол вы получили;

<или> найдены ошибки. Тогда вы должны исправить все неточности и снова отправить отчетность.

Если квитанция о доставке или протокол контроля к вам не пришли, то нужно обратиться в свое отделение ПФР для выяснения причин. Именно протокол контроля и эта квитанция в дальнейшем будут свидетельствовать о том, что отчетность в электронном виде вы сдали. Днем сдачи отчетности считается день доставки ее в ПФР. Но высылать файлы лучше заранее, чтобы успеть получить необходимые электронные документы и убедиться, что ваша отчетность точно принята ПФР. Поэтому сотрудники ПФР призывают всех не откладывать представление отчетности на последний день. Ведь возможны еще и технические сбои.

Кроме того, после доработки всего программного обеспечения вы сможете направлять информационные запросы в свои отделения ПФР и получать также в электронном виде ответы на них.

* * *

К переменам в формах индивидуальных сведений еще есть время подготовиться. А порядок взаимодействия страхователей с ПФР в части электронного документооборота очень похож на тот, который определила для себя налоговая служба. И возможно, для тех, кто сдает отчетность "электронно", это покажется привычным и удобным.

-------------------------------

<1> Постановление Правления ПФР от 24.03.2011 N 59п

<2> п. 2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.96 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования"

<3> п. 4 Постановления; приложение 2 к Постановлению

<4> п. 5 Постановления; п. 72 Постановления Правления ПФР от 31.07.2006 N 192п

<5> п. 2 приложения 1 к Постановлению

<6> п. 5 Постановления

<7> ч. 1 ст. 7, п. 2 ч. 3 ст. 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах..."

<8> Информация ПФР от 20.05.2011 "Об изменении порядка представления страхователями отчетности в ПФ РФ по персонифицированному учету и страховым взносам в электронном виде в 2011 году"

<9> п. 2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.96 N 27-ФЗ; п. 1 ч. 9 ст. 15 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ

Полный текст статьи читайте в журнале "Главная книга" N11, 2011

Комментарии

1
  • Нелли
    Цитата:
    Поэтому сотрудники ПФР призывают всех не откладывать представление отчетности на последний день. Ведь возможны еще и технические сбои.

    И еще какие сбои! При последней сдаче вообще не могли на сайт войти, и на последний день сдачу не откладывали.
     Если не готова техническая база, зачем так издеваться над страхователями и делать сдачу отчетности электронно обязательной?