Менеджмент

Интернет аутсорсинг: иллюзии и реальность

Тема аутсорсинга меня давно интересует, поскольку я занимаюсь оказанием профессиональных, удаленных услуг по сопровождению 1С через Интернет уже более десяти лет, а последний год руковожу аутсорсинговой компанией, специализирующейся на таких услугах.
Интернет аутсорсинг: иллюзии и реальность
Фото Бориса Мальцева, Клерк.Ру

Тема аутсорсинга меня давно интересует, поскольку я занимаюсь оказанием профессиональных, удаленных услуг по сопровождению 1С через Интернет уже более десяти лет, а последний год руковожу аутсорсинговой компанией, специализирующейся на таких услугах.

Последней каплей стала попавшаяся мне презентация обучающего материала по организации менеджмента удаленных проектов одного уважаемого интернет-издания. Все бы ничего, но автором этого материала выступал человек, про которого было сказано в качестве рекламы, что он руководил удаленными проектами с бюджетом в… 90 тысяч рублей! К сожалению, в этом просматривается тенденция: многие не воспринимают интернет-бизнес и, в частности, аутсорсинг, как нечто серьезное. И уж тем более не рассматривают возможность переложить на плечи аутсорсера проекты с бюджетом более, чем сто тысяч.

В своей статье я хотел бы развеять некоторые заблуждения и поделиться своим видением специфики рынка удаленных услуг.

«Он не работает, он сидит в Интернет»…

Идея предоставления удаленных услуг через Интернет витает в воздухе. Материалы по быстрому способу научиться зарабатывать, сидя за экраном компьютера, предлагаются различными авторами, от предприимчивого студента, собравшего «тысячу способов быстрого обогащения» и выложившего сей труд за доллар «себе на пиво», до более солидных интернет-изданий, предлагающих то же самое на DVD и дороже.

Вы хотите зарабатывать от 2000 долларов в неделю, не выходя из дома, и тратя не более двух часов в день на работу? Тогда интернет-аутсорсинг не для вас! Мне сложно назвать легальный способ заработка, удовлетворяющий названным требованиям. И, может быть, из-за таких вот рекламных уток многие относятся к интернет-бизнесу как к чему-то заведомо несерьезному. Хотя, с другой стороны, мы часто и тем, кого лично видим, не доверяем, а аутсорсинг предполагает удаленное сотрудничество..

Можно ли мне, как потенциальному заказчику, надеяться получить качественный уровень услуг, обращаясь к кому-то «по другую сторону монитора»? Можно ли мне, как специалисту, рассчитывать, что интернет-заработок станет стабильным источником дохода и заменит мне «основную» работу?

Рынок удаленных IT-услуг

По результатам аналитического отчета Ассоциации «Инновационные бизнес-технологии: ИТ-аутсорсинг, Россия 2010», динамика рынка аутсорсинговых услуг в России почти вдвое превышает динамику рынка IT-услуг в целом. В 2010 году был преодолен знаковый рубеж в 1 млрд. долларов. Что ж, для кого-то может стать открытием, что аутсорсинговые услуги востребованы и развиваются очень динамично. По оценке генерального директора in4media Сергея Македонского, аутсорсинг — одна из немногих ниш, которой случившийся экономический кризис на руку, рынок ИТ-аутсорсинга в России объективно растет, что позволит именно этому сектору стать локомотивом выхода из кризиса всей ИТ-индустрии России.

Зачем обращаться к аутсорсерам

Не вдаваясь в причины такого успешного развития рынка аутсорсинговых IT-услуг, хочется отметить, что для компании-заказчика привелечение к работам хорошего удаленного специалиста оказывается во многих отношениях выгоднее, чем содержание в штате собственного сотрудника, либо обращение к компаниям в своем регионе. Для содержания собственного сотрудника требуется организация рабочего места, затраты на обучение, уплата налогов. При этом нет никаких гарантий, что собственный специалист справится с поставленными задачами на должном уровне. Нет таких гарантий и при обращении к какой-то фирме в собственном регионе. Часто IT-фирмы, работающие только в своем регионе, оказываются не в состоянии обеспечить достойный уровень заработной платы хорошему специалисту, не в состоянии обеспечить его постоянным объемом работ, а поэтому вынуждены довольствоваться дешевыми и даже приходящими сотрудниками. Правда, начав работать с такой компанией, вы об этом узнаете не сразу, а когда уже будет поздно…

С другой стороны, специалист-частник, на протяжении нескольких лет оказывающий узкопрофильные IT-услуги различным фирмам, может накопить большой опыт, оказаться профессионалом в своей области, иметь ряд готовых наработок, а потому и стоимость его услуг будет при всем при этом ниже, чем у «местного» специалиста. Тем более, если аутсорсер проживает в регионе, а заказчик – в столице.

Но как не ошибиться при выборе удаленного специалиста? Как оценить его ответственность, профессионализм и способность выполнить ваш заказ?

Удаленность – не означает анонимность.

Прежде чем начать работать со специалистом, стоит оценить его профессионализм, как обычно это происходит на собеседовании при приеме на работу. Только в случае с удаленными специалистами оценка может, как ни странно, оказаться более объективной, чем при личной встрече у вас в офисе. Серьезный аутсорсер, для которого удаленная работа – больше, чем случайные заказы «на пиво», сам постарается сделать все, чтобы вы о нем получили как можно больше информации. Он предложит вам ознакомиться со своими работами, отзывами клиентов, с рейтингом и отзывами коллег на разных сайтах профессиональных сообществ. Открытость и желание предоставить о себе максимум профессиональной информации – это отличительная черта серьезного специалиста, предлагающего удаленные услуги. Как правило, у него уже готово подробное резюме, из которого вы получите всю необходимую информацию и сможете составить объективное мнение о том, с кем предполагаете работать.

Такое резюме, отзывы клиентов, забота о своем имидже профессионала – необходимое требование, чтобы удержаться на рынке аутсорсинговых услуг. Репутация – это гарантия стабильного потока клиентов, гарантия стабильного дохода. И приобретается она не в один день. Это – как клеймо мастера, которое узнают и которому доверяют. Разумеется, с таким аутсорсером вы можете работать, не опасаясь, что вас кинут, ведь для него ваш заказ – основная работа, основной источник дохода, и он надеется, что ваш положительный отзыв послужит ему в дальнейшем для привлечения новых клиентов. Ему не выгодно быть с вами нечестным…

Размер – это не главное.

На рынке удаленных услуг большим компаниям делать нечего. Большая компания инертна, ее сотрудники не заинтересованы напрямую в результатах работы. Большая компания, чтобы себя прокормить, вынуждена иметь большой пакет заказов, а потому не в состоянии отнестись ко всем своим клиентам достойным образом. Специфика рынка удаленных IT-услуг предполагает мобильность, гибкость, профессионализм, плотную работу с клиентом, чего не может предоставить большая компания.

Несколько профессионалов, менеджер, бухгалтер, директор – вот профиль успешной аутсорсинговой компании, способной ответственно подойти к ведению удаленных проектов. И нескольких заказов в месяц им будет достаточно, чтобы обеспечить достойную заработную плату своим сотрудникам, заинтересовать их в результатах работы, и чтобы их клиенты остались довольны и обратились к ним снова. Поэтому при выборе исполнителей-аутсорсеров, если вам нужна именно компания, стоит обратить внимание, насколько эта компания способна оперативно реагировать на ваши пожелания, насколько ее специалисты не загружены текучкой.

Кто идет в аутсорсеры

Почему же специалист, профессионал в своем деле, становится аутсорсером? Для многих – это возможность реализовать свой потенциал. Работая в крупной компании, специалисту приходится принимать участие в проектах помимо своей воли, даже если в успехе этих проектов он напрямую не заинтересован. Когда же кто-то работает на себя, то он может выбрать из того, что предлагается на рынке заказов, выбрать проекты, где он наиболее уверенно себя чувствует. Кроме того, какие-то профессиональные навыки специалиста могут оказаться невостребованными, когда он работает в большой организации.

Аутсорсинг предполагает разностороннюю активность того, кто окунулся в эту сферу деятельности, предполагает раскрытие его потенциала по-максимуму. Специалист должен быть не только профессионалом в своем деле, но и еще иметь задатки менеджера, рекламного агента. Он не может работать по два часа в сутки, как об этом иногда пишут, потому что он занимается тем, что ему интересно, и он видит в своей работе не только источник дохода, но и возможность самореализации.

Поэтому, если вы решили обратиться к аутсорсеру, у вас есть все шансы встретить незаурядного, творчески настроенного профессионала, который подойдет к вашему проекту не просто грамотно, но и сможет порекомендовать что-то, что вы, возможно, не учли или не предполагали получить. И об этом свидетельствуют сотни и тысячи отзвывов довольных клиентов в многочисленных портфолио специалистов и компаний, предлагающих удаленные IT-услуги.

***

Резюмируя все вышесказанное, хочется отметить: мнение, что работать ответственно может лишь тот, кого вы видите лично в вашем офисе – не более, чем стереотип. Во всем мире все более утверждается тенденция привлечения аутсорсеров к выполнению IT-проектов. Бюджету таких проектов, зачастую, могут позавидовать компании - не аутсорсеры. Рынок аутсорсинговых услуг с развитием средств коммуникаций стабильно развивается, на него стягиваются лучшие специалисты, и в скором времени он может составить большую часть рынка IT-услуг в целом.

Начать дискуссию