Н.Д. Пашутова, обозреватель «Федеральной бухгалтерской газеты»
Практически у любой организации есть задолженность, которую покупатели не погасили вовремя. Если партнер долг так и не перечислит, через три года эту сумму фирма будет вправе признать убытком и списать на расходы. А смогут ли так поступить организации, которые обратились в суд с иском к должнику, выиграли дело, но деньги от него так и не получили?
Всё против вас
Этому вопросу было посвящено письмо УФНС по Московской области от 24 марта 2005 г. № 22-22/2831 (далее – Письмо), которое опубликовал журнал «Вестник московского бухгалтера».
По общему правилу безнадежную задолженность фирма может списать, так как она считается убытком и приравнивается к внереализационным расходам (подп. 2 п. 2 ст. 265 НК). При этом если фирма не создает резерв по сомнительным долгам, то задолженность будет включена во внереализационные расходы именно в периоде списания. А в противном случае – погашена за счет средств резерва, который создается на сумму задолженности, причем с учетом НДС. Этого мнения придерживаются сотрудники и финансового, и налогового ведомства (письма Минфина от 9 июля 2004 г. № 03-03-05/2/47, МНС от 5 сентября 2003 г. № ВГ-6-02/945). Впрочем, если резерв и не создается, то списание безнадежной задолженности производится также вместе с НДС (письмо Минфина от 7 октября 2004 г. № 03-03-01-04/1/68).
Однако списать можно не любую просроченную «дебиторку»: безнадежными считаются либо долги, по которым истек срок исковой давности (в общем случае он составляет три года – ст. 196 ГК), либо те, которые взыскать невозможно (п. 2 ст. 266 НК).
Выходит, что фирма, которая просто ждет, пока закончится срок исковой давности, спишет всю сумму долга на расходы, когда пройдут три года. А вот для организации, которая обратилась в суд и выиграла дело, порядок списания будет иным. Добиваться погашения задолженности от ее дебиторов будет пристав. И может получиться, например, так, что он не установит место нахождения должника, ему не удастся найти его имущество или же все принятые им меры окажутся безрезультатными. В таких случаях исполнительное производство считается оконченным (ст. 27 Закона от 21 июля 1997 г. № 119-ФЗ). Пристав возвращает исполнительный лист и составляет акт о том, что взыскать задолженность нельзя (п. 1 ст. 26 Закона от 21 июля 1997 г. № 119-ФЗ). Можно ли отнести задолженность на расходы на основании такого документа?
В Письме инспекторы дают отрицательный ответ. Причина его такова: в данном случае пристав лишь констатирует определенные факты и не делает никаких выводов о реальности или нереальности взыскания задолженности. Кроме того, по мнению подмосковного налогового управления, пока есть вероятность, что фирма может взыскать задолженность по исполнительному листу, говорить о безнадежном долге нельзя. Ведь то, что пристав возвратил исполнительный документ, не мешает организации предъявить его повторно (п. 1 ст. 26 Закона от 21 июля 1997 г. № 119-ФЗ). Правда, такое право сохраняется за ней лишь в течение определенного срока. И по Арбитражному процессуальному кодексу этот срок составляет три года (ст. 231 АПК). То есть в течение всего этого срока признать задолженность безнадежной и списать нельзя.
Но если ситуация не поменяется, то пристав вернет исполнительный лист и после повторной подачи. При этом трехгодичный срок начнет течь заново. То есть складывается практически безвыходная ситуация: повторно подавать исполнительный лист можно сколько угодно раз.
А сможет ли фирма учесть долг в составе внереализационных расходов, если она не будет в очередной раз предъявлять исполнительный лист? Пройдут три года, право на повторное предъявление исполнительного документа она потеряет и спишет долг. К сожалению, инспекторы отрицательно отвечают и на этот вопрос. Дело в том, что, во-первых, пункт 2 статьи 266 Налогового кодекса не предусматривает такого основания для признания долга безнадежным, как пропуск срока для повторной подачи исполнительного документа. Во-вторых, сроки исковой давности на такую ситуацию не распространяются. Ведь они лишь определяют период времени, в течение которого организация может обратиться в суд за защитой своих прав. В данном же случае фирма иск в арбитраж уже подала, и он вынес решение в ее пользу.
Такой же неутешительной для фирм позиции придерживаются и налоговая служба, и финансовое ведомство (см., например, письма МНС от 15 сентября 2004 г. № 02-5-10/53, Минфина от 3 марта 2005 г. № 03-03-01-04/1/84).
Стоит поспорить
Однако выход все же есть. Организация может не подавать повторно исполнительный лист, а обратиться в суд с требованием признать должника банкротом. При этом, как подчеркивают в Письме инспекторы, именно окончание конкурсного производства, а не начало процедуры банкротства дает фирме право списать задолженность. Основанием же для этого станет выписка из реестра требований кредиторов, подтверждающая невозможность погашения задолженности.
Кроме этого, списать безнадежный долг можно в случае ликвидации дебитора. Причем, по мнению работников областного налогового управления, документом, подтверждающим нереальность взыскания, будет в таком случае письмо инспекции, в которой должник стоял на учете, о внесении в ЕГРЮЛ записи о ликвидации фирмы-дебитора. Однако если организация-должник была не ликвидирована, а реорганизована, то права на списание при этом не возникает. Ведь в таком случае все обязательства переходят к новому юридическому лицу (ст. 58 ГК). На этот момент инспекторы обратили особое внимание в Письме.
Но некоторые фирмы все же решаются списать задолженность сразу после возврата приставом исполнительного листа и получения от него акта о том, что взыскать задолженность невозможно. Причем нередко арбитры встают на сторону таких организаций. Так, например, в постановлении ФАС Северо-Западного округа от 12 мая 2004 г. № А42-5773/03-23 судьи указали, что доказательствами безнадежности долга однозначно являются акты приставов о том, что взыскать задолженность нереально. То есть именно те документы, которые не хотят принимать в расчет ни областные инспекторы, ни работники центрального аппарата налоговой службы, ни сотрудники финансового ведомства.
В другом случае инспекторы также доначислили фирме налог на прибыль, решив, что она неправомерно списала безнадежную задолженность. Поскольку, получив от пристава исполнительный лист, по причине отсутствия имущества и доходов, на которые можно было бы обратить взыскание, она не стала подавать его повторно (так как обстоятельства не изменились) и долг списала на убытки. При этом свою позицию налоговые работники обосновывали такими же доводами, которые содержатся в Письме. Однако ФАС Центрального округа их не принял. В постановлении от 24 мая 2004 г. № А54-4418/03-С18 он указал, что никаких нарушений организация не совершила. Ведь в рассмотренном деле было очевидно, что долг безнадежный. А значит, дожидаться, пока судьи признают партнера банкротом и в отношении его завершится конкурсное производство, было не нужно.
Таким образом, «за» и «против» есть в пользу обеих позиций. Организации придется самой решить, следовать ли ей разъяснениям инспекторов или же списать задолженность сразу после возврата исполнительного листа приставом.
Начать дискуссию