Подотчет, командировки

В командировку за покупкой имущества

Представьте себе такую ситуацию. Организация для приобретения основных средств или материалов направляет в командировку своих сотрудников. Как в этом случае учесть командировочные расходы? Рассмотрим на конкретном примере особенности бухгалтерского и налогового учета таких расходов.

А.Ю. Ларичев, обозреватель "УНП"

Опубликовано:Газета "Учет, налоги, право" № 11 (24 - 30 марта 2003 года)

Представьте себе такую ситуацию. Организация для приобретения основных средств или материалов направляет в командировку своих сотрудников. Как в этом случае учесть командировочные расходы? Рассмотрим на конкретном примере особенности бухгалтерского и налогового учета таких расходов.

Пример.
В марте 2003 года организация направила работника в командировку для покупки деревообрабатывающего станка и материалов. На эти цели из кассы предприятия ему было выдано под отчет 90 000 руб. Пробыв в командировке пять дней, сотрудник приобрел у одного поставщика станок стоимостью 36 000 руб. (без НДС), а у другого поставщика - материалы стоимостью 12 000 руб. (без НДС). Сотрудник доставил закупленное имущество до склада организации, воспользовавшись услугами специализированной транспортной фирмы.

Находясь в командировке, работник произвел следующие расходы:
- проживание в гостинице - 6000 руб. (без НДС);
- проезд железнодорожным транспортом - 4000 руб. (сумма НДС в билете не выделена, поэтому организация решила отнести всю стоимость билета в расходы);
- суточные - 3500 руб. (700 руб. 5 5 дн.);
- транспортировка станка и материалов - 9000 руб. (без НДС).
Организация компенсирует работникам суточные в размере 700 руб. в день. Станок был введен в эксплуатацию, а материалы списаны в производство. Станок входит в третью амортизационную группу, для которой срок полезного использования установлен как более 3 лет, но до 5 лет включительно. Предприятие выбрало минимально возможный срок полезного использования станка - 37 мес. (3 года 5 12 мес. + 1 мес.). Все операции, предусмотренные выше условием примера, относятся к марту 2003 года.
В бухгалтерском учете организации в марте 2003 года должны быть сделаны следующие проводки:
Дебет 71 Кредит 50
- 90 000 руб. - выданы под отчет работнику денежные средства.

Пунктом 7 ПБУ 6/01 "Учет основных средств" предусмотрено, что основные средства принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости. При этом первоначальной стоимостью основных средств, приобретенных за плату, признается сумма фактических затрат организации на их приобретение, за исключением НДС и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством РФ) (п. 8 ПБУ 6/01 "Учет основных средств"). Аналогичный порядок предусмотрен и для материалов (п. 6 ПБУ 5/01 "Учет материально-производственных запасов").

В нашем примере работник был направлен в командировку для приобретения двух объектов имущества: основного средства и материалов. Как же распределить командировочные расходы между ними? На наш взгляд, в бухгалтерском учете (впрочем, как и в налоговом) расходы на командировки логично распределять между объектами имущества пропорционально их стоимости:

Дебет 08 Кредит 71
- 10 125 руб. ((6000 + 4000 + 3500) 5 5 (36 000 : (36 000 + 12 000))) - отражена сумма расходов на командировку, относящаяся к станку;
Дебет 10 Кредит 71
- 3375 руб. ((6000 + 4000 + 3500) 5 5 (12 000 : (36 000 + 12 000))) - отражена сумма расходов на командировку, относящаяся к материалам;
Дебет 08 Кредит 71
- 6750 руб. (9000 5 (36 000 : (36 000 + + 12 000))) - отражена сумма расходов на транспортировку станка;
Дебет 10 Кредит 71
- 2250 руб. (9000 5 (12 000 : (36 000 + + 12 000))) - отражена сумма расходов на транспортировку материалов;
Дебет 08 Кредит 71
- 36 000 руб. - отражена сумма расходов на оплату стоимости станка;
Дебет 10 Кредит 71
- 12 000 руб. - отражена сумма расходов на оплату стоимости материалов;
Дебет 01 Кредит 08
- 52875 руб. (36 000 + 10 125 + 6750) - введен в эксплуатацию станок;
Дебет 20 Кредит 10
- 17 625 руб. (12 000 + 3375 + 2250) - списаны материалы в производство.
Ежемесячно, начиная с апреля 2003 года бухгалтер организации будет делать следующие проводки:
Дебет 20 Кредит 02
- 1429 руб. (52 875 руб. : 37 мес.) - начислена амортизация по станку.

Теперь о налоговом учете расходов на командировку. С одной стороны, пункт 1 статьи 257 НК РФ требует включать их в первоначальную стоимость станка, а пункт 2 статьи 254 НК РФ - в стоимость материалов. Однако с другой - в соответствии с подпунктом 12 пункта 1 статьи 264 НК РФ затраты на командировки относятся в уменьшение налогооблагаемой прибыли в составе прочих расходов. Причем такие командировочные расходы, как суточные, принимаются для целей налогообложения только в пределах норм, утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.02.02 № 93.

На наш взгляд, здесь нужно руководствоваться статьями 257 и 254 НК РФ, ведь цель командировки - покупка имущества. И так как командировочные расходы непосредственно связаны с ней, то они должны участвовать при формировании первоначальной стоимости основного средства и стоимости материалов.

Именно поэтому в нашем примере организация вправе полностью учесть при налогообложении прибыли суточные исходя из нормы 700 руб. в день на человека, а не 100 руб., как это предусмотрено статьей 264 НК РФ и постановлением Правительства РФ № 93.

Таким образом, в налоговом учете первоначальная стоимость станка, так же как и в бухгалтерском, будет сформирована в размере 52 875 руб., а стоимость материалов - в размере 17 625 руб. И ежемесячная амортизация по станку в налоговом учете в сумме 1429 руб. тоже будет начисляться с апреля 2003 года (п. 2 ст. 259 НК РФ).

Начать дискуссию