Учет в СМИ

Безвозмездная передача печатных изданий

Согласно Закону  РФ от 27 декабря 1991 года № 2124–1 «О средствах массовой информации» под периодическим печатным изданием понимается газета, журнал, бюллетень, иное издание, текущий номер, выходящее в свет не реже одного раза в год. 

Издательство безвозмездно передало 50 экземпляров своего журнала учебному заведению. Розничная цена одного номера журнала - 30 рублей (без НДС и налога с продаж). Затраты на издание 50 экземпляров журнала (согласно калькуляции) - 900 рублей (без НДС).

Согласно Закону  РФ от 27 декабря 1991 года № 2124–1 «О средствах массовой информации» под периодическим печатным изданием понимается газета, журнал, бюллетень, иное издание, текущий номер, выходящее в свет не реже одного раза в год. 

Рассчитаем сумму НДС, подлежащую уплате в бюджет при безвозмездной передаче 50 экземпляров журнала, исходя из его рыночной цены: 30 руб. х 50 экз.  х  10% = 150 руб.

Рассчитаем налог на прибыль. Для целей исчисления налога на прибыль затраты на издание 50 экземпляров журнала в 900 руб. учтены не будут.

Расходы на изготовление безвозмездно переданных газет и журналов, а также расходы, связанные с такой передачей, налогооблагаемую прибыль организации не уменьшают.

Налоговый кодекс Российской Федерации

 Статья 270.  Расходы, не учитываемые в целях налогообложения

16) в виде стоимости безвозмездно переданного имущества (работ, услуг, имущественных прав) и расходов, связанных с такой передачей; (в ред. Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ).

При безвозмездной передаче печатных изданий организация должна начислять налог на добавленную стоимость.

Статья 146. Объект налогообложения

1. Объектом налогообложения признаются следующие операции:

1) реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав. (в ред. Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ)

В целях настоящей главы передача права собственности на товары, результатов выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе признается реализацией товаров (работ, услуг).

Печатные издания относятся к готовой продукции, поскольку товаром признается любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации.

 Статья 38 Объект налогообложения

3. Товаром для целей настоящего Кодекса признается любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации. В целях регулирования отношений, связанных с взиманием таможенных платежей, к товарам относится и иное имущество, определяемое Таможенным кодексом Российской Федерации.

Реализацией товара признается передача права собственности на них на возмездной либо безвозмездной основе.

   Статья 39. Реализация товаров, работ или услуг

1.      Реализацией товаров, работ или услуг организацией или индивидуальным предпринимателем признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу - на безвозмездной основе. (в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ)

НДС не будет лишь при безвозмездной передаче печатной продукции в рамках благотворительной деятельности.

Статья 149. Операции, не подлежащие налогообложению (освобожденные от налогообложения)

3.Не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) на территории Российской Федерации следующие операции:

12) передача товаров (выполнение работ, оказание услуг) безвозмездно в рамках благотворительной деятельности в соответствии с Федеральным законом "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях", за исключением подакцизных товаров;

Статья 154. Порядок определения налоговой базы при реализации товаров (работ, услуг)

2. При реализации товаров (работ, услуг) по товарообменным (бартерным) операциям, реализации товаров (работ, услуг) на безвозмездной основе, передаче права собственности на предмет залога залогодержателю при неисполнении обеспеченного залогом обязательства, передаче товаров (результатов выполненных работ, оказании услуг) при оплате труда в натуральной форме налоговая база определяется как стоимость указанных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в порядке, аналогичном предусмотренному статьей 40 настоящего Кодекса, с учетом акцизов (для подакцизных товаров и подакцизного минерального сырья) и без включения в них налога и налога с продаж. (в ред. Федерального закона от 29.12.2000 N 166-ФЗ)

При реализации товаров (работ, услуг) с учетом дотаций, предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с федеральным законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации. (абзац введен Федеральным законом от 29.12.2000 N 166-ФЗ)

НДС рассчитывается исходя из рыночных цен переданных печатных изданий.

Статья 40. Принципы определения цены товаров, работ или услуг для целей налогообложения

1. Если иное не предусмотрено настоящей статьей, для целей налогообложения принимается цена товаров, работ или услуг, указанная сторонами сделки. Пока не доказано обратное, предполагается, что эта цена соответствует уровню рыночных цен.

2. Налоговые органы при осуществлении контроля за полнотой исчисления налогов вправе проверять правильность применения цен по сделкам лишь в следующих случаях: (в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ)

1) между взаимозависимыми лицами;

2) по товарообменным (бартерным) операциям;

3) при совершении внешнеторговых сделок; (пп. 3 введен Федеральным законом от 09.07.1999 N 154-ФЗ)

4) при отклонении более чем на 20 процентов в сторону повышения или в сторону понижения от уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным (однородным) товарам (работам, услугам) в пределах непродолжительного периода времени. (пп. 4 в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ)

3. В случаях, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи, когда цены товаров, работ или услуг, примененные сторонами сделки, отклоняются в сторону повышения или в сторону понижения более чем на 20 процентов от рыночной цены идентичных (однородных) товаров (работ или услуг), налоговый орган вправе вынести мотивированное решение о доначислении налога и пени, рассчитанных таким образом, как если бы результаты этой сделки были оценены исходя из применения рыночных цен на соответствующие товары, работы или услуги.

Рыночная цена определяется с учетом положений, предусмотренных пунктами 4 - 11 настоящей статьи. При этом учитываются обычные при заключении сделок между не взаимозависимыми лицами надбавки к цене или скидки. В частности, учитываются скидки, вызванные:

сезонными и иными колебаниями потребительского спроса на товары (работы, услуги);

потерей товарами качества или иных потребительских свойств;

истечением (приближением даты истечения) сроков годности или реализации товаров;

маркетинговой политикой, в том числе при продвижении на рынки новых товаров, не имеющих аналогов, а также при продвижении товаров (работ, услуг) на новые рынки;

реализацией опытных моделей и образцов товаров в целях ознакомления с ними потребителей. (п. 3 в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ)

4. Рыночной ценой товара (работы, услуги) признается цена, сложившаяся при взаимодействии спроса и предложения на рынке идентичных (а при их отсутствии - однородных) товаров (работ, услуг) в сопоставимых экономических (коммерческих) условиях.

5. Рынком товаров (работ, услуг) признается сфера обращения этих товаров (работ, услуг), определяемая исходя из возможности покупателя (продавца) реально и без значительных дополнительных затрат приобрести (реализовать) товар (работу, услугу) на ближайшей по отношению к покупателю (продавцу) территории Российской Федерации или за пределами Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ)

6. Идентичными признаются товары, имеющие одинаковые характерные для них основные признаки. (в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ)

При определении идентичности товаров учитываются, в частности, их физические характеристики, качество и репутация на рынке, страна происхождения и производитель. При определении идентичности товаров незначительные различия в их внешнем виде могут не учитываться. (в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ)

7. Однородными признаются товары, которые, не являясь идентичными, имеют сходные характеристики и состоят из схожих компонентов, что позволяет им выполнять одни и те же функции и (или) быть коммерчески взаимозаменяемыми. (в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ)

При определении однородности товаров учитываются, в частности, их качество, наличие товарного знака, репутация на рынке, страна происхождения.

Абзац исключен. - Федеральный закон от 09.07.1999 N 154-ФЗ.

8. При определении рыночных цен товаров, работ или услуг принимаются во внимание сделки между лицами, не являющимися взаимозависимыми. Сделки между взаимозависимыми лицами могут приниматься во внимание только в тех случаях, когда взаимозависимость этих лиц не повлияла на результаты таких сделок. (в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ)

9. При определении рыночных цен товара, работы или услуги учитывается информация о заключенных на момент реализации этого товара, работы или услуги сделках с идентичными (однородными) товарами, работами или услугами в сопоставимых условиях. В частности, учитываются такие условия сделок, как количество (объем) поставляемых товаров (например, объем товарной партии), сроки исполнения обязательств, условия платежей, обычно применяемые в сделках данного вида, а также иные разумные условия, которые могут оказывать влияние на цены.

При этом условия сделок на рынке идентичных (а при их отсутствии - однородных) товаров, работ или услуг признаются сопоставимыми, если различие между такими условиями либо существенно не влияет на цену таких товаров, работ или услуг, либо может быть учтено с помощью поправок. (п. 9 в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ)

10. При отсутствии на соответствующем рынке товаров, работ или услуг сделок по идентичным (однородным) товарам, работам, услугам или из-за отсутствия предложения на этом рынке таких товаров, работ или услуг, а также при невозможности определения соответствующих цен ввиду отсутствия либо недоступности информационных источников для определения рыночной цены используется метод цены последующей реализации, при котором рыночная цена товаров, работ или услуг, реализуемых продавцом, определяется как разность цены, по которой такие товары, работы или услуги реализованы покупателем этих товаров, работ или услуг при последующей их реализации (перепродаже), и обычных в подобных случаях затрат, понесенных этим покупателем при перепродаже (без учета цены, по которой были приобретены указанным покупателем у продавца товары, работы или услуги) и продвижении на рынок приобретенных у покупателя товаров, работ или услуг, а также обычной для данной сферы деятельности прибыли покупателя.

При невозможности использования метода цены последующей реализации (в частности, при отсутствии информации о цене товаров, работ или услуг, в последующем реализованных покупателем) используется затратный метод, при котором рыночная цена товаров, работ или услуг, реализуемых продавцом, определяется как сумма произведенных затрат и обычной для данной сферы деятельности прибыли. При этом учитываются обычные в подобных случаях прямые и косвенные затраты на производство (приобретение) и (или) реализацию товаров, работ или услуг, обычные в подобных случаях затраты на транспортировку, хранение, страхование и иные подобные затраты. (п. 10 в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ)

11. При определении и признании рыночной цены товара, работы или услуги используются официальные источники информации о рыночных ценах на товары, работы или услуги и биржевых котировках. (в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ)

12. При рассмотрении дела суд вправе учесть любые обстоятельства, имеющие значение для определения результатов сделки, не ограничиваясь обстоятельствами, перечисленными в пунктах 4 - 11 настоящей статьи. (в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ)

При реализации товаров (работ, услуг) по государственным регулируемым ценам (тарифам), установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, для целей налогообложения принимаются указанные цены (тарифы). (п. 13 введен Федеральным законом от 09.07.1999 N 154-ФЗ)

14. Положения, предусмотренные пунктами 3 и 10 настоящей статьи, при определении рыночных цен финансовых инструментов срочных сделок и рыночных цен ценных бумаг применяются с учетом особенностей, предусмотренных главой настоящего Кодекса "Налог на прибыль (доход) организаций". (в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ)

Налоговая база определяется на день передачи печатных изданий.

Статья 167. Момент определения налоговой базы при реализации (передаче) товаров (работ, услуг) (в ред. Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ)

6. При реализации товаров (работ, услуг) на безвозмездной основе момент определения налоговой базы определяется как день отгрузки (передачи) товара (работ, услуг). (в ред. Федеральных законов от 29.12.2000 N 166-ФЗ, от 29.05.2002 N 57-ФЗ)

НДС по периодическим печатным изданиям, связанным с образованием, наукой и культурой, рассчитывается по ставке 10 %.

Статья 164 Налоговые ставки

2. Налогообложение производится по налоговой ставке 10 процентов при реализации:

3) периодических печатных изданий, за исключением периодических печатных изданий рекламного или эротического характера;

книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой, за исключением книжной продукции рекламного и эротического характера; (в ред. Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ)

услуг по экспедированию и доставке периодических печатных изданий и книжной продукции, которые указаны в абзацах первом и втором настоящего подпункта; (в ред. Федерального закона от 28.12.2001 N 179-ФЗ (ред. 31.12.2002))

редакционных и издательских работ (услуг), связанных с производством периодических печатных изданий и книжной продукции, которые указаны в абзацах первом и втором настоящего подпункта; (в ред. Федеральных законов от 29.05.2002 N 57-ФЗ, от 28.12.2001 N 179-ФЗ (ред. 31.12.2002))

услуг по размещению рекламы и информационных сообщений в периодических печатных изданиях, которые указаны в абзаце первом настоящего подпункта; (в ред. Федерального закона от 28.12.2001 N 179-ФЗ (ред. 31.12.2002))

услуг по оформлению и исполнению договора подписки на периодические печатные издания, которые указаны в абзаце первом настоящего подпункта, в том числе услуг по доставке периодического печатного издания подписчику, если доставка предусмотрена в договоре подписки. (в ред. Федерального закона от 28.12.2001 N 179-ФЗ (ред. 31.12.2002))

В целях настоящего подпункта под периодическим печатным изданием понимается газета, журнал, альманах, бюллетень, иное издание, имеющее постоянное название, текущий номер и выходящее в свет не реже одного раза в год.

В целях настоящего подпункта к периодическим печатным изданиям рекламного характера относятся периодические печатные издания, в которых реклама превышает 40 процентов объема одного номера периодического печатного издания; (пп. 3 введен Федеральным законом от 28.12.2001 N 179-ФЗ)

Если издание к перечисленным выше не относится, то налог начисляется по ставке 20 %.

 Статья 164. Налоговые ставки

2.      Налогообложение производится по налоговой ставке 20 процентов в случаях, не указанных в пунктах 1, 2 и 4 настоящей статьи. (в ред. Федерального закона от 29.12.2000 N 166-ФЗ)

Сумму НДС со стоимости безвозмездно переданной печатной продукции организация не вправе учесть в расходах, уменьшающих налогооблагаемую прибыль.

Статья 264. Прочие расходы, связанные с производством и (или) реализацией

1. К прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся следующие расходы налогоплательщика:

1)      суммы налогов и сборов, начисленные в установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах порядке, за исключением перечисленных в статье 270 настоящего Кодекса.

В данном случае уплата НДС связана с расходами по безвозмездной передаче продукции, которая не учитывается при налогообложении прибыли. Следовательно, сумма НДС, исчисленная к уплате в бюджет при безвозмездной передаче продукции, не может признаваться расходами, принимаемыми в целях налогообложения прибыли.

Сумму налога, уплаченную организацией при приобретении товаров (работ, услуг), которые были использованы при производстве  безвозмездно переданной печатной продукции, можно принять к вычету в полном объеме.

Статья 171. Налоговые вычеты

1. Налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 настоящего Кодекса, на установленные настоящей статьей налоговые вычеты.

2. Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенных режимах выпуска для свободного обращения, временного ввоза и переработки вне таможенной территории в отношении: (в ред. Федерального закона от 29.12.2000 N 166-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции)

1) товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с настоящей главой, за исключением товаров, предусмотренных пунктом 2 статьи 170 настоящего Кодекса; (в ред. Федеральных законов от 29.12.2000 N 166-ФЗ, от 29.05.2002 N 57-ФЗ) 

Этот материал доступен бесплатно только авторизованным пользователям

Войдите через соцсети
или

Регистрируясь, я соглашаюсь с условиями пользовательского соглашения и обработкой персональных данных

Начать дискуссию