Бюджетный учет

Новая номенклатура продукции для нужд заказчиков

В целях проведения независимой экспертизы на сайте Минэкономразвития России размещен проект приказа об утверждении новой номенклатуры продукции для нужд заказчиков.
В целях проведения независимой экспертизы на сайте Минэкономразвития России размещен проект приказа об утверждении новой номенклатуры продукции для нужд заказчиков.

В каких случаях применяется номенклатура?

В соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 94-ФЗ) основное назначение номенклатуры – определить одноименность закупаемых товаров, работ или услуг. Одноименность приходится определять:

– при проведении совместных торгов двумя и более заказчиками (ч. 6 ст. 10 Закона № 94-ФЗ);

– для того чтобы проверить, имеется ли у участников размещения заказа опыт выполнения работ по строительству, реконструкции, капремонту объекта капитального строительства, относящихся к той же группе, подгруппе или одной из нескольких групп, подгрупп работ, на выполнение которых размещается заказ (ч. 2.1 ст. 11 Закона № 94-ФЗ);

– при размещении заказа путем запроса котировок на одноименную продукцию на сумму не более чем 500 000 руб. в течение квартала (ч. 3 ст. 42 Закона № 94-ФЗ);

– при размещении заказа путем заключения гражданско-правовых договоров на одноименную продукцию с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком) на сумму, не превышающую 100 000 руб. в течение квартала, без проведения торгов, запроса котировок (п. 14 ч. 2 ст. 55 Закона № 94‑ФЗ).

Необходимость изменений

В настоящее время одноименность продукции определяется бюджетными учреждениями в соответствии с номенклатурой, утвержденной приказом Минэкономразвития России от 1 декабря 2010 г. № 601. Она действует с 1 февраля 2011 года, однако в ходе ее применения бюджетные учреждения столкнулись с рядом сложностей. Во-первых, действующая номенклатура предусматривает всего лишь 158 групп, которые носят достаточно обобщенный характер, что порой не позволяет учреждениям оперативно осуществить закупку некоторых видов продукции.

Во-вторых, специалисты учреждения в своей практической деятельности сталкиваются с неопределенностью при отнесении закупаемой учреждением продукции к той либо иной группе номенклатуры. Например, картриджи для принтеров, с одной стороны, можно отнести к коду 3010500 «Узлы и детали средств копирования и оперативного размножения документов» (группа «Бытовая техника, офисная техника и электроника» (п. 89 номенклатуры).
А с другой стороны – к коду 3020365 «Комплектующие и запасные части устройств ввода и вывода информации» (группа «Вычислительная техника») (п. 90 номенклатуры).

В-третьих, в номенклатуре встречается дублирование одних и тех же кодов по ОКДП в разных группах. Скажем, группа «Полиграфические услуги» (п. 35 номенклатуры) включает в себя код 2220000, который в свою очередь содержит код 2221030 «Канцелярские принадлежности из бумаги и картона, не вошедшие в другие группировки (2221610)–(2221690)».

При этом и код 2221030, и код 2221690 предусмотрены отдельно в группе «Канцелярские товары, канцелярские принадлежности бумажные» (п. 33 номенклатуры).

В-четвертых, не вся закупаемая учреждением продукция нашла свое отражение в номенклатуре. Например, в ней отсутствуют консервы овощные и фруктово-ягодные (коды 1513050 «Консервы плодоовощные», 1513060 «Консервы плодовые, ягодные и фруктовые»).

В-пятых, в номенклатуре указаны коды ОКДП, которые в самом классификаторе отсутствуют. Например, код 1511024 (группа «Продукция мясоперерабатывающей отрасли»), код 3400200 (группа «Услуги по ремонту
транспортных средств»).

Указанные причины послужили основой для разработки новой номенклатуры продукции для нужд заказчиков, проект которой размещен на сайте Минэкономразвития России.

Что ожидает бюджетное учреждение?

В случае принятия новой номенклатуры количество групп, в соответствии с которыми будет осуществляться определение одноименности закупаемой продукции, увеличится.

Так, проектом предусматривается уже не 158, а 224 группы. При этом большинство групп, существующих в действующей номенклатуре, ждут существенные изменения.

Появление новых групп в номенклатуре затронет в большей мере закупки живых животных, фармацевтических препаратов, медицинских химических веществ, лекарственных растительных продуктов, медицинской аппаратуры и инструментов, а также закупки образовательных услуг. При этом вносимые изменения не коснутся закупок такой востребованной продукции, как, например, бензин, дизельное топливо, строительные работы. Такие товары и работы по-прежнему будут признаваться одноименными вне зависимости от их функционального предназначения.

Следует также отметить, что в отношении ряда продукции проект новой номенклатуры предлагает укрупнение групп. Например, планируется, что к группе «Вычислительная техника» будет отнесен не только код 3020000 «Электронно-вычислительная техника, ее детали и принадлежности», но также коды 3010000 «Средства механизации и автоматизации управленческого и инженерно-технического труда», 3330000 «Часы и приборы времени, их детали».

Важно запомнить

Чтобы определить одноименность закупаемых товаров, работ или услуг, применяется специально утвержденная номенклатура. Однако, как показала практика, та, что действует сейчас, далеко не идеальна. Поэтому в ближайшее время планируется ввести новую.

Статья напечатана в журнале "Учет в бюджетных учреждениях" №8, август 2011 г.

Этот материал доступен бесплатно только авторизованным пользователям

Войдите через соцсети
или

Регистрируясь, я соглашаюсь с условиями пользовательского соглашения и обработкой персональных данных

Начать дискуссию