Сергей НОВИКОВ
Отчитываться или не отчитываться? Этот почти гамлетовский вопрос вынуждены задавать себе плательщики земельного налога из тех городов, где налог взимается не по правилам закона "О плате за землю", а по нормам, установленным главой 31 "Земельный налог" НК РФ. Причем терзаться смутными сомнениями плательщики должны как по милости Минфина, который не успел вовремя утвердить формы отчетности по земельному налогу, так и благодаря местным властям, чьи нормативные акты не на шутку озадачили землевладельцев.
Сдай то, не знаю что
С 1 января 2005 года муниципалитеты могли ввести так называемый новый земельный налог, который уплачивается по правилам соответствующей главы Налогового кодекса. Главное отличие "нового" налога от "старого" в том, что ставки устанавливаются не в рублях за единицу площади, а в процентах от кадастровой стоимости земли. Различаются также сроки уплаты и сдачи отчетности. Закон РФ от 11.10.91 № 1738-1 "О плате за землю" требует от организаций сдавать расчет по налогу не позднее 1 июля, а сроки внесения платежей муниципалитеты могут назначить самостоятельно. А глава "Земельный налог" позволяет местным властям установить отчетные периоды по налогу - квартал, полугодие, девять месяцев. В этом случае плательщики обязаны сдать первый авансовый расчет не позднее 30 апреля, о чем Минфин России напомнил в письме от 15.03.05 № 03-06-02-04/17.
Однако, сосредоточившись на чужой обязанности, Минфин не выполнил свою. На прошлой неделе корреспонденту "УНП" в департаменте налоговой и таможенно-тарифной политики Министерства финансов РФ с неохотой подтвердили: "Форма авансового расчета по земельному налогу пока не утверждена". Мы решили выяснить, как нерасторопность Минфина расхлебывают бухгалтеры "на местах". Сразу поясним, чем обусловлен выбор городов. Сводной информации о том, где введен "новый" налог, не существует. Поэтому мы позвонили в три города, которые удалось "вычислить" с помощью нормативно-правовых баз: Дзержинский (Московская область), Жигулевск (Самарская область) и Москва.
Срокам верить, ставкам - нет?
Земельный налог в Дзержинском вводится сразу двумя нормативными актами. Ставки установлены Положением от 29.12.04 № 1/25-ПД, порядок и сроки уплаты - Положением от 29.12.04 № 2/25-ПД. При этом отчетные периоды властями не установлены, а "местные" сроки уплаты не совпадают с отчетными периодами, которые предусматривает НК РФ. Так, первый аванс власти Дзержинского почему-то требуют заплатить не по окончании квартала, а до 1 февраля.
Как же на этот "шедевр" нормотворчества отреагировали бухгалтеры? "Аванс мы заплатили еще до 1 февраля по старой ставке, а отчитываться собираемся до 1 июля. Поступить так рекомендовала налоговая инспекция", - сообщили в бухгалтерии дзержинского ООО "Алпла".
Логику подобных рекомендаций нам пояснили в отделе ресурсных, имущественных и прочих налогов УФНС России по Московской области. По мнению чиновников, новые ставки налога применять нельзя: Положение № 1/25-ПД принято 29 декабря, а акт законодательства о налогах следует публиковать минимум за месяц до нового года (п. 1 ст. 5 НК РФ). Но при этом налог следует платить в сроки, которые указаны в Положении № 2/25-ПД, так как НК РФ позволяет муниципалитетам устанавливать сроки уплаты.
Но, во-первых, Положение от 29.12.04 № 2/25-ПД тоже вводит новый налог и тоже должно соответствовать статье 5 Налогового кодекса. Значит, документ также необходимо было опубликовать не позднее 30 ноября 2004 года. Во-вторых, Положение вводит авансовые платежи, но не устанавливает отчетные периоды. А это еще один аргумент в пользу того, что "новый" налог в Дзержинском не введен (п. 1 ст. 55 НК РФ, ст. 393 НК РФ). Вывод: плательщики могут смело игнорировать "новые" сроки и руководствоваться законом "О плате за землю". То есть вносить платежи равными долями до 15 сентября и 15 ноября и отчитываться по земельному налогу до 1 июля.
Налоговый фальстарт
Бухгалтеров ООО "Озон" из города Жигулевска наш вопрос об отчетности по "новому" земельному налогу застал врасплох: "Мы собираемся отчитываться до 1 июля, а налог будем платить в сентябре, и не по "процентным", а по "рублевым" ставкам". Когда корреспондент "УНП" сообщил учетным работникам о постановлении Жигулевской городской думы от 30.12.04 № 52, которое требует внести первый аванс по земельному налогу до 20 апреля, взбудораженные бухгалтеры кинулись названивать знакомым чиновникам. Мы же в свою очередь связались с межрайонной инспекцией ФНС России № 15 по Самарской области.
"Да, такой документ существует. Возможно, власти и хотели ввести налог с 1 января 2005 года. Но в постановлении сказано: вступает в силу в соответствии со статьей 5 Налогового кодекса. А если руководствоваться данной нормой, "новый" земельный налог начнет действовать только с будущего года - слишком поздно принят документ. Эту проблему мы широко разъясняли налогоплательщикам", - сказали нам налоговики. "Что-то не припомним мы таких разъяснений", - съязвили успокоенные нашим повторным звонком бухгалтеры ООО "Озон".
Ждем полугодия
Наиболее прозрачна ситуация с земельным налогом в Москве. Налог введен Законом г. Москвы от 24.11.04 № 74. Вопроса "а был ли налог?" не существует - власти успели принять закон вовремя. На этом фоне отсутствие формы расчетов выглядит очень серьезной проблемой. Но суетиться при ее решении специалисты Управления ФНС России по г. Москве не советуют: "Заплатить аванс нужно было до 30 апреля. Что касается отчетности за первый квартал, то ее скорее всего попросят сдать вместе с отчетностью за полугодие: соответствующие разъяснения должны появиться со дня на день. Разумеется, наказывать налогоплательщиков за несвоевременную сдачу мы не будем - ведь они не отчитались по вине госоргана".
Начать дискуссию