Налоги, взносы, пошлины

Когда расходы на услуги связи учитываются как реклама

Одним из способов продвижения товаров, работ и услуг является телефонная реклама. В этом случае для поиска новых клиентов работники компании обзванивают организации, которых может заинтересовать сотрудничество. По мнению ФНС России, затраты на оплату услуг междугородной телефонной связи в данной ситуации налогоплательщики должны учитывать как расходы на рекламу.

Одним из способов продвижения товаров, работ и услуг является телефонная реклама. В этом случае для поиска новых клиентов работники компании обзванивают организации, которых может заинтересовать сотрудничество. По мнению ФНС России, затраты на оплату услуг междугородной телефонной связи в данной ситуации налогоплательщики должны учитывать как расходы на рекламу. Давайте разберемся, насколько обоснованны такие доводы налоговиков и чем грозит налогоплательщикам подобный подход к квалификации расходов. (ПИСЬМО ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ от 15.07.11 № ЕД-4-3/11460)

Скачать ПИСЬМО ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ от 15.07.11 № ЕД-4-3/11460
ФНС СЧИТАЕТ
Налоговая служба в комментируемом письме подробно останавливается на квалифицирующих признаках рекламы: информация адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования. Такое определение дано в статье 3 Федерального закона от 13.03.06 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе).

На основании данной нормы налоговики делают весьма расплывчатый вывод, что если по телефону сообщается информация, отвечающая требованиям Закона о рекламе, то затраты на проведение таких мероприятий, в частности стоимость услуг междугородной телефонной связи, признаются в целях налогообложения прибыли расходами на рекламу. Затраты на рекламу учитываются в составе прочих расходов на основании подпункта 28 пункта 1 статьи 264 НК РФ с учетом требований пункта 4 статьи 264 НК РФ.

Если же информация не будет являться рекламой, то для признания стоимости телефонных разговоров по междугородной связи они должны соответствовать критериям пункта 1 статьи 252 НК РФ, то есть быть экономически обоснованы, документально подтверждены и произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. Для подтверждения затрат в этом случае, по мнению ФНС России, подойдет любой правильно оформленный документ, из которого прямо следует связь расходов с деятельностью организации. Например, внутренние документы (приказы, распоряжения, отчеты), разработанные с учетом действующего в организации технологического процесса поиска клиентов, из которых можно будет сделать вывод о производственном характере переговоров.

При этом налоговое ведомство почему-то умалчивает, что расходы на услуги связи прямо поименованы в Налоговом кодексе и отражаются в прочих расходах на основании подпункта 25 пункта 1 статьи 264 НК РФ.

ПОСЛЕДСТВИЯ
Если налогоплательщик решит следовать разъяснениям налоговой службы, то он в первую очередь столкнется с необходимостью досконального учета характера осуществленных телефонных звонков и с последующим определением их стоимости согласно полученной расшифровке. Это, несомненно, повлечет увеличение трудозатрат.

ФНС России также предлагает включать стоимость телефонных переговоров в состав прочих расходов с учетом требований пункта 4 статьи 264 НК РФ. Как известно, в этом пункте приведен перечень рекламных расходов, а также говорится об особом порядке учета некоторых видов рекламы (в размере, не превышающем 1% выручки от реализации).

Так вот расходы на рекламные мероприятия через телекоммуникационные сети не подлежат нормированию. И хотя Налоговый кодекс не содержит определения понятия «телекоммуникационные сети», по нашему мнению, телефонная связь относится к таким расходам.

Это следует из статьи 3 Модельного закона «О телекоммуникациях», рекомендованного для использования в национальном законодательстве постановлением Межпарламентской ассамблеи государств — участников СНГ от 15.11.03 № 22-14. В нем сказано, что сетью телекоммуникаций признается система технических средств, посредством которой осуществляется телекоммуникация, то есть передача и прием звука, знака, сигнала, письменного текста, изображения по проводной, кабельной, оптической, магнитной, радио- и другим электромагнитным системам.

Таким образом, на текущий момент нет особой необходимости распределять звонки по их целям, поскольку учет при налогообложении и тех и других расходов осуществляется в аналогичном порядке.
Стоит отметить, что с 1 января 2012 года ситуация кардинально изменится. Под нормирование не будут подпадать расходы на рекламные мероприятия, осуществленные через информационно-телекоммуникационные сети (подп. «б» п. 3 ст. 14 Федерального закона от 11.07.11 № 200-ФЗ). В свою очередь, информационно-телекоммуникационная сеть — это технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники (ст. 2 Федерального закона от 27.07.06 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»). Следуя позиции налоговой службы, налогоплательщик будет обязан нормировать расходы на рекламные телефонные переговоры.

ВОЗРАЖЕНИЯ
Мы считаем, что расходы на междугородные телефонные переговоры в любом случае надо квалифицировать как услуги связи. Ведь налогоплательщик получает от оператора связи именно такой вид услуги.

Кроме того, обязательным условием признания услуг рекламными является то, что они предназначены для неопределенного круга лиц. Понятие «неопределенный круг лиц» подробно расшифровано в письме ФАС России от 05.04.07 № АЦ/4624, доведенном до налоговых органов и налогоплательщиков письмом ФНС России от 25.04.07 № ШТ-6-03/348. Под неопределенным кругом лиц понимаются лица, которые не могут быть заранее установлены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношений, воз-никающих по поводу реализации объекта рекламирования. Такой признак рекламной информации, как предназначенность ее для неопределенного круга лиц, означает отсутствие в рекламе указания о неком лице или лицах, для которых реклама создана и на восприятие которых она направлена.

Получается, что если компания обзванивает потенциальных клиентов, информация о которых была получена ранее, или организации, указанные в соответствующем разделе отраслевой принадлежности телефонного справочника, признать такие звонки рекламой нельзя.

И еще один момент. Налоговому органу будет весьма трудно доказать, что конкретный телефонный звонок носил рекламный характер. Сделать это в отсутствии детализированного отчета оператора связи практически невозможно.

Несмотря на то что налоговая служба настойчиво предлагает использовать такие отчеты для подтверждения производственного характера осуществленных междугородных телефонных разговоров, судебная практика в этом вопросе фактически полностью складывается в пользу налогоплательщиков*. В частности, в постановлении ФАС Поволжского округа от 09.11.06 № А65-29284/2005-СА2-8 суд указал, что детализированный счет оператора связи не подтверждает экономическую обоснованность расходов, поскольку не раскрывает их содержание. Поэтому представление детализированного счета для подтверждения расходов не нужно. И хотя эти выводы относятся к услугам операторов сотовой связи, их можно распространить и на услуги обычной стационарной телефонной связи.

* См. постановления ФАС Московского округа от 29.01.10 № КА-А40/14759-09-2, от 03.06.09 № КА-А40/4697-09-2.

Статья напечатана в журнале "Документы и комментарии" №17, сентябрь 2011 г.

Начать дискуссию

Криптовалюта

Лучшие криптообменники Екатеринбурга

Сегодня многие ищут способы купить криптовалюту* в Екатеринбурге, и сделать это можно с помощью крипто-бирж, P2P-сервисов и крипто-обменников. Для тех, у кого в приоритете — анонимность, предпочтительным является последний вариант. Так, криптовалютные обменники не требуют от клиентов никакой другой информации, кроме номеров крипто-кошельков и ников Telegram (для обратной связи с оператором)!

Лучшие криптообменники Екатеринбурга

За бесплатную раздачу продуктов питания могут отменить НДС и налог на прибыль

Депутаты собираются освободить компании от НДС и налога на прибыль за товары, которые отправили на благотворительность.

УСН

Работать на УСН по-простому больше не получится: будут счета-фактуры, книга продаж, декларация НДС

ИП на УСН с доходом в 2024 году более 60 млн рублей автоматически становится плательщиком НДС с первых дней 2025 года. И даже если выбрать ставку 5% без права на вычет, придется оформлять счета-фактуры, формировать книгу продаж и сдавать декларацию по НДС.

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Как учитывать расходы на обучение сотрудников для налога на прибыль

Если организация отправляет сотрудников на обучение, то, при соблюдении определенных условий, эти расходы можно учитывать при расчете налога на прибыль. Рассказываем, как это сделать.

Как учитывать расходы на обучение сотрудников для налога на прибыль

ЕФС-1 с Разделом 2 за первое полугодие 2024: как сдать отчет

Отчетность по «травматизму» подается в составе единой формы ЕФС-1. Рассказываем, как сдать отчет за полугодие 2024 года.

ЕФС-1 с Разделом 2 за первое полугодие 2024: как сдать отчет

Маршрутизация грузоперевозок программным роботом RPA

Мы разработали программного робота RPA, и… робот превзошел все ожидания нашего заказчика (одна из крупнейших транспортных компаний страны).

Маршрутизация грузоперевозок программным роботом RPA
Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Пользователи не могут войти в приложение «Т-Инвестиции»

Клиенты брокера пожаловались на сбой в работе мобильного приложения «Т-Инвестиции».

НДФЛ

Командированные за границу для строительства атомных станций априори будут налоговыми резидентами РФ

Физлица, которые в течение года были в России менее 183 дней, являются нерезидентами РФ. Но есть исключения для ряда случаев. Таких исключений станет больше.

Как оплачивать переработки в командировках: считаем сверхурочные

Если сотрудник в командировке работает в нормальном режиме, оплата рассчитывается по его среднему заработку. Но он может работать в выходные, сверхурочно и в ночное время. Разбираем, как оплачивать сверхнормативное время командированного сотрудника.

Как оплачивать переработки в командировках: считаем сверхурочные

Как без проблем с налоговой работать с самозанятыми

Кроме чеков, заказчики должны заключать с самозанятыми договоры, получать первичные документы, а также следить за лимитом их доходов.

Более 79 млн проводок, 12 млн казначейских платежей и 2 млн мероприятий по кадровому администрированию и расчету зарплаты: «Северсталь – ЦЕС» исполнилось 15 лет

В июле свое 15-летие празднует «Северсталь – ЦЕС» – профессиональная сервисная компания, специализирующаяся на предоставлении услуг консалтинга, аутсорсинга и автоматизации сквозных бизнес-процессов, построении и управлении общими центрами обслуживания, разработке и внедрении цифровых продуктов и ИТ-сервисов, включая решения на базе SAP и 1С.

Шохин: государство не должно контролировать соблюдение соглашений и коллдоговоров

Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) принял участие в совещании по вопросам совершенствования законодательства о занятости и изменений в ТК.

❗️ 15 июля стартовало обучение в летней школе бухгалтера. Скорее присоединяйтесь!

Вчера, 15 июля, в летней школе бухгалтера прошли первые занятия. Сегодня последний день, когда вы можете приобрести любой курс повышения квалификации, а также курсы профпереподготовки для бухгалтеров на УСН и финансовому менеджменту со скидками до -78%. Выбирайте курс и приступайте к обучению!

КоАП РФ

Штрафы за неуведомление о начале предпринимательской деятельности вырастут в два раза

Роспотребнадзор хочет, чтобы предприниматели чаще сообщали ведомству о начале деятельности. Штрафы за неуведомление для юридических лиц могут вырасти до 48 тысяч рублей.

МИР

Карты «Мир» начали принимать в Мьянме

Пока что платежная система «Мир» в Мьянме работает только в некоторых ресторанах и торговых центрах.

Бухгалтерский учет

Бухучет для начинающих: рассказываем о дебетах, кредитах и первичке простым языком

Как устроена профессия бухгалтера, с какими задачами он работает и что означают все эти странные сокращения (НДС, ПСН, ЕСН и др.) — разбираемся в основах бухгалтерии.

Иллюстрация: Вера Ревина /Клерк.ру
Госзакупки

Раздельный учет по госконтрактам исполнителей: зачем это нужно и как избежать штрафов

Минфин предложил внести изменения в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП), которые предусматривают введение санкций за несоблюдение правил ведения раздельного учета при исполнении госконтрактов.

Раздельный учет по госконтрактам исполнителей: зачем это нужно и как избежать штрафов

Роструд: из основных работников в совместители можно перейти только через увольнение

Устроиться на работу по совместительству, не имея основной, нельзя. Даже если это временная работа на 0,5 ставки и позиционируется как подработка.

Ипотека

Ипотека на индивидуальное жилищное строительство достигла рекордных 385 млрд рублей

Построить дом по собственному проекту в три раза дешевле, чем приобрести квартиру в крупном городе.

Интересные материалы

Ведение бизнеса

Как продавать товары за границу из России: интернет-магазин или маркетплейс

​​Многие предприниматели рассматривают выход на зарубежный рынок для расширения своего бизнеса. Такой шаг позволяет привлечь новых клиентов, увеличить прибыль, сформировать новые бизнес-связи за счет экспорта товаров за границу.

Как продавать товары за границу из России: интернет-магазин или маркетплейс