Учет в туризме

Отказ туристу в визе

Турфирма неправильно оформила документы туриста. И в визе ему отказали…
Турфирма неправильно оформила документы туриста. И в визе ему отказали…
 
Причины отказа
Отказ в визе – вещь крайне неприятная. Споры по таким вопросам составляют особую категорию судебных дел. Их сложность заключается в том, что посольства и консульства иностранных государств не подпадают под юрисдикцию Российской Федерации и принимают решения о выдаче либо отказе в выдаче визы на основании национальных правовых актов. При этом получить какую-либо информацию о причинах отказа порой бывает невозможно.

Вместе с тем, если вина турфирмы очевидна, доводить спор до суда не стоит, поскольку всегда имеется вероятность потерять денежные средства в размере куда большем, чем действительные убытки туриста. В любом случае, чтобы свести к минимуму негативные последствия, необходимо оказать туристу содействие как в получении визы (путем подачи апелляции, представления надлежащих документов и т. д.), так и в переносе сроков путешествия, если получить визу к намеченной дате невозможно.

Чтобы понять, как вести себя в сложившейся ситуации, необходимо иметь представление о правовых последствиях отказа клиенту в получении визы по вине турфирмы. Закон о защите прав потребителей классифицирует такую услугу, как оказанную с недостатком, в связи с чем предоставляет туристу возможность потребовать полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с недостатками оказанной услуги, а также потребовать (по выбору):

– безвозмездного устранения недостатков оказанной услуги (и если в срок, установленный договором, или разумный срок они не будут устранены – отказаться от исполнения договора) либо сразу отказаться от исполнения договора, если недостатки оказанной услуги являются существенными (как в рассматриваемом случае);

– возмещения понесенных расходов по устранению недостатков оказанной услуги своими силами или третьими лицами.
 
Как турфирме избежать негативных последствий
Чтобы избежать возможных отказов в визовых вопросах, рекомендуем придерживаться несложных правил:

1) заполняя информацию о туристе, указывайте только те сведения, которые получены из надежного источника (непосредственно от туриста или заказчика услуги). При этом желательно, чтобы в турфирме остался экземпляр, подписанный самим туристом или заказчиком;

2) если документы должны быть подписаны туристом, не стоит расписываться за него, даже если он настаивает на этом, поскольку своей подписью он фактически подтверждает, что ознакомился с информацией и считает ее достоверной;

3) если для получения визы турист искажает сведения о себе и представляет ложные документы, о чем турфирме известно, не стоит принимать их, а если отказать туристу нет возможности или желания, под роспись предупредить о возможных последствиях его действий;

4) если изначально велика вероятность отказа в получении визы (недостаточный срок действия паспорта, отсутствие финансовой обеспеченности и т. п.), необходимо поставить в известность туриста (причем сделать это надо в письменной форме).

В любом случае необходимо помнить, что, согласно Правилам оказания услуг по реализации туристского продукта, исполнитель обязан своевременно информировать потребителя об обстоятельствах, зависящих от него, которые могут снизить качество турпродукта или повлечь за собой невозможность оказания услуг.

Важно запомнить
Предлагая потребителю туристский продукт с визой, турфирме не стоит пренебрегать страхованием риска непредвиденной отмены поездки за границу, и желательно, чтобы турист был проинформирован о возможностях, предоставляемых «страховкой от невыезда». Как показывает практика, большая часть туристов, застрахованных от невыезда, при отмене поездки за границу получает страховое возмещение и не высказывает каких-либо претензий в адрес туристических компаний.

Статья напечатана в журнале "Учет туристической деятельности" №9, сентябрь 2011 г.

Начать дискуссию