Транспортный налог

Есть мнение: Налог на пользователей автодорог

Можно сделать вывод, что налогоплательщики с чистой совестью могут и не платить налог на пользователей автомобильных дорог. Поскольку для этого налога не установлены существенные элементы налогообложения, его нельзя назвать законно установленным. А, как мы уже говорили, у налогоплательщика есть обязанность платить только законно установленные налоги и сборы

С 1 января 2001 года снижена ставка налога на пользователей автомобильных дорог. С 1 января 2003 года этот налог вообще отменяется. Однако есть возможность не платить налог на пользователей автомобильных дорог начиная с 2001 года.

Немного теории

Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57 Конституции РФ, ст. 3 НК РФ). Конституционный суд РФ неоднократно раскрывал содержание понятия "законно установленный" (постановления КС РФ от 04.04.96 ?9-П, от 18.02.97 ? 3-П и от 11.11.97 ? 16-П). Так, по мнению КС РФ, установить налог или сбор можно только законом. Налоги, взимаемые не на основе закона, не могут считаться законно установленными. И установить налог и сбор - это не только дать ему название. Для установления налога необходимо определить в законе о нем существенные элементы налогового обязательства.

Итак, налог считается установленным лишь когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения: объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога (п. 1 ст. 17 НК РФ). Кроме того, акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить (п. 3 ст. 6 НК РФ).

Мы выяснили, что срок уплаты налога и налоговый период - основные элементы налогообложения. И если они отсутствуют, налог нельзя считать законно установленным. Так вот, для налога на пользователей автомобильных дорог не определены срок уплаты и налоговый период. Следовательно, и сам налог не может считаться установленным. Причем такая ситуация как была раньше, так существует и сейчас.

Почему? Мы сейчас объясним.

Срок уплаты: раньше...

Напомним, налог на пользователей автомобильных дорог - федеральный налог. Срок его уплаты должен быть установлен в федеральном законе о нем. Однако в Законе РФ от 18.10.91 ? 1759-1 "О дорожных фондах РФ" (далее - закон о дорожных фондах) и близко нет срока уплаты.

До 26 мая 1997 года срок уплаты налога на пользователей автодорог был установлен пунктом 10 Порядка образования и использования средств Федерального дорожного фонда РФ (утвержден постановлением Верховного Совета РФ от 23.01.92 ?2235-1; далее - постановление ВС РФ ? 2235-1). Организации должны были перечислять налог за прошедший месяц в Федеральный дорожный фонд ежемесячно до 15-го числа текущего месяца. Такое право Верховного Совета на установление срока следовало из той редакции закона о дорожных фондах, которая действовала на дату принятия Порядка. Верховному Совету были предоставлены полномочия по определению порядка формирования средств Федерального дорожного фонда, куда поступал и налог на пользователей автодорог.

Эта редакция закона о дорожных фондах просуществовала до 26 мая 1997 года. Федеральным законом от 26.05.97 ?82-ФЗ в закон о дорожных фондах внесли изменение, согласно которому порядок образования и использования средств Федерального дорожного фонда должен определяться федеральным законом. Но постановление ВС РФ ? 2235-1 продолжали применять и после 26 мая 1997 года, поскольку федеральный закон так и не приняли.

На наш взгляд, даже в тот период срок уплаты налога нельзя было считать определенным, а налог установленным. У Верховного Совета РФ (орган исполнительной власти) не было полномочий на установление существенных элементов налогового обязательства. Повторим, существенные элементы налогообложения могут быть установлены только законом, то есть органом законодательной власти. А никак не исполнительной властью.

Правда, тут наше мнение несколько расходится с позицией Высшего арбитражного суда РФ (постановление Президиума ВАС РФ от 29.10.96 ? 3355/96), ВАС РФ придерживался мнения, что срок уплаты налога на пользователей автодорог все же установлен постановлением Верховного Совета РФ ?2235-1.

...сейчас

С 1 января по 31 декабря 2001 года действие постановления и части закона о дорожных фондах, касающейся создания и деятельности Федерального дорожного фонда, вообще приостановлено (ст. 119 Федерального закона от 27.12.00 ? 150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год").

Заметим, что в 2000 году налог на пользователей автодорог не остался и без внимания Министерства РФ по налогам и сборам. Налоговое ведомство попыталось установить срок уплаты этого налога в пункте 38 инструкции МНС России от 04.04.2000 ? 59 "О порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды".

Однако такое установление срока представляется весьма сомнительным. Не надо забывать, что инструкции МНС России не относятся к актам законодательства о налогах и сборах (ст. 4 НК РФ). Кроме того, нормативные правовые акты министерства не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах. И конечно же, у налоговых органов нет права определять существенные элементы налогообложения. Напомним, основные элементы налогообложения должны быть определены только законом, но никак не нормативным актом органа исполнительной власти. И, на наш взгляд, Министерство РФ по налогам и сборам явно превысило права, предоставленные ему статьей 31 НКРФ.

Кроме того, сумма налога на пользователей автомобильных дорог полностью зачисляется в территориальные дорожные фонды или в бюджеты субъектов РФ (ст. 5 закона о дорожных фондах). Но органы законодательной власти субъектов РФ также не смогут разрешить создавшуюся ситуацию. Для федеральных налогов все существенные элементы налогообложения должны быть определены федеральным законом. Поэтому и региональный законодатель не вправе установить срок уплаты федерального налога на пользователей автодорог.

Налоговый период

Закон о дорожных фондах помимо срока уплаты налога на пользователей автодорог не устанавливает также и налоговый период по этому налогу.

Причем, учитывая, что сейчас даже срок уплаты ничем не установлен, налоговый период "вычислить" очень сложно.

Раньше, в период действия постановления ВС РФ ? 2235-1, налогоплательщики хоть как-то могли определить налоговый период, основываясь на следующем рассуждении. В пункте 10 постановления Верховного Совета РФ речь идет именно об уплате налога, а не авансовых платежей по нему. На основании статей 45, 52, 55 и 58 НК РФ можно было сделать вывод, что налоговый период для налога на пользователей автомобильных дорог - месяц. Но действие постановления ВС РФ ? 2235-1 на 2001 год приостановлено. И никаким законодательным актом налоговый период по этому налогу не установлен.

Итог

Итак, смело можно сделать вывод, что налогоплательщики с чистой совестью могут и не платить налог на пользователей автомобильных дорог. Поскольку для этого налога не установлены существенные элементы налогообложения, его нельзя назвать законно установленным. А, как мы уже говорили, у налогоплательщика есть обязанность платить только законно установленные налоги и сборы.

И даже если вспомнить позицию ВАС РФ, согласно которой срок уплаты налога все же был установлен постановлением Верховного Совета РФ, то существовало такое установление только до 2001 года. Ведь сейчас это постановление приостановлено.

Следовательно, в 2001 году у налогоплательщиков нет обязанности платить налог на пользователей автомобильных дорог.

Ежемесячный журнал для руководителей малых предприятий

Комментарии

4