— Александр Львович, сейчас многие обеспокоены возможной отменой трудовых книжек. У бухгалтеров и кадровиков возникает такой вопрос: где же можно будет взять информацию, которая сейчас всегда под рукой?
— Я убежден, что вся та информация, которая содержится в трудовой книжке, дублирует, а порой даже искажает те данные, которыми сегодня располагают внебюджетные фонды. И нужно понимать, что основным документом, фиксирующим формальное вступление в трудовые отношения, служит трудовой договор, а не трудовая книжка.
— А как быть со стажем для получения пенсии?
— Да, в советское время трудовая книжка обеспечивала оформление пенсионного дела. Сейчас ПФР исходит из данных персонифицированного учета. А значит, всю информацию о заработной плате, должности, стаже работника можно запросить в ПФР.
— И значит, на собеседование претенденту нужно будет приносить не трудовую, а выписку из ПФР, трудовые договоры с прежних мест работы? Может получиться довольно большой пакет документов
— На собеседовании с кандидатом кадровая служба или руководитель компании в первую очередь интересуются, что человек реально умеет делать, чем он фактически занимался на прежней работе. Порой должность, записанная в трудовой книжке, не говорит обо всех умениях и навыках человека. К тому же, где гарантия, что в книжку не внесены фальсифицированные данные? Да и чаще всего кандидату предлагают выполнить специальные тестовые задания, которые куда лучше покажут, подходит человек на эту должность или нет. В США и Европе, например, где нет трудовых книжек, принято брать рекомендации от бывших работодателей. Это тоже может пригодиться на собеседовании.
— И все-таки можно понять тех людей, которые привыкли жить и работать с трудовой. Многих пугает весь тот новый пакет документов, который может прийти ей на смену. Вдруг стаж «потеряется» или пенсию не так начислят
— Никто не собирается отменять трудовые книжки завтра или со следующего года. И уж тем более никто не придет и не отберет у человека трудовую книжку. Безусловно, до их отмены нужно предусмотреть решения для всех житейских ситуаций. Поэтому правительство, профсоюзы и работодатели и посветят следующий год детальной проработке законопроекта. Скорее всего предложение об отмене этого документа Госдума начнет обсуждать на весенней сессии 2012 года. И если решение об отмене будет принято, мы введем переходный период. Допустим, в течение еще десяти лет у работников будет право выбора — вести трудовую книжку или нет. Возможно, трудовая книжка останется одним из документов (но не единственным обязательным), подтверждающих сведения о местах работы человека. Что же касается данных, то все ведомства, в том числе и внебюджетные фонды, активно работают над актуализацией и достоверностью своих баз.
— Александр Львович, будет ли упрощен кадровый учет для малого бизнеса? Сейчас малые предприятия жалуются на излишний документооборот
— Сегодня все документы в кадровом учете малые предприятия должны оформлять ровно так же, как и крупные. На наш взгляд, это неразумно. Например, если компания состоит из трех человек, зачем создавать штатное расписание или вести учет рабочего времени? В этом случае, полагаю, достаточно одного трудового договора, в котором будут прописаны все условия, определенные статьей 57 Трудового кодекса. Кроме того, мы планируем упростить для малых предприятий порядок аттестации рабочих мест.
— Поменяются ли правила, по которым сейчас работодатели составляют трудовые договоры?
— Институт трудового договора, конечно же, должен развиваться. Этот документ не может быть, как мы привыкли, на полторы страницы. Трудовой договор должен стать полноценным документом, где будут учтены все необходимые аспекты — режим работы, порядок расчета заработной платы, порядок предоставления отпуска, обязательства перед работодателем, условия, при которых может быть изменен рабочий график, и так далее.
Коротко о важном
— Как скоро упразднят трудовые книжки?
— Не раньше чем через 10 лет.
— Что заменит трудовую книжку?
— Выписка из ПФР, трудовой договор, рекомендации работодателей.
— Будут ли меняться правила оформления трудового договора?
— Да.
Статья напечатана в журнале "Главбух" № 18, 2011
Комментарии
14Видимо, просто изменят инсрукцию паспортистам, либо организуют электронный документооборот по принципу "одного" окна!
А меня заинтересовало упрощение порядка аттестации для малых предприятий, то есть, если я работаю в крупной фирме, мое рабочее место аттестуют по всем параметрам, возможно выявят вредные факторы, а может и доплату назначат (ну верю я пока в фантастику), а если на малом предприятии - нет?