Учетная политика

Учетная политика общественных объединений

При формировании учетной политики бухгалтеру общественной организации следует исходить из того, что в ней в первую очередь должны найти отражение все способы ведения бухгалтерского учета, применяемые в данной организации, по тем вопросам, по которым законодательство предусматривает несколько возможных вариантов ведения учета либо по которым способы ведения бухгалтерского учета на нормативном уровне вообще не установлены.

В соответствии с действующим законодательством бухгалтерский учет в некоммерческой организации должен вестись на основании учетной политики, сформированной в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/98, утвержденным Приказом Минфина Российской Федерации от 9 декабря 1998 года №60н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/98» (далее ПБУ 1/98).

При формировании учетной политики бухгалтеру общественной организации следует исходить из того, что в ней в первую очередь должны найти отражение все способы ведения бухгалтерского учета, применяемые в данной организации, по тем вопросам, по которым законодательство предусматривает несколько возможных вариантов ведения учета либо по которым способы ведения бухгалтерского учета на нормативном уровне вообще не установлены.

Учетная политика предприятия является основным внутренним документом, который регулирует порядок ведения бухгалтерского учета и отчетности в общественной орга низации.

Общественным организациям следует помнить, что учетная политика должна быть представлена, как документ, позволяющий снизить налоговое и бухгалтерское бремя сегодняшнего дня.

Учетная политика общественного объединения формируется в
соответствии с ПБУ 1/98. ПБУ 1/98 определяет основные принципы формирования и раскрытия учетной полити ки организации.

Согласно статье 6 Федерального закона от 21 ноября 1996 года №129-ФЗ «О бухгалтерском учете» учетная политика разрабатывается главным бухгалтером (бухгалтером) и утверждается приказом или распоряжением руково дителя общественного объединения.

При этом утверждается:

  • рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;
  • формы первичных учетных документов, применяемых для оформления фактов хозяйственной деятельности, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;
  • порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации;
  • методы оценки активов и обязательств;
  • правила документооборота и технология обработки учетной информации;
  • порядок контроля хозяйственных операций;
  • другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

Учетная политика организации должна обеспечивать:

  • полноту отражения в бухгалтерском учете всех факторов хозяйственной деятельности;
  • своевременное отражение фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности;
  • большую готовность к признанию в бухгалтерском учете расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов;
  • отражение в бухгалтерском учете факторов хозяйственной деятельности, исходя не столько из их правовой формы, сколько из экономического содержания фактов и условий хозяйствования;
  • тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на последний календарный день каждого месяца;
  • рациональное ведение бухгалтерского учета, исходя из условий хозяйственной деятельности и величины организации (требование рациональности).

При формировании учетной политики организации по конкретному направлению ведения и организации бухгалтерского учета осуществляется выбор одного способа из нескольких, допускаемых законодательством и нормативными актами по бухгалтерскому учету. Если по конкретному вопросу в нормативных документах не установлены способы ведения бухгалтерского учета, то при формировании учетной политики осуществляется разработка организацией соответствующего способа, исходя из настоящего и иных положений по бухгалтерскому учету.

Способы ведения бухгалтерского учета, избранные организацией при формировании учетной политики, применяются с 1 января года, следующего за годом утверждения соответствующего организационно-распорядительного документа. При этом они применяются всеми филиалами, представительствами и иными подразделениями организации (включая выделенные на отдельный баланс), независимо от их места нахождения.

К способам ведения бухгалтерского учета, принятым при формировании учетной политики, относятся способы начисления износа основных средств, оценки материальных запасов, незавершенного производства и готовой продукции, признания прибыли от продажи продукции, товаров, работ, услуг и другие способы.

Изменение учетной политики организации может производиться в случаях:

  • изменения законодательства Российской Федерации или нормативных актов по бухгалтерскому учету;
  • разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета. Применение нового способа ведения бухгалтерского учета предполагает более достоверное представление фактов хозяйственной деятельности в учете и отчетности организации или меньшую трудоемкость учетного процесса без снижения степени достоверности информации;
  • существенного изменения условий деятельности. Существенное изменение условий деятельности организации может быть связано с реорганизацией, изменением видов деятельности и тому подобным.

Не считается изменением учетной политики учреждение способа ведения бухгалтерского учета фактов хозяйственной деятельности, которые отличны по существу от фактов, имевших место ранее, или возникших впервые в деятельности организации.

Изменение учетной политики должно быть обоснованным и оформляется приказом (распоряжением) руководителя.

Разработка приказа по учетной политике должна осуществляться с учетом специфики деятельности каждого общественного объединения.

При формировании учетной политики организации по конк ретному направлению (вопросу) ведения и организации бухгалтерского учета, осуществляется выбор одного из нескольких спосо бов, допускаемых законодательными нормативными актами, входящими в систему нормативного регулирования бухгалтерско го учета в Российской Федерации. Если указанная система не уста навливает способа ведения бухгалтерского учета по конкретному вопросу, то организации вправе самостоятельно разработать спо собы ведения бухгалтерского учета соответствующие Положению об учетной политике.

С момента введения в действие части второй НК РФ все организации, являющиеся налогоплательщиками, обязаны дополнительно разрабатывать учетную политику для целей налогообложения.

Статьей 313 НК РФ установлено, что система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учета, а порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения.

Таким образом, на уровне федерального закона устанавливается обязанность включения в учетную политику организации дополнительного раздела, касающегося налогообложения, или разработки и утверждения отдельного аналогичного документа.

Учетная политика для целей налогового учета должна формироваться исходя из требования НК РФ, в соответствии с которым данные налогового учета должны отражать:

- порядок формирования суммы доходов и расходов;

- порядок определения доли расходов, учитываемых для целей налогообложения в текущем налоговом (отчетном) периоде;

- сумму остатка расходов (убытков), подлежащую отнесению на расходы в следующих налоговых периодах;

- порядок формирования сумм создаваемых резервов;

- сумму задолженности по расчетам с бюджетом по налогу на прибыль.

В раздел учетной политики, регулирующий организацию налогового учета, следует включить пункты, определяющие:

- ответственного за организацию налогового учета;

- ответственного за ведение налогового учета;

- график документооборота или сроки и состав документов, представляемых лицу, ведущему налоговый учет;

- формы первичных учетных документов и аналитических регистров налогового учета.

Разработку учетной политики для целей налогообложения следует производить исходя из того, какие налоги платит некоммерческая организация, как формируется налоговая база по отдельным видам налогов, а также из принятой в организации схемы документооборота.

 

Общественные объединения обязаны раскрывать в учетной по литике избранные при формировании учетной политики способы ведения бухгалтерского и налогового учета, существенно влияющие на оценку и принятие решения пользователей бухгалтерской отчетности.

 

Создание некоммерческих организаций в их современном понимании началось в конце 80-х начале 90-х годов.

ГК РФ определил общие нормы деятельности некоммерческих организаций и некоторые их формы.

Принятые затем законы о некоммерческих и благотворительных организациях расширили виды их организации и развили принципы их деятельности.

Появление новой формы организации стало учитываться и в налоговом законодательстве.

Вместе с тем область бухгалтерского учета в некоммерческих организациях практически не развивается.

В настоящее время в средствах массовой информации предлагается большое количество разнообразных вариантов по отражению в учете некоммерческих организаций той или иной операции, которые зачастую противоречат, а иногда и взаимоисключают друг друга.

Можно выделить следующие подходы к построению системы учета некоммерческих организаций:

  • • аналогично непроизводственной сфере коммерческих предприятий;
  • • аналогично бюджетным организациям.

Наиболее часто встречаются в литературе по бухгалтерскому учету, рекомендации по использованию в учете некоммерческих организаций концепцию учета непроизводственной сферы, которая состоит из достаточно произвольной компановки общепринятой методики отражения операций на двух счетах: 29 - «Обслуживающие производства и хозяйства» и 86 - «Целевые финансирование и поступления».

Но социальная сфера никогда не имела существенного значения для учета и баланса промышленных предприятий. Счет 29 «Обслуживание производства и хозяйства» носит характер вспомогательного счета для аккумулирования и списания непроизводственных затрат за счет других источников.

Не развита в системе производственного учета и методика работы счета 86 «Целевое финансирование», который используется этими предприятиями эпизодически, и также не несет существенной информации.

Таким образом, в основу учета некоммерческих организаций заложены и выведены на главную роль второстепенные участки коммерческого учета, никогда не имевшие в базовом плане счетов самостоятельного существенного значения и практики корреспондентского использования.

Причем центральное место занимает именно затратный счет 29 «Обслуживание производства и хозяйства», как наиболее продвинутый в плане методологии учета по сравнению со счетом 86 «Целевое финансирование».

С этим несоответствием сталкивается бухгалтер некоммерческой организации, когда один за другим возникают вопросы учета уплаченного налога на добавленную стоимость, приобретения и износа основных средств, формирования и расходования целевых средств.

Расширение сферы деятельности некоммерческих организаций увеличило количество проблем учета.

Возникают вопросы о распределении затрат, при наличии предпринимательской деятельности, учете курсовых разниц и другие. Все это приводит к тому, что бухгалтерами придумываются схемы учета, не находящие подтверждений в нормативных документах.

Ситуация усложняется также и налоговыми органами.

Исходя из этого, является необходимой скорейшая выработка целостной системы учета некоммерческих организаций, охватывающей все стороны их деятельности от операций по кассе до формирования отчетности.

Некоторыми авторами предлагается следующая система, которая на наш взгляд может быть широко использована при организации бухгалтерского и налогового учета в некоммерческих организациях.

Обращаем Ваше внимание на то, что такую систему можно сформировать только определив концептуальную основу учета, то есть то представление, понимание целей учета, исходя из которого, будет формироваться бухгалтерская проводка.

Предлагаемая концепция состоит в том, что приняв за основу систему бюджетного учета, утвержденного Приказом Минфина Российской Федерации от 30 декабря 1999 года №107н «Об утверждении инструкции по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях» (утрачивает силу с 1 октября 2005 года), адаптировать ее к утвержденному Приказом Минфина Российской Федерации от 31 октября 2000 года №94н «Об утверждении плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкции по его применению», дополнить с учетом специфики деятельности некоммерческих организаций, и в конечном итоге получить схематически завершенную методику учета. Основным преимуществом такого подхода является использование базовой модели, ориентированной на учет движения целевых средств. То есть, отражение всех операций в учете смоделировано с точки зрения полноты и своевременного отражения формирования и использования таких средств.

 

Учет затрат

Система бюджетного учета предусматривает наличие нескольких субсчетов для учета расходования средств:

  • • 200 расходы по смете;
  • • 210 расходы к распределению;
  • • 220 расходы по предпринимательской деятельности.

Данные субсчета в бюджетном плане счетов аналогичны счетам финансово-хозяйственной деятельности организаций номер 20 «Основное производство», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы» и 23 «Вспомогательные производства».

Наибольший интерес вызывает бюджетный субсчет 210 «Расходы к распределению». В соответствии с Приказом Минфина Российской Федерации от 30 декабря 1999 года №107н «Об утверждении инструкции по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях». На этом субсчете учитываются расходы, которые в момент их возникновения не могут быть отнесены непосредственно за счет того или иного источника финансирования. В конце отчетного периода эти суммы распределяются пропорционально занимаемым площадям, численности контингента или источникам финансирования.

Типичной ситуацией, когда необходимо применение такого счета, является ситуация при оплате за аренду помещений при наличии предпринимательской деятельности у некоммерческих организаций. Следует отметить, что при рассмотрении вопросов распределения затрат некоммерческих организаций при наличии предпринимательской деятельности, все чаще в литературе проводится аналогия с бюджетными организациями.

Итак, используя методику учета затрат, определенную для бюджетных учреждений и план счетов для хозрасчетных организаций, расходы к распределению в учете некоммерческих организаций следует отражать по дебету счета 26 «Общехозяйственные расходы».

 

Учет курсовых разниц

Учет курсовых разниц - один из самых проблемных вопросов для некоммерческих организаций.

Бюджетная инструкция разделяет движение целевых средств в зависимости от того, занимается или нет данное учреждение предпринимательской деятельностью.

Бюджетные организации не занимающиеся предпринимательской деятельностью, получившие средства в иностранной валюте, курсовые разницы по таким операциям относят на счета учета целевого финансирования (причем положительная увеличивает доходы, а отрицательная -уменьшает).

А по операциям, связанным с предпринимательской деятельностью, - курсовые разницы относят на счета доходов.

Обращаем Ваше внимание на еще одну особенность системы учета в бюджетных организациях. Субсчета с номером «1» предназначены для учета бюджетных средств, а с номером «2» - средств от предпринимательской деятельности.

Таким образом, используя предложенную схему для некоммерческих организаций, можно рекомендовать следующие бухгалтерские проводки для отражения курсовых разниц:

1. для некоммерческих организаций, не занимающихся предпринимательской деятельностью:

– положительные разницы:

Дебет 52 «Валютный счет»

Кредит 86/1 «Целевое финансирование/уставная деятельность»;

- отрицательные разницы:

Дебет 86/1 «Целевое финансирование/уставная деятельность»

Кредит 52 «Валютный счет»;

2. для некоммерческих организаций, занимающихся предпринимательской деятельностью:

– положительные разницы:

Дебет 52 «Валютный счет»

Кредит 91 «Прочие доходы и расходы»;

- отрицательные разницы:

Дебет 91 «Прочие доходы и расходы»

Кредит 52 «Валютный счет».

 

Предложенные выше схемы учета лишь построены на основании бюджетной системы счетов и не являются их точной копией.

Инструкция по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях, на наш взгляд, как база для разработки методики отражения операций в некоммерческих организациях вполне подходит. Конечно потребуется значительная доработка с точки зрения особенностей некоммерческих организаций, форм их организации и целей деятельности.

При этом наиболее важной частью будет разработка методики отражения операций по счету 86 «Целевого финансирования».

 

Учет средств целевого финансирования

В соответствии со статьей 26 Закона о некоммерческих организациях источником финансирования имущества некоммерческой организации могут являться:

  • регулярные и единовременные поступления от учредителей (участников, членов);
  • добровольные имущественные взносы и пожертвования;
  • выручка от реализации товаров, работ, услуг;
  • дивиденды (доходы, проценты), получаемые по акциям, облигациям, другим ценным бумагам и вкладам;
  • доходы, получаемые от собственности некоммерческой организации;
  • другие не запрещенные законом поступления.

Для учета поступающих средств Планом счетов бухгалтерского учета предусмотрен счет 86 «Целевые финансирования и поступления».

Расход целевых поступлений должен производиться в соответствии с целями и задачами некоммерческой организации.

Основной вопрос, который не имеет сегодня однозначного решения: это выбор метода отражения операций по счету 86 «Целевое финансирование» - кассовый метод или метод начислений.

Обширная практика применения некоммерческими организациями классического счета 86 «Целевое финансирование» сочетает в себе два способа:

- кассовый метод учета поступлений денежных средств,

- совмещение методов при расходовании средств. Так денежные расходы списываются по факту, а расходы на заработную плату методом начисления.

Действующими нормативными документами прямо не регламентировано применение того или иного метода в отношении формирования счета 86 «Целевые финансирования». В комментариях или указаниях используются формулировки «поступившие средства», то есть косвенно предусматривается применение кассового метода учета.

Если обратиться к международной практике, то международные стандарты предусматривают максимально возможное использование метода начисления для отражения операций на счетах учета.

В качестве примера можно привести международный стандарт финансовой отчетности МСФО 20, касающийся учета правительственных субсидий.

Стандарт предусматривает два подхода для отражения поступлений:

- если поступление не предусматривает расходы (как правило это субсидии в виде актива), в отношении их может применяться кассовый метод (например, некоммерческой организации передан автобус, такая операция подлежит отражению в учете после совершения);

- если поступление предусматривает расходы или покрытие уже произведенных расходов (как правило, это субсидии в виде денежных средств), то следует применять принцип начисления.

Однако данный метод может быть применен только в случае:

  • если существует обоснованная уверенность получения таких субсидий;
  • если организация удовлетворяет условиям выдачи таких субсидий.

Эти положения международного стандарта можно распространить и на учет целевых средств некоммерческих организаций. То есть, при формировании счета 86 «Целевое финансирование» можно применить метод начисления, если на отчетную дату организация располагает фактами, подтверждающими выделение ей средств из соответствующего источника.

 

Начать дискуссию