Реклама

Отражение рекламных объектов в составе основных средств

Рассмотрим отражение «рекламных» объектов в составе основных средств и порядок начисления амортизации для целей налогового учета, на примере рекламного щита.

Рассмотрим отражение «рекламных» объектов в составе основных средств и порядок начисления амортизации для целей налогового учета, на примере рекламного щита.

Бухгалтерский учет

В настоящее время в бухгалтерском учете признание имущества объектом основных средств является срок службы. Если срок службы более 12 месяцев, то имущество признается объектом основных средств, если менее 12 месяцев, то учитывается в составе материалов.

Так, в пункте 18 Приказа Минфина Российской Федерации от 30 марта 2001 года №26н «Об утверждении положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01» (далее - ПБУ 6/01) указано:

«Объекты основных средств, стоимостью не более 10 000 рублей за единицу или иного лимита, установленного в учетной политике исходя из технологических особенностей, а также приобретенные книги, брошюры и тому подобное издания разрешается списывать на затраты на производство (расходы на продажу) по мере отпуска их в производство или эксплуатацию. В целях обеспечения сохранности этих объектов в производстве или при эксплуатации в организации должен быть организован надлежащий контроль, за их движением».

 

Из данного пункта видно, что имущество стоимостью менее 10 000 рублей является объектом основных средств. Такое имущество должно приниматься к бухгалтерскому учету в соответствии с пунктом 4 ПБУ 6/01:

«Для целей настоящего Положения при принятии к бухгалтерскому учету активов в качестве основных средств необходимо единовременное выполнение следующих условий:

а) использование в производстве продукции при выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд организации;

б) использование в течение длительного времени, то есть срока полезного использования, продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;

в) организацией не предполагается последующая перепродажа данных активов;

г) способность приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.

Сроком полезного использования является период, в течение которого использование объекта основных средств, приносит экономические выгоды (доход) организации. Для отдельных групп основных средств, срок полезного использования определяется исходя из количества продукции (объема работ в натуральном выражении), ожидаемого к получению в результате использования этого объекта»

 

Таким образом, для целей бухгалтерского учета рекламный щит стоимостью не более 10 000 рублей и сроком службы более 12 месяцев признается объектом основных средств. Стоимость рекламного щита можно списать сразу, как только щит введут в эксплуатацию. Но, списав на затраты стоимость рекламного щита, бухгалтер должен обеспечить контроль за его использованием. Для этого лучше всего подходят инвентарные карточки формы №ОС-6, утвержденные Постановлением Госкомстата Российской Федерации от 21 января 2003 года №7 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету основных средств».

В том случае, если рекламный щит будет использоваться менее года, то тогда его стоимость будет отражена по дебету счета 10 «Материалы» и списана на счет 44 «Расходы на продажу» субсчет «Рекламные расходы». Но при этом бухгалтер также должен обеспечить контроль за его использованием (инвентарные карточки №ОС-6).

 

Согласно пункту 7 и 8 ПБУ 6/01 основные средства принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости.

В первоначальную стоимость рекламного щита входят затраты на изготовление и монтаж без учета НДС. Если организация изготовила рекламный щит самостоятельно, то это стоимость материалов и заработная плата рабочих. Если же организация заказала изготовление рекламного щита специализированной фирме, то в расчет берется сумма вознаграждений за выполненные работы по изготовлению рекламного щита. При этом в первоначальную стоимость щита включается плата за разрешение на распространение наружной рекламы. Размер платы и порядок, в котором организации получают разрешения, устанавливают муниципальные власти. Если рекламный щит устанавливают вблизи дороги, то организации необходимо получить разрешение от органов ГИБДД. Уплаченная организацией стоимость за разрешение от органов ГИБДД также включается в стоимость рекламного щита.

 

При принятии рекламного щита в составе объекта основных средств к бухгалтерскому учету, должен быть определен срок его полезного использования.

Порядок определения срока полезного использования прописан в пункте 20 ПБУ 6/01. В соответствии с данным пунктом установление срока полезного использования должно производиться исходя из:

  • ожидаемого срока использования этого объекта в соответствии с ожидаемой производительностью или мощностью;
  • ожидаемого физического износа, зависящего от режима эксплуатации (количества смен), естественных условий и влияния агрессивной среды, системы проведения ремонта;
  • нормативно-правовых и других ограничений использования этого объекта (например, срок аренды).

Сроком полезного использования является период, в течение которого использование объекта основных средств приносит экономические выгоды (доход) организации (пункт 4 ПБУ 6/01).

 

Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 января 2002 года №1 «О классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы» утверждена Классификация основных средств, объединенных в 10 амортизационных групп, в соответствии со сроком их полезного использования. Пунктом 1 Постановления №1 Классификация основных средств может применяться и для целей бухгалтерского учета, но только в отношении объектов основных средств, принятых к бухгалтерскому учету с 1 января 2002 года.

Правда, в этом документе речь идет только об «электрифицированных рекламных конструкциях различных форматов» (14 3699000). Если же рекламный щит нельзя отнести к таковым, тогда срок службы вы можете установить самостоятельно (пункт 20 ПБУ 6/01). Это может быть период, на который выдано разрешение на распространение наружной рекламы (конечно, если он больше одного года), или срок, определенный производителем щита.

Начисление амортизационных отчислений по объекту основных средств начинается с первого числа месяца, следующего за месяцем принятия этого объекта к бухгалтерскому учету, и производится до полного погашения стоимости этого объекта либо списания этого объекта с бухгалтерского учета (пункт 21 ПБУ 6/01).

Пример.

Фирма ООО «Стройподряд», которая производит строительно-монтажные работы, решила установить рекламный щит. Для этого она обратилась к рекламной компании, которая занимается изготовлением и монтажом рекламных щитов. Стоимость услуг рекламной кампании ООО «Стройподряд» оплатило в сумме 12 980 рублей (в том числе НДС 1980 рублей). Помимо этого, ООО «Стройподряд» произвело затраты на то, чтобы получить разрешение на распространение наружной рекламы. За выдачу разрешения сроком на 1,5 года заплатили 59 000 рублей (в том числе НДС 9 000 рублей).

В июле 2004 года рекламный щит был принят к учету и установлен. Первоначальная стоимость щита составила 61 000 рублей (12980 - 1 980 + 59 000 - 9 000). Срок полезного использования установили согласно разрешению 1,5 года. Амортизация начисляется линейным способом.

Таким образом, ежемесячная сумма амортизации будет равна 3388,87 рублей (61 000/18).

В бухгалтерском учете сделаны следующие бухгалтерские записи:

 

Корреспонденция счетов

Сумма, рублей

Содержание хозяйственной операции

Дебет

Кредит

08

60

11 000

Отражены затраты на изготовление и монтаж рекламного щита

19

60

1980

Отражена сумма НДС, предъявленная рекламной кампанией

08

60

50 000

Отражены затраты на плату за выдачу разрешения на распространение наружной рекламы

19

60

9 000

Учтен НДС

60

51

71 980

Отражена оплата рекламной кампании и плата за выдачу разрешения

01

08

61 000

Введен в эксплуатацию рекламный щит

68

19

10 980

Принят к вычету НДС

44

02

3388,87

Начислена амортизация по рекламному щиту (ежемесячно)

 

Налоговый учет

В соответствии со статьей 256 НК РФ рекламный щит стоимость свыше 10 000 рублей и сроком эксплуатации более 12 месяцев является амортизируемым имуществом. Значит, по нему необходимо начислять амортизацию. Амортизационные отчисления будут учитываться в составе рекламных расходов.

Если рекламный щит относится по Классификатору основных средств к электрифицированным рекламным конструкциям, то срок службы такого щита от 7 лет 1 месяца до 10 лет включительно.

Если срок службы не определен, то согласно пункту 5 статьи 258 НК РФ, организация – налогоплательщик устанавливает срок службы данного объекта в соответствии с техническими условиями или рекомендациями организаций изготовителей.

Для того, чтобы избежать разниц, в бухгалтерском учете лучше установить срок полезного использования рекламного щита такой же, как и в налоговом учете. При этом амортизацию лучше считать линейно.

Этот материал доступен бесплатно только авторизованным пользователям

Войдите через соцсети
или

Регистрируясь, я соглашаюсь с условиями пользовательского соглашения и обработкой персональных данных

Начать дискуссию