Источник: Центр структурирования бизнеса и налоговой безопасности taxCOACH
Нередко в целях увеличения объемов продаж организации поощряют своих клиентов посредством установления скидочных и бонусных систем. Логика применения таких способов стимулирования проста: чем больше товара купит покупатель, тем большую скидку или бонус он получит от поставщика.
Как правило, под скидкой подразумевается уменьшение согласованной между сторонами стоимости товара. Возможность пересмотра цены договора прямо предусмотрена п. 2 ст. 424 ГК РФ.
Что касается бонусов, то специального нормативного закрепления возможности и условий их применения не существует. Однако в деловом обороте под бонусом обычно понимается материальное (обычно в натуральной форме) вознаграждение, предоставляемое продавцом покупателю за выполнение каких-либо условий сделки.
Скидки и бонусы - похожие друг на друга способы поощрения клиентов. И такое их сходство обусловлено в основном тем, что при их установлении достигается один и тот же экономический результат.
Например, в договоре, заключенном между А (поставщик) и Б (покупатель), содержится условие о том, что если Б в течение месяца приобретет у А 10 партий товара, стоимость каждой из которых составляет 118000 руб. (с НДС), то А предоставит Б скидку в размере 10% (снизит покупную стоимость товара на 10%). При выполнении сторонами указанного условия получится, что Б купил у А 10 партий товара, общая стоимость которых составила 1062000 руб. (с НДС).
Однако указанное условие могло быть сформулировано в договоре и иначе: «В случае, если в течение месяца Б приобретет у А 9 партий товара, стоимость каждой из которых составляет 118000 руб. (с НДС), А обязуется предоставить Б бонус в виде передачи дополнительной партии товара». Экономический эффект от исполнения этого условия договора будет тем же самым, что и в выше описанном случае: Б получит от А всего 10 партий товара, заплатив за них 1062000 руб. (с НДС).
Вместе с тем, необходимо обратить внимание на имеющееся между двумя указанными системами поощрения весьма существенное различие. Оно заключается в цене договора. При предоставлении скидки она меняется в сторону уменьшения, в случае же предоставления бонуса цена остается неизменной. Такое различие приводит к разным налоговым последствиям как в отношении НДС, так и налога на прибыль.
При наличии в договоре условия об уменьшении цены товара в случае достижения покупателем определенных показателей (условия о скидке) поставщик в целях определения налоговой базы по НДС учитывает выручку, уменьшенную на сумму скидки (п. 1 ст. 154 НК РФ), и покупатель принимает к вычету НДС, также исчисленный с суммы договора с учетом скидки (п. 2 ст. 171 НК РФ).
При этом, если скидка была предоставлена в момент реализации товара, то в первичных документах сразу отражается уменьшенная цена и уменьшенный НДС. В случае же, если скидка носит ретроспективный характер и цена товара изменяется уже после отгрузки товара и оформления накладной и счета-фактуры, то поставщику после предоставления скидки необходимо будет внести изменения в документы и налоговую декларацию, уменьшив начисленный в момент реализации НДС. После получения исправленного счета-фактуры покупатель обязан будет уменьшить сумму налоговых вычетов, полученных им при приобретении товара по первоначальной цене, посредством подачи уточненной декларации по НДС.
Что касается налога на прибыль, то в случае предоставления скидки поставщик должен поставить в доходы от реализации уменьшенную стоимость товара (п. 1 ст. 249 НК РФ), покупатель поставит в расходы также стоимость товара с учетом скидки (пп. 1 п. 1 ст. 253 НК РФ). При этом, вопрос о необходимости корректировки ранее оформленных документов и внесения изменений в поданные декларации по налогу на прибыль решается по аналогии с НДС.
В случае же предоставления покупателю бонуса (например, в виде подарка или дополнительной партии товара) у поставщика возникнет безвозмездная передача товаров, приравниваемая Налоговым кодексом к реализации (пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ). Как следствие, организация обязана будет исчислить и уплатить в бюджет НДС, при этом в расчет будет приниматься рыночная цена безвозмездно переданного товара (п. 2 ст. 154 НК РФ). Однако несмотря на то, что покупатель включит НДС с суммы переданного покупателю товара в налоговую базу и уплатит его в бюджет, у покупателя права принять этот НДС к вычету не возникнет, так как по смыслу п. 1 ст. 171 НК РФ к вычету принимаются суммы НДС, предъявленные покупателю поставщиком при приобретении у него товаров.
При этом, в случае использования бонусной системы премирования «пострадает» не только поставщик, обязанный уплатить в бюджет дополнительную сумму НДС. Негативные последствия данной системы отразятся и на покупателе, но только в отношении налога на прибыль. Он должен будет поставить в доходы стоимость безвозмездно полученного товара и уплатить в бюджет налог на прибыль (п. 8 ст. 250 НК РФ). Поставщик же может поставить произведенные на предоставление бонуса расходы в затраты, однако в этом случае он должен быть готов к спору с налоговым органом, ведь инспекция может настаивать на отсутствии у таких расходов направленности на извлечение доходов и, как следствие, неправомерности их включения в расходы (п. 1 ст. 252 НК РФ).
Вернемся к указанным выше примерам.
В первом случае, когда предоставляется скидка, А (поставщик) обязан будет уплатить в бюджет 162000 руб. НДС в связи с реализацией 10 партий товара и поставить в доходы по налогу на прибыль 900000 руб., а Б (покупатель) возьмет НДС в указанной сумме к вычету и поставит в расходы стоимость приобретенного товара.
Во втором же случае на А, помимо 162000 руб. НДС в связи с продажей 9 партий товара, будет возложена обязанность уплатить в бюджет еще 18000 руб. НДС, исчисленного с цены безвозмездно переданной покупателю партии товара в качестве бонуса, а покупатель обязан будет увеличить налоговую базу по налогу на прибыль на 100000 руб. и уплатить в бюджет 20000 руб. налога.
Как видно из описанных примеров и их налоговых последствий, различные по оформлению, но схожие по содержащемуся в них экономическому смыслу системы мотивации покупателей имеют своим результатом различную налоговую нагрузку как на поставщика, так и покупателя. Поэтому важным при установлении правил поощрения клиентов является выбор грамотной правовой конструкции, которая помогла бы достигнуть желаемого экономического эффекта с возложением на сторон сделки минимального налогового бремени.
Комментарии
1-1