Турфирмы могут использовать два вида дисконтных карт: собственные, эмитированные самой организацией, и карты, выпущенные дисконтной системой, к программе которой можно присоединиться. В первом случае фирма заказывает и оплачивает изготовление карт сторонней организации. Во втором – обычно оплачивается вступительный взнос для присоединения к дисконтной системе, организаторы которой проводят рекламную кампанию и распространяют карты. Как правило, выпускает и обслуживает их один из участников системы, а компании-участники производят ему ежемесячные платежи.
Дисконтные карты принимаются к учету по их фактической себестоимости и в соответствии с пунктом 2 ПБУ 5/01 учитываются в составе материально-производственных запасов. В зависимости от того, как организация в дальнейшем планирует распространять дисконтные карты, при поступлении они отражаются:
– на счете 41 «Товары» – в случае дальнейшей продажи дисконтных карт;
– на счете 10 «Материалы» – в случае их бесплатной выдачи.
Затраты на участие в дисконтных системах отражаются в зависимости от условий заключенных договоров с организацией, обслуживающей дисконтные карты. Если платежи за участие в дисконтной системе являются единовременными (например, один раз в месяц), данные расходы являются текущими и относятся к тому периоду, в котором они фактически совершены. Если же условия участия в дисконтной системе действуют в течение определенного времени (например, года), то осуществленные платежи могут быть отражены как авансы на счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»:
ДЕБЕТ 60 КРЕДИТ 51
– перечислен платеж за участие в дисконтной системе.Рассматривать такие затраты как расходы будущих периодов нельзя.
Пример.
Туристическое агентство «Морской отдых ЛЮКС» выпустило собственные накопительные дисконтные карты. Затраты на изготовление 120 дисконтных карт составили 11 800 руб. (в том числе НДС – 1800 руб.).
В первом случае в отчетном периоде было реализовано 50 дисконтных карт по цене 150 руб. за штуку. В бухгалтерском учете будут сделаны следующие проводки:
ДЕБЕТ 60 КРЕДИТ 51
– 11 800 руб. – оплачено изготовление дисконтных карт;
ДЕБЕТ 41 КРЕДИТ 60
– 10 000 руб. (11 800 – 1800) – оприходованы полученные карты (без НДС);
ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60
– 1800 руб. – отражен «входной» НДС;
ДЕБЕТ 68 субсчет «Расчеты по НДС»
КРЕДИТ 19
– 1800 руб. – принят «входной» НДС к вычету (при наличии счета-фактуры);
ДЕБЕТ 62
КРЕДИТ 90 субсчет «Выручка»
– 7500 руб. (150 руб. × 50 шт.) – реализованы дисконтные карты клиентам;
ДЕБЕТ 90 субсчет «НДС»
КРЕДИТ 68 субсчет «Расчеты по НДС»
– 1144 руб. (7500 руб. × 18% : 118%) – начислен НДС со стоимости реализованных дисконтных карт;
ДЕБЕТ 90 субсчет «Себестоимость продаж»
КРЕДИТ 41
– 4166,67 руб. (10 000 руб. : 120 шт. × 50 шт.) – списана себестоимость реализованных дисконтных карт.
Во втором случае в отчетном периоде постоянным клиентам бесплатно выдали 50 дисконтных карт.
В бухгалтерском учете будут сделаны следующие проводки:
ДЕБЕТ 60 КРЕДИТ 51
–11 800 руб. – оплачено изготовление дисконтных карт;
ДЕБЕТ 10 КРЕДИТ 60
– 11 800 руб. – оприходованы полученные дисконтные карты (с учетом НДС, ведь в последующем их передача налогом не облагается); >|Передача в рекламных целях товаров (работ, услуг) стоимостью не выше 100 руб. за единицу НДС не облагается (подп. 25 п. 3 ст. 149 Налогового кодекса РФ).|<
ДЕБЕТ 44 КРЕДИТ 10
– 4166,67 руб. – списана себестоимость дисконтных карт, выданных постоянным клиентам.
Налоговый учет расходов по изготовлению карт
Статья 264 Налогового кодекса РФ содержит открытый перечень прочих расходов, принимаемых в целях налогообложения прибыли. Поэтому затраты на изготовление дисконтных карт могут быть включены в состав прочих. Аналогичного мнения придерживается Минфин России в письме от 13 февраля 2007 г. № 03-03-06/1/84. Финансисты отмечают, что затраты на изготовление дисконтных карт признаются обоснованными, поскольку они направлены на увеличение сбыта продукции, а следовательно, и на получение дохода.
НДС при передаче карт
Реализация товаров (работ, услуг) признается объектом обложения налогом на добавленную стоимость (ст. 146 Налогового кодекса РФ). А на основании пункта 3 статьи 38 Налогового кодекса РФ товаром признается любое имущество, реализуемое или предназначенное для реализации. Таким образом, при продаже дисконтных карт турфирме придется начислить налог, что и при обычной реализации турпродукта. Под налогообложение подпадает и выдача дисконтной карты клиентам бесплатно, в том числе в рамках рекламной кампании. Правда, есть исключение. В соответствии с подпунктом 25 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса РФ налогообложению не подлежит передача в рекламных целях товаров (работ, услуг), расходы на приобретение (создание) единицы которых не превышают 100 руб. Но данное освобождение, согласно пункту 4 статьи 149 Налогового кодекса РФ, возможно лишь при условии ведения раздельного учета операций, подлежащих обложению НДС, и операций, освобождаемых от налогообложения.
Основанием для освобождения операции от НДС является приказ руководителя турфирмы о проведении рекламной акции с бесплатной выдачей дисконтных карт. Правда, при бесплатной выдаче дисконтных карт (стоимостью свыше 100 руб. за штуку) начисления НДС можно избежать, если право собственности на них закрепить за турфирмой. В этом случае на самой карте нужно сделать пометку «Право собственности принадлежит турфирме».
Важно запомнить
Статья напечатана в журнале "Учет туристической деятельности" №10, октябрь 2011 г.
Начать дискуссию