Бухгалтерия

История о том, как в банковской карточке инспекторы нашли «обналичку»

После неожиданной потери банковской карточки нам всем приходит сразу одна мысль – надо срочно заблокировать, а то деньги снимут. Но такая мера предосторожности крайне важна, даже когда карточка пустая. Иначе в один прекрасный день можно столкнуться с обвинением в «обналичке».

 

После неожиданной потери банковской карточки нам всем приходит сразу одна мысль – надо срочно заблокировать, а то деньги снимут. Но такая мера предосторожности крайне важна, даже когда карточка пустая. Иначе в один прекрасный день можно столкнуться с обвинением в «обналичке».

Свидетельство тому – история нашей читательницы Елены Сергеевой*.

Больше года назад у Елены пропала банковская дебетовая карточка, а с ней и бумажка с пин-кодом. Карта была пустая, поэтому блокировать ее Елена не стала и забыла о ней. Спустя год Елена получила из налоговой уведомление о назначении выездной проверки. Оказалось, что на карту приходили крупные суммы, которые тут же снимались в банкоматах, – всего с момента утери около 2 млн рублей. Средства поступали от нескольких организаций, их директора, как выяснилось на допросах, были номинальными. Из выписок банка следовало, что деньги перечислялись по неким договорам, которых Елена не заключала.

Елена заявила инспекторам, что не знала о перечислениях, не вступала ни в какие отношения с организациями, отправлявшими деньги. Но, как видно из акта проверки, где цитируется протокол допроса, инспекторы снова и снова подходили с разных сторон, спрашивая «за что перечислены деньги?», «снимали вы их лично?», «кому передавали?», «где и как заключали договоры?», «почему не подали декларации?» и т. д. Поступая так, налоговики явно ожидали, что Елена в какой-то момент проболтается. Однако ее ответы были однотипными: не снимала, не передавала, поскольку доходов не получала, и о перечислении денег не знала. Несмотря на такие показания, налоговики доначислили более 200 тыс. рублей НДФЛ. Сейчас Елена планирует оспорить решение инспекции.

По словам адвокатов, настоящие «обнальщики» и правда, бывает, открещиваются от своей деятельности потерей банковской карты. Но зачастую под подозрение попадают обычные люди. И что обидно, исключительно из-за своей недальновидности. Поэтому даже пустую карту (или с незначительным остатком на ней) надо всегда блокировать. А тем, кто все же оказался в похожей ситуации, юристы рекомендуют следующую линию защиты.

Можно выяснить, кто снимал деньги.

Легко узнать по выпискам банка, где и когда снимались деньги. Если доказать, что владелец карты в это время не мог находиться в данном месте, это было бы сильным аргументом, считает Юрий Воробьев из юридической компании «Пепеляев Групп». У банка можно запросить видеозаписи, на которых видно, кто именно подходил к банкомату. Правда, инспекторы могут заявить, что налогоплательщик поручил снять деньги кому-то другому. Однако НДФЛ облагается доход, право на распоряжение которым у налогоплательщика возникло (ст. 210 НК РФ). «Но если снимал деньги не он, поступление средств в его распоряжение не доказано», – отмечает Владислав Брызгалин, управляющий партнер группы компаний «Налоговый щит».

Налоговики лишь предполагают.

«Только почерковедческая экспертиза может доказать, что договоры с организациями подписывал владелец карты. Нельзя, делая вывод, что деньги действительно предназначались ему, основываться лишь на домыслах», – считает Наталья Левенец, руководитель консультационного отдела Первого Дома Консалтинга «Что делать Аудит».

Кроме того, налоговики обязаны доказать, что налог не удерживался. Утверждать это можно, только проверив первичные и иные документы компании. Одних лишь допросов директоров недостаточно, напоминает Юрий Воробьев.

С неосновательного обогащения НДФЛ не платят.

Владислав Брызгалин предлагает еще один вариант защиты: «НДФЛ облагаются только легально полученные доходы. Иначе это не доход, а неосновательное обогащение. Инспекция не установила взаимоотношения налогоплательщика с организациями, правовые основания получения денег, поэтому в данном случае невозможно говорить о легальности дохода».

Имя по просьбе нашей читательницы изменено.

Статья напечатана в газете "УНП" № 38,

Комментарии

1