Об особенностях налоговых проверок ОП

Этот материал – отрывок литературно обработанной стенограммы сессии вопросов и ответов после семинара "Обособленным подразделениям - обособленный учет" (лектор – Л.П. Хабарова), который был проведен издательством «Главная книга». На некоторые вопросы слушателей ответила А.Н. Краснопеева.

Этот материал – отрывок литературно обработанной стенограммы сессии вопросов и ответов после семинара "Обособленным подразделениям - обособленный учет" (лектор – Л.П. Хабарова), который был проведен издательством «Главная книга». На некоторые вопросы слушателей ответила А.Н. Краснопеева.

Вопрос. Людмила Петровна ничего не сказала о том, как налоговики могут проверить обособленные подразделения организации. Не могли бы вы рассказать об этом?

А. К.: Конечно, давайте разберемся. И начнем, пожалуй, с камеральных проверок. Сразу оговорюсь, камеральная проверка ОП может быть проведена только по тем налогам, отчетность по которым сдается по месту нахождения этого ОП <1>. То есть налоговый орган может камерально проверить ОП:

- по налогу на прибыль <2>. Впрочем, ОП сдают всего два листа декларации, один из которых титульный, так что налоговый инспектор вряд ли сможет что-то найти в такой декларации;

- налогу на имущество <3>;

- транспортному налогу <4>;

- земельному налогу <5>;

- ЕНВД, если в регионе, где находится ваше ОП, его деятельность подпадает под этот спецрежим <6>.

Срок на проверку представленной ОП декларации такой же, как если бы отчетность представил головной офис, - 3 месяца со дня ее подачи <7>.

К счастью для бухгалтеров, теперь не так много случаев, когда налоговый орган может потребовать от ОП документы в рамках камеральной проверки. Вот они <8>:

- в декларации заявлены налоговые льготы - могут затребовать документы, подтверждающие право на льготу <9>;

- представлена декларация по земельному налогу - документы, являющиеся основанием для исчисления и уплаты налога <10>;

- выявлены ошибки в декларации или противоречия между сведениями, содержащимися в документах, касающихся вашей деятельности, - инспектор потребует пояснений <11>.

Вопрос. Так, с камеральными проверками вроде все понятно, а что в отношении выездных? Там есть какие-нибудь особенности?

А. К.: Выездные проверки ОП бывают двух типов:

- самостоятельная проверка филиала или представительства, а не любого обособленного подразделения <12>;

- проверка любого ОП в рамках проверки организации <13>.

Проверки первого типа проводят сотрудники ИФНС по месту нахождения ОП <14>. Проверить могут только <15>:

- налог на имущество;

- транспортный налог;

- земельный налог.

Все федеральные налоги, включая ЕНВД <16>, в рамках самостоятельной проверки филиалов или представительств налоговики проверять не вправе <17>. Даже тогда, когда федеральный налог в какой-то части зачисляется в региональный или местный бюджет <18>.

Вопрос. Понятно. А есть ли какие-то ограничения по количеству проверок?

А. К.: Да, конечно. Во-первых, самостоятельная проверка филиала или представительства не может продолжаться дольше месяца <19>. Впрочем, если налоговики незначительно нарушат этот срок, то это не значит, что суд отменит доначисления по итогам проверки <20>. Более того, ничто не мешает налоговикам приостанавливать такую проверку <21>.

Во-вторых, возможна только одна проверка по одним и тем же налогам за один и тот же период и не может быть более двух проверок в течение года <19>. Из этого правила есть исключение - если проверку затеял вышестоящий налоговый орган в порядке контроля за деятельностью ранее проверявшей ОП инспекции <22>.

Вопрос. А как я узнаю, что налоговики придут в мой филиал с самостоятельной выездной проверкой?

А. К.: Очень просто. Вы получите решение о проведении выездной проверки филиала <23>. Одновременно или чуть позже вам вручат требование о представлении документов <24>.

Вопрос. Документы по итогам проверки тоже руководителю филиала отдадут?

А. К.: И справку о проверке <24>, и акт проверки <23>, и решение по ней <25> могут вручать руководителю ОП, только если у него есть доверенность на получение этих документов <26>. В противном случае бумаги должны быть переданы в головной офис организации. То же самое касается и документов по камеральной проверке.

И помните, что решение о взыскании налога, пени и санкций должно быть вынесено только в отношении самой организации. Ведь несмотря на то что проверяли филиал, за все его огрехи в ответе налогоплательщик, то есть организация <27>.

Вопрос. А есть какие-то тонкости в проверке ОП в рамках проверки организации?

А. К.: Да, в общем-то, ничего особенного. О проверке вы узнаете от головного офиса, так как решение о ее проведении получит именно он. А проверяют ОП, как правило, местные инспекторы. Поэтому требование о представлении документов, касающихся ОП, налоговики могут направить как самой организации, так и ОП <28>.

А вот все документы по результатам проверки налоговики будут направлять по месту нахождения самой организации.

--------------------------------

<1> п. 1 ст. 88 НК РФ

<2> п. 1 ст. 289 НК РФ

<3> п. 1 ст. 386 НК РФ

<4> п. 1 ст. 363.1 НК РФ

<5> п. 1 ст. 398 НК РФ

<6> п. 2 ст. 346.28, п. 3 ст. 346.32 НК РФ

<7> п. 2 ст. 88 НК РФ

<8> подп. 1 п. 1 ст. 31, п. 7 ст. 88, п. 1 ст. 93 НК РФ

<9> п. 6 ст. 88 НК РФ

<10> п. 9 ст. 88 НК РФ

<11> п. 3 ст. 88 НК РФ

<12> п. 7 ст. 89 НК РФ; Письма Минфина России от 28.03.2011 N 03-02-08/32, от 31.07.2008 N 03-02-07/1-327; Постановление Тринадцатого ААС от 04.03.2009 N А21-5116/2008

<13> п. 6 ст. 89 НК РФ; подп. 4 п. 3 Оснований и порядка продления срока проведения выездной налоговой проверки, утв. Приказом ФНС России от 25.12.2006 N САЭ-3-06/892@

<14> пп. 2, 7 ст. 89 НК РФ

<15> п. 7 ст. 89, статьи 14, 15 НК РФ

<16> ст. 13 НК РФ

<17> Письмо Минфина России от 28.03.2011 N 03-02-08/32

<18> Постановления ФАС МО от 21.12.2010 N КА-А40/15977-10; ФАС СЗО от 27.04.2009 N А56-27517/2008

<19> п. 7 ст. 89 НК РФ

<20> Постановления ФАС УО от 27.05.2008 N Ф09-3779/08-С3; ФАС ЗСО от 26.05.2008 N Ф04-3206/2008(5461-А27-15)

<21> пп. 7, 9 ст. 89 НК РФ

<22> п. 10 ст. 89 НК РФ

<23> форма утверждена Приказом ФНС России от 25.12.2006 N САЭ-3-06/892@

<24> форма утверждена Приказом ФНС России от 31.05.2007 N ММ-3-06/338@

<25> формы утверждены Приказом ФНС России от 31.05.2007 N ММ-3-06/338@

<26> ст. 29, п. 15 ст. 89, п. 5 ст. 100, п. 9 ст. 101 НК РФ

<27> п. 2 ст. 11, п. 1 ст. 107 НК РФ; Постановление Президиума ВАС РФ от 03.04.2007 N 13617/05

<28> п. 1 ст. 93 НК РФ; Письмо Минфина России от 28.07.2009 N 03-02-07/1-389; форма утверждена Приказом ФНС России от 31.05.2007 N ММ-3-06/338@


Впервые опубликовано в издании "Главная книга.Конференц-зал" 2011, № 10

Начать дискуссию