Учет в туризме

На замену отеля нужно получить согласие туриста

Турфирма без согласия клиента заменила выбранный им отель, правда, на отель той же категории. Тем не менее чиновники решили оштрафовать фирму за это, однако суд счел возможным ограничиться предупреждением (постановление ФАС Северо-Западного округа от 12 сентября 2011 г. № А56-73186/2010).
Турфирма без согласия клиента заменила выбранный им отель, правда, на отель той же категории. Тем не менее чиновники решили оштрафовать фирму за это, однако суд счел возможным ограничиться предупреждением (постановление ФАС Северо-Западного округа от 12 сентября 2011 г. № А56-73186/2010).
 
Суть спора

Турагент от своего имени, но за счет и по поручению туроператора реализовывал путевки клиентам.

По одному из договоров, который был заключен с путешественником, турагент предоставил клиенту турпродукт с потребительскими свойствами (качеством), отличными от сформулированных и подтвержденных выданным ваучером на проживание. А именно без согласия потребителя был заменен отель и его местонахождение. Правда, на отель той же категории.

Проверяющие чиновники расценили это как факт нарушения Закона РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей».

В результате чего турагент был привлечен к ответственности по части 1 статьи 14.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, предусматривающей штраф в размере 20 000 руб.

Однако турфирма решила оспорить наложенные на нее санкции в суде.

Решение суда

Арбитры сочли достаточным вынести турагенту предупреждение.

Статьей 10 закона о туризме установлено, что реализация туристского продукта осуществляется на основании договора, заключаемого в письменной форме между туроператором и туристом (иным заказчиком) или между турагентом и туристом (иным заказчиком). При этом такой договор должен соответствовать законодательству РФ, в том числе законодательству о защите прав потребителей. Этой же статьей закона о туризме определены существенные условия договора о реализации турпродукта, к которым отнесена в том числе информация о его потребительских свойствах: о программе пребывания, маршруте и об условиях путешествия, включая информацию о средствах размещения, об условиях проживания (местонахождении средства размещения, его категории). Причем каждая из сторон вправе потребовать изменения или расторжения договора о реализации турпродукта в связи с существенным изменением обстоятельств, из которых исходили стороны при заключении договора.


Турагент не отрицал факт замены отеля, однако ссылался на пункт 4.5 договора о реализации турпродукта, согласно которому в случае возникновения по независящим от фирмы причинам обстоятельств, которые не позволяют ей надлежаще исполнить свои обязательства, она может заменить часть комплекса услуг (в том числе отель). Также в договоре было предусмотрено, что стороны вправе изменить или расторгнуть договор в связи с существенными изменениями обстоятельств, а именно ухудшением условий путешествия, изменением сроков его совершения и т. д.

В данном случае замена отеля была произведена в день прибытия путешественника на курорт без его согласия. Таким образом, турагент изменил существенные условия договора, чем нарушил права потребителя.

В силу статьи 40 Закона № 2300-1 управление Роспотребнадзора вправе выдавать изготовителям (исполнителям, продавцам) предписания о прекращении нарушений прав потребителей, о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений обязательных требований, о проведении мероприятий по обеспечению предотвращения вреда жизни, здоровью и имуществу потребителей, окружающей среде.

Факт того, что турагент нарушил законодательство о защите прав потребителей, которое выразилось в оказании потребителю туристской услуги, качество которой не соответствовало договору, имеет место.

Однако судьи сочли возможным вынести в отношении турфирмы предписание об устранении нарушений законодательства.

Важно запомнить
Даже при замене отеля, выбранного туристом, на другой отель той же или более высокой категории турфирме нужно получить на это согласие путешественника.

Статья напечатана в журнале "Учет туристической деятельности" №11, ноябрь 2011 г.


Начать дискуссию