Отчетность по МСФО

Что считать выручкой по МСФО при продаже товаров

Торговая компания кроме доходов от основной деятельности – продажи товаров получила доход от разовой операции. Является ли это выручкой согласно международным стандартам?

Торговая компания кроме доходов от основной деятельности – продажи товаров получила доход от разовой операции. Является ли это выручкой согласно международным стандартам?

МСФО (IAS) 18 «Выручка» определяет, что выручку следует отличать от прочего дохода, который возникает в связи с какими-либо разовыми операциями, не относящимися к обычной деятельности.

Кроме того, выручка, себестоимость и прочие операционные расходы отражаются в отчетности развернуто в отличие от определенных типов прочих доходов и расходов, которые могут отражаться в отчетности нетто-величиной.

Например, основная деятельность компании – реализация товаров массового потребления. В качестве выручки она признает доход от продажи товаров. Доход от продажи финансовых инструментов скорее всего будет разовой операцией, и компания отразит его в финансовой отчетности за вычетом балансовой стоимости актива на дату продажи.

Другим примером операции, которая не является обычным видом деятельности, может быть продажа основного средства. В отчете о совокупном доходе компании обычно отражают прибыль или убыток от продажи основного средства. Однако в случае, если компания приобретает основные средства для последующей продажи, поступления от такой продажи признаются как выручка.

При каких условиях компания может признать выручку по МСФО от продажи товаров?

Есть четыре критерия. Во-первых, компания передала покупателю все существенные риски и выгоды от владения товаром. Здесь необходимо выяснить, кто несет риски от изменения цены на товар. Если при росте цен на товар выгоду извлекает покупатель, то критерий выполняется. Он выполняется и если покупатель несет убытки в случае порчи, утраты товара.

Во-вторых, компания больше не управляет этим товаром и не контролирует его.

Здесь необходимо убедиться, что она не управляет товаром и не контролирует его. Наиболее часто встречающаяся на практике ситуация – возможный возврат товаров. В соответствии с условиями договора у покупателя может быть право вернуть приобретенный товар. Если есть риск возврата товара, то компания не может признать выручку до тех пор, пока этот риск существует. Например, издательство вынуждено выкупать обратно непроданные журналы у компаний, занимающихся продажей печатных периодических изданий в розницу.

Вполне вероятно, что издательству придется ждать несколько месяцев, пока будет возможно оценить величину возврата, а значит, и признать выручку. Несмотря на то что товар уже передан покупателю, риски и выгоды на него к покупателю еще не перешли. Поэтому товар остается на балансе продавца. Но если он может надежно оценить величину возврата, выручку признают за вычетом этой величины, не дожидаясь, когда покупатель вернет товар. Надежная оценка основывается на соответствующих статистических данных по возвратам продуктов за продолжительный период времени (нескольких лет) с учетом всех возможных факторов, которые могут повлиять на эту величину.

В-третьих, выручку и расходы по сделке можно надежно оценить.

И в-четвертых, есть высокая вероятность того, что компания получит экономические выгоды от продажи товаров.

Статья напечатана в газете "УНП" № 41,

Этот материал доступен бесплатно только авторизованным пользователям

Войдите через соцсети
или

Регистрируясь, я соглашаюсь с условиями пользовательского соглашения и обработкой персональных данных

Начать дискуссию