«Обособленный» учет

По мере развития столичного бизнеса повышаются и требования работодателей к московским бухгалтерам. Теперь счетным специалистам недостаточно уметь вести учет только одной компании – они должны разбираться и в тонкостях бухгалтерии ее филиалов

Данил ПОПОВ

По мере развития столичного бизнеса повышаются и требования работодателей к московским бухгалтерам. Теперь счетным специалистам недостаточно уметь вести учет только одной компании – они должны разбираться и в тонкостях бухгалтерии ее филиалов.

Бизнес любой успешной фирмы рано или поздно выходит за рамки родного офиса – компания открывает сначала одно, затем второе обособленное подразделение... Руководство организации может планировать создать, например, точки продажи продукции, закупки сырья или отделение главной конторы, которое будет заниматься такой же или отличной деятельностью.

Поэтому всем счетным специалистам необходимо четко представлять, как поставить и вести учет в отделениях фирм. Ведь даже если бухгалтер пока не сталкивается с такой проблемой, завтра он может устроиться на работу в компанию, которая имеет отделы. Поэтому, во-первых, ему нужно выяснить, что скрывается за понятиями обособленного подразделения, филиала и представительства и есть ли между ними отличия. И во-вторых, важно разобраться с особенностями бухгалтерского учета и отчетности «обособленцев». Этим вопросам посвящена данная статья.

Подразделение «по-граждански»...

О том, какие подразделения следует называть обособленными, можно узнать из статьи 55 Гражданского кодекса. Ее первый пункт объясняет, что такое представительство, а второй рассказывает о филиалах.

Общее между этими понятиями то, что оба они – разновидность обособленных подразделений и должны быть расположены вне места, где находится главная фирма. Есть и отличие: представительства могут действовать тольков интересах основной конторы. Филиалы уже способны выполнять все или некоторые ее функции, а также делать и чисто «представительскую» работу.

Представительства и филиалы юридически не самостоятельны. Имуществом их наделяет головная организация, а действуют они на основе утвержденных ею положений. Об этом говорит пункт 3 статьи 55 Гражданского кодекса.

Руководство обособленных подразделений ведет деятельность на основании доверенностей, которые им выдала главная фирма. Кодекс выдвигает еще одно обязательное условие легитимной «обособленности» – филиалы и представительства обязательно должны быть указаны в учредительных документах создавшей их компании.

Как уже отмечалось, «обособленное» имущество в любом случае будет собственностью главной фирмы. Поэтому если основная компания или филиал кому-то задолжает, в судебном порядке могут быть изъяты ценности, находящиеся как на «главной», так и на «обособленной» территориях.

...и «по-налоговому»

Налоговый кодекс трактует «обособленность» по-своему. Понятие раскрыто в пункте 2 статьи 11 НК – это любое подразделение вне территории фирмы, где компания оборудовала постоянные рабочие места, то есть на которых персонал трудится не меньше одного месяца.

Заметим, в целях налогообложения обособленным подразделением будет любой отдел, который удовлетворяет критериям 11-й статьи. Поэтому в данном случае совершенно не важно, показала ли основная компания новоиспеченный филиал в своих учредительных документах, имеется ли соответствующее положение и обладает ли отдел какими-либо официальными полномочиями. Главное, чтобы «большая» фирма вела через него свою предпринимательскую деятельность.

Многих бухгалтеров волнует вопрос, что такое территория вне компании. Ведь от ответа на него зависит, будет ли новообразованное подразделение обособленным.

Обратимся к понятию «местонахождение организации», которое дано в пункте 2 статьи 54 Гражданского кодекса – это место ее государственной регистрации. Границы административной территории, отделы за пределами которой будут считаться обособленными, проще всего выявить по коду ОКАТО («Общероссийский классификатор объектов административно-территориального деления ОК 019-95» утвержден постановлением Госстандарта от 31 июля 1995 г. № 413). Для каждой местности он свой.

Если фирма создала, реорганизовала или закрыла обособленное подразделение, она обязана в течение одного месяца с начала его работы сообщить об этом в налоговую инспекцию по месту своего нахождения. Такие требования к компаниям выдвигает пункт 4 статьи 83 Налогового кодекса. Заявление нужно подать в налоговую по форме № 09-1-1 (утверждена приказом МНС от 3 марта 2004 г. № БГ-3-09/178).

Если «обособленцу» посчастливилось закрепиться на территории той же налоговой, что и головной компании, отделение не нужно ставить на учет. Такой вывод подсказывает не только здравый смысл, но и мнение налоговых работников (например, письмо МНС от 8 августа 2001 г. № ШС-6-14/ 613(a)). Инспекторы указали, что на учет нужно ставить налогоплательщиков, а не принадлежащее им имущество на подконтрольной одной инспекции местности.

С отдельным балансом...

Для того чтобы правильно вести бухгалтерский учет в обремененной подразделениями компании, счетному специалисту важно определить, будут ли «обособленцы» иметь отдельные балансы.

В действующем законодательстве по бухгалтерскому учету понятие отдельного баланса не раскрыто. Пролил свет на проблему Минфин в своем письме от 29 марта 2004 г. № 04-05-06/ 27. Главные финансисты заметили, что такое понятие, как «отдельный баланс», было исключено из ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации». Поэтому, по мнению Минфина, организации могут самостоятельно устанавливать состав сведений для управленческих целей. В письме контролеры дали определение отдельного баланса – это перечень сведений, установленных фирмой для своих подразделений. На их основе главный бухгалтер и будет составлять бухгалтерскую отчетность по всей организации.

Рассмотрим ситуацию, когда головная компания перевела филиал на отдельный баланс. В таком случае подразделение будет вести бухгалтерский учет своими силами.

При этом надо иметь в виду, что, согласно пункту 11 ПБУ 1/98, нормы учетной политики компании будут справедливы и для ее «обособленцев». Например, для всей фирмы способы организации бухгалтерского и налогового учета должны быть едиными. Так же как и методы начисления амортизации, например, основных средств.

Как известно, составной частью учетной политики является рабочий план счетов. Это единственное, чем счетная методология подразделения может разниться с основной компанией. В самом деле, такие счета бухгалтерского учета, как, например, 80 «Уставный капитал», 75 «Расчеты с учредителями» и 04 «Нематериальные активы», филиалу ни к чему. Рабочие планы счетов «родительского» и всех «побочных» отделов главному бухгалтеру нужно прописать в приказе об учетной политике основной компании.

Чтобы отразить в учете расчеты основной фирмы и подразделения, бухгалтеру следует применить счет 79 «Внутрихозяйственные расчеты». А для контроля за ценностями, которые основная компания «делегирует» представительству, ему лучше всего использовать субсчет 79-1 «Расчеты по выделенному имуществу». Противоположный по направлению «поток» ценностей показывают по этому же субсчету обратной проводкой.

Между тем при такой «циркуляции» реализации не происходит. Ведь это понятие определено в пункте 1 статьи 39 Налогового кодекса. А там четко прописано, что реализация должна быть возмездной.

«Круговорот» имущества между основной компанией и «обособленцем» бухгалтеру нужно показать в учетах обоих, при этом для подразделения проводка должна быть обратной.

Кроме того, отделам с самостоятельным балансом, несмотря на то, что они составляют отчетность, сдавать ее в налоговую не следует (п. 8 ПБУ 4/99). А счетные сведения подразделений должны войти в отчетность главной компании.

Учет будет правильным в том случае, если остатки по дебету счета 79-1 главной компании и кредиту этого же счета подразделения будут одинаковы. При составлении отчетов по фирме дебет и кредит счета 79 будут взаимно уничтожаться и поэтому в бухгалтерском балансе показаны не будут.

А как специалисту по учету поступить с остальными счетами? Когда бухгалтер составляет Отчет о прибылях и убытках и о движении капитала, а также приложения к бухгалтерскому балансу и отчет о движении денежных средств, ему надо просуммировать данные по счетам подразделения и главной фирмы. В последней форме счетному специалисту не нужно показывать «миграцию» средств между главной и подчиненной компаниями – обороты по счетам 50, 51 и др. в корреспонденции с 79-м будут отсутствовать в бухгалтерских отчетах.

Столичные контролеры требуют от подразделений сдавать бухгалтерские отчеты в налоговые по всей компании. Такое мнение они высказали в письме УМНС по г. Москве от 27 января 2004 г. № 26-12/05494. В своих рассуждениях инспекторы сослались на пункт 1 статьи 83 Налогового кодекса, в котором сказано, что компании должны вставать на учет как по месту нахождения главной фирмы, так и ее подразделений. И из этого они сделали вывод, что во все инспекции, где сама организация или филиалы учтены, ей нужно сдавать полный комплект отчетных форм. Ведь, по мнению контролеров, на учете в налоговой стоит не обособленное подразделение, а сама головная контора.

Однако часто проверяющие требуют от подразделений отчеты только по ним самим. Поэтому, с чем бухгалтеру прийти в инспекцию, ему нужно выяснить в каждой конкретной налоговой.

...и без

Вышесказанное относилось к случаю, когда подразделению главной фирмой был «дарован» отдельный баланс. А что если головная контора решила не выделять филиал или представительство?

В таком случае весь учет будет вестись бухгалтерией главной компании. Факты хозяйственной жизни филиала могут быть показаны, например, в аналитике по счетам в ее учете. Или же на отдельных субсчетах – в зависимости от методологии учета, принятой на фирме, и предпочтений главбуха. Никакой бухгалтерской отчетности в данном случае отдельно по подразделению существовать не будет.

Мнение

Марат Смирнов, ведущий налоговый юрист столичной компании «БухКонсульт»: «Специалисты по учету часто спрашивают меня, что можно считать стационарным рабочим местом. Скажу сразу, в Налоговом кодексе это понятие четко не определено. Поэтому обратимся к Федеральному закону от 17 июля 1999 г. № 181-ФЗ “Об основах охраны труда”. В статье 1 закона сказано, что рабочее место – территория, на которой сотруднику нужно находиться или куда нужно прибыть для работы. При этом оно должно подпадать под контроль фирмы.

У большого числа бухгалтеров возникает закономерный вопрос: если компания послала одного работника трудиться в другое муниципальное образование, можно ли говорить о возникновении там обособленного подразделения? Например, компания арендовала небольшую часть площади в торговом центре под прилавок для одного продавца.

Инспекторы отвечают на этот вопрос утвердительно. Так, в письме МНС от 29 апреля 2004 г. № 09-3-02/1912 они заметили, что и одного сотрудника достаточно, чтобы можно было говорить об “обособленности”».

Кстати

«Обособленцам», имеющим отдельный баланс и расчетный счет, которые самостоятельно рассчитываются со своими сотрудниками, недостаточно зарегистрироваться только в налоговой инспекции. Им нужно еще и «отметиться» в Фонде социального страхования и ПФР по месту нахождения каждого из отделов.

Такие требования к фирмам прописаны в пункте 3 раздела I Порядка регистрации в качестве страхователей юридических лиц по месту нахождения обособленных подразделений (утвержден постановлением ФСС от 23 марта 2004 г. № 27) и пункте 6 раздела II Порядка регистрации в территориальных органах ПФР страхователей, производящих выплаты физическим лицам (утвержден постановлением Правления ПФР от 19 июля 2004 г. № 97п).

Пример

Две столичные фирмы – ЗАО «Дулип» и ООО «Тканнон» – одновременно открыли по обособленному подразделению в Московской области. Однако первое общество «даровало» ему отдельный баланс, а второе этого не сделало.

Перед бухгалтером ЗАО «Дулип» встала задача отразить в учете перевод партии материалов из основной фирмы в подразделение на сумму в 10 тысяч рублей. Он сделал такие проводки:

в учете главной конторы

Дебет 79-2 Кредит 10 – 10 000 руб. – показана передача материалов на склад удаленного отдела.

для подразделения:

Дебет 10 Кредит 79-2 – 10 000 руб. – оприходована партия материалов от «родительской» конторы.

Затем генеральный директор ЗАО «Дулип» принял решение организовать еще одно подразделение в Санкт-Петербурге. Для удобства учета бухгалтер компании завел такую аналитику на счете 79 «Внутрихозяйственные расчеты»:

79-1 субсчет «Расчеты по выделенному имуществу с подразделением в Московской области»;

79-1 субсчет «Расчеты по выделенному имуществу с подразделением в Санкт-Петербурге»;

79-2 субсчет «Расчеты по текущим операциям с отделом в Московской области»;

79-2 субсчет «Расчеты по текущим операциям с отделом в Санкт-Петербурге».

В свою очередь счетный специалист ООО «Тканнон», подразделение которого не имеет отдельного баланса, для контроля за движением материалов в организации создал в учете такие аналитические субсчета:

10-1 субсчет «Материалы основной компании»;

10-1 субсчет «Материалы обособленного подразделения»;

90-1 субсчет «Выручка основной фирмы»;

90-1 субсчет «Выручка представительства в Московской области».

Справочно

Филиалы и представительства могут оформлять первичку только с реквизитами основной компании.

Требования к постановке учета в обособленном подразделении перечислены в пункте 3 статьи 6 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете». В целом они такие же, как и для других фирм, за исключением того, что за учетную политику и разработку правил документооборота между основной организацией и «обособленцами» отвечает генеральный директор головной конторы.

Начать дискуссию