ЕСХН

Агрофирма участвует в процедуре финансового оздоровления

Сельхозтоваропроизводители, у которых есть долги перед бюджетом и внебюджетными фондами, могут рассчитывать на реструктуризацию. Правда, это не касается задолженности перед Пенсионным фондом РФ, пояснили судьи ВАС РФ в решении от 6 октября 2011 г. № ВАС-9939/11. О других нюансах – в статье.

Сельхозтоваропроизводители, у которых есть долги перед бюджетом и внебюджетными фондами, могут рассчитывать на реструктуризацию. Правда, это не касается задолженности перед Пенсионным фондом РФ, пояснили судьи ВАС РФ в решении от 6 октября 2011 г. № ВАС-9939/11. О других нюансах – в статье.

По каким принципам проводится реструктуризация

Финансовое оздоровление сельхозпредприятий регулируется Федеральным законом от 9 июля 2002 г. № 83-ФЗ  (с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 1 июля 2011 г. № 169-ФЗ).

В данном законе идет речь о сельскохозяйственных товаропроизводителях, которые признаны таковыми согласно статье 3 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства».

Учтите: долги сельскохозяйственного предприятия могут накапливаться перед бюджетом всех уровней, то есть в качестве кредиторов могут выступать субъекты Российской Федерации, государственные внебюджетные фонды, а также органы местного самоуправления. В роли кредитора может выступить и контрагент компании, то есть юридическое или физическое лицо, поставившее товары, выполнившее работы или оказавшее услуги.

В соответствии со статьей 3 Закона № 83-ФЗ реструктуризация долгов сельскохозяйственных товаропроизводителей проводится на основе следующих принципов.

Принцип 1. Добровольность и равнодоступность (подразумевается, что в программе имеет право участвовать любой сельскохозяйственный товаропроизводитель, отвечающий требованиям Закона № 83-ФЗ  ; при этом никто не может принудить должника к участию в программе против его воли).

Принцип 2.
Обеспечение единых условий для проведения реструктуризации долгов. В данном случае речь идет о том, чтобы во время проведения реструктуризации долгов обеспечить единые условия реструктуризации долгов сельскохозяйственных предприятий перед кредиторами.

Принцип 3. Конфиденциальность (данный критерий означает, что кредиторы не имеют права без согласия сельхозпредприятия разглашать его коммерческую и налоговую тайну).

Принцип 4. Однократность участия в программе (сельхозтоваропроизводитель имеет право на реструктуризацию долгов только один раз).

Как поучаствовать в программе

Чтобы стать участником программы по финансовому оздоровлению, должник подает в территориальную комиссию соответствующее заявление. К нему прилагаются план улучшения финансового состояния и другие документы (их перечень утвержден постановлением Правительства РФ от 30 января 2003 г. № 52).

Следует отметить, что территориальная комиссия не вправе требовать от должника представления документов, которые находятся в ее распоряжении, распоряжении государственных муниципальных органов власти либо подведомственных им организаций. В случае необходимости территориальная комиссия должна самостоятельно запрашивать такие документы или сведения.

Исключение составляют лишь те документы, которые включены в перечень, определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

Территориальная комиссия в течение одного месяца с даты поступления заявления должника должна определить, соответствуют ли представленные документы необходимым требованиям. Также оценивается достоверность, реалистичность плана улучшения финансового состояния и достаточность поступлений финансовых средств для исполнения им текущих обязательств, а также обязательств, принятых в рамках соглашения о реструктуризации долгов.

В то же время субъекты РФ и органы местного самоуправления имеют право дополнить перечень требований к участнику программы.

По результатам рассмотрения документов комиссия может принять решение:

– о включении должника в состав участников программы;

– о мотивированном отказе должнику во включении его в состав участников программы;

– о предложении должнику выполнить условия включения его в программу, установленные территориальной комиссией;

– о продлении до трех месяцев по просьбе должника срока подготовки необходимых документов для включения его в состав участников программы.

В случае если будет вынесено положительное решение, комиссия в течение недели направляет должнику соответствующее извещение. Там укажут, что условия проведения реструктуризации долгов будут определены в двухмесячный срок. В то же время территориальная комиссия может отказать должнику (ст. 14 Закона № 83-ФЗ). Это произойдет, если:

– документы и сведения, необходимые для участия в программе, не соответствуют установленным требованиям;

– не выполнены условия, предложенные территориальной комиссией;

– нарушен порядок, установленный уставом должника для принятия решения о подаче заявления о включении в состав участников программы;

– в отношении должника в арбитражном суде возбуждено дело о банкротстве.

На каких условиях проводится реструктуризация

Территориальная комиссия рассчитывает показатели финансового состояния должника в соответствии с установленной методикой расчета. На их основании принимается решение о варианте реструктуризации долгов. Об этом кредиторам сообщается в специальном извещении, в нем также говорится и о дате проведения расширенного заседания территориальной комиссии с приглашением кредиторов должника.

На заседании предлагаемый вариант реструктуризации долгов обсуждается и выносится на голосование. Решение должно приниматься всеми членами комиссии единогласно.

Если же сделать этого не удалось, то заседание продолжается до окончательного определения и принятия всеми участниками собрания условий реструктуризации долгов. По итогам заседания оформляется специальный протокол, который подписывается всеми членами территориальной комиссии.

В данном протоколе отдельно указывается, что обязательства о реструктуризации долгов действительны только при согласии кредиторов, в совокупности обладающих правом требования погашения не менее 75 процентов кредиторской задолженности.

Также прописываются обязательства кредиторов не инициировать в отношении должника процедуры банкротства в течение срока, необходимого для подписания соглашения о реструктуризации долгов.

В свою очередь должник уведомляется о принятом территориальной комиссией решении и вместе с уведомлением получает проект соглашения о реструктуризации долгов.

Соглашение о реструктуризации долгов

Соглашение о реструктуризации долгов должно быть заключено в письменной форме, подписано кредиторами, в совокупности обладающими правом требования погашения не менее 75 процентов кредиторской задолженности должника. В документе должны быть указаны (ст. 19 Закона № 83-ФЗ):

– дата, на которую фиксируются долги;

– размер долга перед каждым кредитором с указанием его доли в общем объеме кредиторской задолженности;

– условия и порядок реструктуризации долгов;

– размер платы за отсроченную или рассроченную задолженность;

– график платежей;

– положение о том, что должник обязан осуществлять платежи одновременно всем кредиторам пропорционально их доле в общем объеме кредиторской задолженности;

– положение об обязательстве должника заключить договор с банком-агентом об открытии счета для проведения расчетов с кредиторами;

– условия выхода кредиторов из соглашения;

– положение об ответственности должника за неисполнение указанного соглашения, в том числе частичное.  >|Срок, на который заключается соглашение о реструктуризации долгов, не может быть менее пяти лет при отсрочке долга и четырех лет при рассрочке долга (ст. 21 Закона № 83-ФЗ).|<

Должник в месячный срок с момента получения уведомления и проекта соглашения подготавливает и представляет в территориальную комиссию соглашение, подписанное кредиторами, не представленными в территориальной комиссии. В свою очередь территориальная комиссия в недельный срок с момента получения от должника соглашения обязана принять одно из следующих решений:

– о подписании соглашения о реструктуризации долгов всеми членами территориальной комиссии, уполномоченными подписать представленное соглашение;

– об отказе в подписании представленного соглашения.

Со дня подписания кредиторами соглашения о реструктуризации долгов приостанавливается начисление пеней и штрафов за несвоевременное погашение должником обязательств, по которым осуществляется реструктуризация.

В месячный срок заключается дополнительное соглашение, в котором предусматривается:

– реструктуризация задолженности по пеням и штрафам, начисленным со дня, указанного в основном соглашении, на который зафиксирован размер долгов, по день его подписания;

– условия и порядок списания начисленных на дату подписания соглашения сумм пеней и штрафов за нарушение законодательства.

Особенности реструктуризации

Реструктуризация долгов предусматривает полное списание сумм пеней и штрафов, предоставление отсрочек и рассрочек на сумму основного долга и начисленных процентов, а также списание сумм основного долга и начисленных процентов.

Участникам программы может быть предоставлена отсрочка погашения долгов не более чем на два года или рассрочка погашения долгов не более чем на три года в порядке и на условиях, которые устанавливаются Правительством РФ. Это возможно, если, во-первых, должник не нарушал условий соглашения о реструктуризации долгов. Во-вторых, возникновение чрезвычайных ситуаций, в том числе стихийных бедствий, а также принятие на основании решения Главного государственного ветеринарного инспектора РФ мер по ликвидации очагов особо опасных болезней животных (птиц), включая изъятие животных (птиц). То есть все то, что явилось причиной снижения объема производства сельхозпродукции по сравнению со средним уровнем объема ее производства за предыдущие три года на 15 и более процентов. Долги по налогам и сборам, доначисленные по результатам проверок после подписания соглашения о реструктуризации до даты, на которую долги фиксируются в таком соглашении, списываются в пределах установленного таким соглашением срока в порядке и на условиях, которые определены Правительством РФ.

Размер платы за отсроченную или рассроченную задолженность по платежам в федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов устанавливается в размере 0,5 процента годовых.

Контроль за исполнением обязательств

Есть и еще один участник финансового оздоровления – это банк-агент, утвержденный Правительством РФ для выполнения расчетных функций и контроля за своевременным исполнением должником обязательств по соглашению о реструктуризации долгов.

Банк-агент в случае нарушения должником условий соглашения о реструктуризации долгов или в случае возбуждения против него в арбитражном суде дела о банкротстве обязан известить всех кредиторов о наступлении событий, позволяющих признать указанное соглашение расторгнутым.

Расторжение соглашения

Основаниями расторжения соглашения о реструктуризации долгов являются:

1) неисполнение или несвоевременное исполнение должником принятых на себя обязательств в рамках соглашения о реструктуризации долгов;

2) неисполнение или несвоевременное исполнение должником текущих обязательств перед кредиторами, с которыми было подписано соглашение о реструктуризации долгов;

3) возбуждение в отношении сельхозорганизации (должника) процедуры банкротства;

4) несоответствие должника понятию «сельскохозяйственный товаропроизводитель».

Следует помнить и вот о чем.

При расторжении соглашения о реструктуризации долгов все отсроченные и рассроченные обязательства, принятые на себя сельскохозяйственной организацией (должником), считаются наступившими.

Важно запомнить

Чтобы реструктурировать долги, нужно подать пакет документов на рассмотрение в территориальную комиссию. Само соглашение о реструктуризации долгов заключается в письменной форме и подписывается кредиторами.

Статья напечатана в журнале "Учет в сельском хозяйстве" №12, декабрь 2011 г.

Начать дискуссию