Право

Раскрыть бенефициара: успеть до 16-го января

Когда российский премьер в конце декабря прошлого года устроил разнос на совещании по энергетике, поначалу казалось, что требование «раскрыть бенефициаров» коснется только оборзевших представителей госмонополий. Обыватели с удовольствием смаковали новую премьерскую инициативу.
Раскрыть бенефициара: успеть до 16-го января
На фото Эдуард Савуляк, директор московского офиса международной консалтинговой компании Tax Consulting U.K.

Когда российский премьер в конце декабря прошлого года устроил разнос на Совещании по энергетике, поначалу казалось, что требование «раскрыть бенефициаров» коснется только «оборзевших» представителей госмонополий. Обыватели с удовольствием смаковали новую премьерскую инициативу.

Но без перегибов на местах не обошлось и в этот раз. И пока раскрываться приходится, в основном, обычным российским предпринимателям.

Итак, началось все с того, что 28-го декабря 2011 года, перед заседанием правительственной комиссии по энергетике, у российского премьера появилась информация, что через офшорные фирмы, зарегистрированные на родственников руководителей энергетических компаний, выводятся за границу колоссальные средства.

Прямо скажем, ничего особенного в этом «секрете Полишинеля» не было. Заявленные родственники числились директорами и акционерами – вполне открыто и официально. Почему в отношении таких фирм и их руководителей не последовали официальные налоговые разбирательства – не понятно. Но 30 декабря появился список поручений правительства к госкомпаниям, основной целью которого являлось желание установить за контрагентами госкомпаний (причем, уже не только энергетических), а также доходами топ-менеджеров и их ближайших родственников (супругов, детей и родителей) тотальный контроль.

С одной стороны, все логично.

Но, дьявол, как известно, кроется в деталях.

Чиновники не стали особенно раздумывать и потребовали до февраля 2012 года обязать госкомпании обеспечить безусловное раскрытие бенефициаров, в том числе конечных, своих контрагентов. Информация должна быть подтверждена документально и направлена в Минэнерго, Минтранс, Минфин и Минкомсвязь, сказано в поручении (кстати, как скоро оттуда эта информация попадет на Горбушку или в переходы метро – тема для отдельного разговора).

А до 14 января госкомпании и госбанки должны внести во внутренние документы поправки, позволяющие им заключать новые контракты только с контрагентами, согласившимися раскрыть структуру собственности, и расторгать уже заключенные контракты, если контрагенты отказались раскрыться. А если у контрагента сменилась структура собственности, то госкомпании и госбанки обязаны сообщить об этом в министерства и правительство в течение 10 дней. Причем, информация должна быть представлена по всем, даже мелким акционерам контрагентов.

Выглядит, конечно, все очень сурово и колоссально! Даже немного страшно.

Но настоящие бюрократы трудностей не страшатся. Задача – поставлена. Задача будет исполнена в срок!

И вот в адрес сотен тысяч контрагентов, заказчиков и подрядчиков Газпрома, РЖД, Сбербанка, Транснефти, Аэрофлота, РусГидро и ИнтерРАО пошли грозные запросы раскрыть бенефициара, а то – расторгнем контракт! Причем, в лучших чиновничьих традициях, запросы дублируются каждым филиалом, отделом и звеном. В итоге некоторые, вполне обычные, «не оборзевшие» предприниматели обязаны отчитаться почти перед двумя десятками грозных контролеров.

Светлые юридические головы стали искать и находить в подобных запросах множественные несоответствия законам, да и самому здравому смыслу.

Например, стоит ли Газпрому разорвать пресловутый газовый контракт с Нафтагазом Украины, если они не предоставят информацию о конечных бенефициарах? И должен ли Аэрофлот и РЖД направить запросы всем пассажирам, купившим у них билеты (формально, билет – тот же договор)?

В общем, очередное благое вроде бы начинание правительства превратилось в головную боль обычных предпринимателей, вынужденных в спешном порядке что-то доказывать и «раскрываться». Причем, все это напоминает деятельность нашего российского Росфинмониторинга, который пытается анализировать практически все банковские проводки, получая миллиарды уведомлений на триллионы рублей, но выявляет лишь единичные реально сомнительные транзакции.

Вполне возможно и сейчас шквал абсолютно пустой информации по миллионам ничего не значащих контрагентов не позволит увидеть истинную картину вещей и разглядеть именно тех, ради кого вся эта отчетность и затевалась. И особенно настораживает тот факт, что по-прежнему ни слова не сказано, КТО и КАК эту информацию должен будет проверять! Ведь слова «бенефициар» в российских законах по-прежнему нет, а есть, лишь «акционер» или «учредитель». Поэтому абсолютно устойчивой может выглядеть схема работы, когда «реальными бенефициарами» будут объявляться банальные «номиналы». Ведь доказать иное юридически корректным языком в России сегодня нереально.

Выходит, тем, которые «оборзели», по-прежнему нечего опасаться. А отдуваться за них будут миллионы простых «контрагентов».

Комментарии

5
  • Olga Tr

    Получили мы такое письмо... попросили предоставить документ, нак основании которого такие требования - его у контрагента нет. Иформацию просят выслать на почтовые ящики mail.ru, и действительно грозят расторжением контракта.

  • Свих Г.Р.

    Да вроде бы родина уже очухалась - уточнила чуток конкретнее. В "Ъ" нынче сообщили кое-какие детали. А так-то - реальная жуть!

  • И И

    Клиентов госкомпаний освободили от раскрытия информации об их бенефициарах

    Рейтинг:0


    Как рассказали источники в железнодорожной отрасли, в понедельник вице-премьер Игорь Сечин направил министру транспорта Игорю Левитину и президенту ОАО РЖД Владимиру Якунину письмо, в котором, по сути, назвал неадекватной реакцию монополии на требования правительства по раскрытию информации о контрагентах. "Прошу не доводить ситуацию до абсурда и не смешивать предконтрактную работу по выбору контрагентов с заключением договоров публичной оферты и аналогичными случаями, когда в соответствии с законом изначально не предусмотрена предконтрактная работа с конкретными контрагентами", - говорится в документе, копия которого есть у. Игорю Левитину вице-премьер посоветовал "разъяснить ОАО РЖД порядок выполнения поручения правительства".

    Речь идет о ситуации, о которой "Коммерсант" рассказывал 16 января: ОАО РЖД в ответ на поручение премьера Владимира Путина от 28 декабря разослало запросы о раскрытии бенефициаров всем грузоотправителям, пригрозив в случае отказа разрывом договоров. Теперь выясняется, что премьер ничего подобного в виду не имел. Однако понять это и ОАО РЖД, и другие госкомпании, которых касается поручение премьера, могли не раньше 13 января: тогда вышло соответствующее разъяснение, также за подписью Игоря Сечина.

    "Коммерсант" смог ознакомиться с документом. Из него следует, что раскрывать бенефициаров нужно клиентам по договорам, которые "не являются сделками административно-хозяйственного назначения, заключенными в целях обеспечения функционирования юридического лица, а также биржевыми сделками". Кроме того, уточнено требование по публичным акционерным обществам, у которых могут быть тысячи мелких акционеров. Такие контрагенты могут раскрыть бенефициаров более 5% акций. То же правило действует в отношении "зарубежных публичных компаний мирового уровня". В письме уточняется и требование к содержанию информации о бенефициарах: она должна включать данные, позволяющие идентифицировать этих людей, - это ИНН, паспортные данные и т. д. При этом Игорь Сечин просит профильные ведомства сличать данные о бенефициарах ОАО с официально раскрытыми и в случае расхождений сообщать в ФСФР.

    На самом деле буквально поручение премьера поняло не только ОАО РЖД, но и многие другие госкомпании, в том числе энергетики и структуры "Росатома" (по сути, полное спокойствие уже 13 января сохранял только "Газпром", который и не собирался беспокоить клиентов). "Интерфакс" со ссылкой на источники сообщал, что они планировали обратиться в правительство с просьбой смягчить требования и сроки их исполнения. Однако достоверно удалось узнать только об одной такой попытке, и ее сделал как раз глава ОАО РЖД (по мнению источников в правительстве, это стало одной из причин довольно резкой отповеди Игоря Сечина).

    В письме Владимиру Путину от 5 января (копия есть у "Коммерсанта") Владимир Якунин говорит о необходимости изменить и уточнить условия выполнения поручения. Топ-менеджер указывает, что полученные ОАО РЖД от Минтранса разъяснения в целом ряде пунктов расходятся с текстом поручений. В частности, Минтранс установил сроки предоставления информации по контрагентам до 29 января, а премьер - до 10 января (вчера пресс-секретарь Владимира Путина Дмитрий Песков отказался уточнить, какой из сроков действителен). Кроме того, Минтранс попросил предоставить сведения за 2010-2011 годы, тогда как в поручении говорится лишь о 2011 годе. Еще одно замечание связано с расхождением круга лиц, которые должны представить сведения о доходах: Минтранс пишет о родственниках, помощниках и советниках топ-менеджеров, хотя премьер этого напрямую не требует. Наконец, Якунин попросил премьера "дать поручения причастным органам разработать меры, направленные на обеспечение защиты запрошенной информации", поскольку эти данные в соответствии с законом "О персональных данных" являются конфиденциальными.

    В ОАО РЖД вчера от комментариев отказались. Елена Сахнова из "ВТБ Капитала" считает, что "лучше было уточнить поручение поздно, чем никогда". Но, уточняет аналитик, в глазах иностранных инвесторов "правки поручений свидетельствуют о том, что правительство не всегда принимает обдуманные и взвешенные решения".

    Александр Панченко