Налог на прибыль

Учитываем затраты на перевозку грузов внутри предприятия

Если предприятие привлекает перевозчика для транспортировки грузов между структурными подразделениями, то, по мнению чиновников, в данном случае нужно оформить транспортную накладную и накладную по форме № Т-1. При этом грузы внутри предприятия можно перевозить и собственными силами. О том, как организовать учет расходов в обоих случаях, – в статье.

Если предприятие привлекает перевозчика для транспортировки грузов между структурными подразделениями, то, по мнению чиновников, в данном случае нужно оформить транспортную накладную и накладную по форме № Т-1. При этом грузы внутри предприятия можно перевозить и собственными силами. О том, как организовать учет расходов в обоих случаях, – в статье.

Создано самостоятельное подразделение

Предприятия с разветвленной филиальной сетью для перевозки сырья и материалов, готовой продукции, как правило, создают самостоятельные структурные автотранспортные подразделения (по аналогии с автотранспортным предприятием).

Отражаем затраты в бухучете

В зависимости от размера парка собственных автомобилей и характера перевозок (только внутри организации или услуги оказываются еще и на сторону) организация может:

– открыть самостоятельное подразделение, занимающееся перевозками, и все затраты по нему собирать на счете 23 «Вспомогательные производства»;

– не создавать отдельное подразделение, если парк небольшой, и вести учет по автомобилям, их обслуживанию и ремонту на счете 26 «Общехозяйственные расходы» субсчет «Автотранспорт».

При любом варианте основными затратами на собственный транспорт являются:

– горюче-смазочные материалы;

– амортизация автомобилей;

– расходы на техническое обслуживание и ремонт;

– зарплата водителей (возможно, бухгалтера, выделенного на ведение учета транспортного подразделения), взносы в фонды и взносы на травматизм.

Если транспорт (пусть даже и большой парк) используется исключительно для нужд организации (не оказывает услуги на сторону), то, возможно, есть смысл не задействовать счет 23 вообще, а выделить отдельный субсчет на счете 26. Но в любом случае транспортные расходы следует собирать обособленно. Это позволит не только анализировать размер таких затрат (в целях управленческого учета), но и сблизить бухгалтерский учет с налоговым.

Соответствующие варианты учета следует прописать в бухгалтерской учетной политике.

Далее уже по правилам, прописанным в учетной политике для целей бухгалтерского учета, эти косвенные транспортные расходы распределяются по видам производимой продукции либо списываются напрямую в уменьшение выручки от продаж отчетного периода.

Признаем расходы в налоговом учете

Транспортные услуги структурных подразделений самого предприятия по перевозкам грузов внутри организации (перемещение сырья (материалов), инструментов, деталей, заготовок, других видов грузов с базисного (центрального) склада в цехи (отделения)) и доставка готовой продукции относятся к материальным расходам производственного характера.

Это следует из подпункта 6 пункта 1 статьи 254 Налогового кодекса РФ. Их следует признавать в качестве расходов текущего периода.

А вот если собственным транспортом доставляются в организацию приобретенные материально-производственные запасы, то тогда такие транспортные расходы уже формируют фактическую стоимость этих запасов (п. 2 ст. 254 Налогового кодекса РФ).

Какие документы необходимо оформить

Любая запись в бухгалтерском учете делается на основании первичного документа (п. 1 ст. 9 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»).

В налоговом учете любой расход должен быть обоснован и документально подтвержден (п. 1 ст. 252 Налогового кодекса РФ).

В части документального оформления транспортных расходов внутри организации никаких особых указаний ни Налоговый кодекс РФ, ни нормативные акты по бухучету не содержат. Значит, руководствуемся общим правилом – это должны быть документы, оформленные в соответствии с законодательством РФ (п. 1 ст. 252 Налогового кодекса РФ).

На практике это означает, что следует использовать формы документов, содержащихся в альбомах унифицированных форм.

Если таковые отсутствуют, то предприятие может разработать формы самостоятельно с использованием обязательных реквизитов, которые указаны в пункте 2 статьи 9 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете».

Итак, для подтверждения расходов по горюче-смазочным материалам в наличии должен быть путевой лист.

Причем бухгалтер организации, использующей автотранспорт исключительно для своих, а не коммерческих нужд, может использовать:

– официально разработанную форму  (утверждена постановлением Госкомстата России от 28 ноября 1998 г. № 78);

– самостоятельно разработанную форму, которая подтвердит путь и время следования автомобиля;

– иные подтверждающие документы (постановление ФАС Московского округа от 30 сентября 2010 г. № КА-А40/11123-10), а также, например, данные спутниковой системы навигации ГЛОНАСС (письмо Минфина России от 16 июня 2011 г. № 03-03-06/1/354).

В отношении расходов на амортизацию предприятию необходимо иметь инвентарную карточку учета основных средств № ОС-6, ведомость начисления амортизации.

Что касается расходов на ремонт и техобслуживание, то здесь также нужно иметь инвентарную карточку учета основных средств № ОС-6.

Если ремонтом занимается сторонняя организация, то потребуется акт выполненных работ.

Если ремонт проводится собственными силами, то нужно будет оформить и требование-накладную № М-11  (утверждена постановлением Госкомстата России от 30 октября 1997 г. № 71а), а также расчетно-платежную ведомость/расчетную ведомость № Т-49/№ Т-51  (утверждена постановлением Госкомстата России от 5 января 2004 г. № 1).

Как правило, при перевозках оформляется товарно-транспортная накладная № Т-1  (утверждена постановлением Госкомстата России от 28 ноября 1997 г. № 78) или транспортная накладная (утверждена постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2011 г. № 272).

По мнению автора, при использовании собственного транспорта для нужд организации нет необходимости заполнять такие документы вообще. Поскольку нет никаких отношений с третьей стороной – перевозчиком. Минфин России по этому поводу высказывается аналогично: «...в случае если договор перевозки не заключался, обязанности подтверждать затраты на перевозку груза и факт его транспортировки как транспортной накладной, так и накладной формы № Т-1 у налогоплательщика не возникает» (письмо от 24 октября 2011 г. № 03-03-06/1/687).

Так что, по сути, при перевозках внутри компании собственными силами достаточно будет путевого листа.

Однако нелишним будет составление к путевому листу накладной на внутреннее перемещение, передачу товаров, тары – № ТОРГ-13  (утверждена постановлением Госкомстата России от 25 декабря 1998 г. № 132).

Несмотря на то что эта унифицированная форма разработана для учета торговых операций, она может быть использована не только торговыми организациями.

Ведь одно ее название «Накладная на внутреннее перемещение…» уже прямо свидетельствует, что она предназначена для учета движения ценностей внутри организации, между структурными подразделениями и материально ответственными лицами.

Так что ее наличие не позволит запутаться, что и куда было направлено внутри самой организации, и кроме того, она значительно проще товарно-транспортной накладной.

К слову, судебная практика подтверждает, что наличие ТТН вовсе не является обязательным условием для признания транспортных расходов (постановление ФАС Северо-Западного округа от 6 февраля 2007 г. № А05-16664/05-33, постановление ФАС Поволжского округа от 29 апреля 2008 г. по делу № А12-11207/07-С65). При условии, что они подтверждаются иными документами, например такими, как заявки на перевозку грузов с указанием грузоотправителей товара, маршрута следования, места доставки товара, вида товара, веса груза, доверенности, выданной на имя водителя.

Фирма пользуется услугами сторонней компании

Если организация решила, что содержать (создавать) собственное транспортное подразделение затратно, то для перевозок грузов внутри компании можно привлечь стороннюю организацию.

Расходы в данном случае отражаются по кредиту счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» в корреспонденции со счетами 20 «Основное производство», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы», а возможно, будут задействованы и счета 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей», 16 «Отклонения в стоимости материальных ценностей». Все зависит от специфики деятельности организации и правил учета транспортных расходов, утвержденных учетной политикой организации.

С налоговым учетом ситуация следующая. Подпункт 6 пункта 1 статьи 254 Налогового кодекса РФ позволяет относить к материальным расходам производственного характера транспортные услуги сторонних организаций (включая индивидуальных предпринимателей). А вот порядок признания таких расходов является элементом учетной политики. Им может быть:

– дата расчетов в соответствии с условиями заключенных договоров;

– дата предъявления налогоплательщику документов, служащих основанием для произведения расчетов;

– последнее число отчетного (налогового) периода.

Это установлено подпунктом 3 пункта 7 статьи 272 Налогового кодекса РФ.

Что касается документооборота, то он следующий. В данном случае необходимо будет оформить транспортную накладную, поскольку заключен договор перевозки груза (п. 6 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от15 апреля 2011 г. № 272).

А вот нужно ли в данном случае оформлять накладную по форме № Т-1?

Летом прошлого года финансисты и налоговики выпустили ряд разъяснений (письма Минфина России от 17 августа 2011 г. № 03-03-06/1/501, № 03-03-06/1/500, № 03-03-06/1/499, № 03-03-06/1/498, № 03-03-06/1/497, № 03-03-06/1/492, письмо УФНС России по г. Москве от 29 августа 2011 г. № 16-15/083462@). Из них следовало, что «в случае наличия договора перевозки груза подтверждение затрат организации на перевозку груза автомобильным транспортом и факта его транспортировки осуществляется на основании как транспортной накладной, так и накладной формы № 1-Т, используемой в бухгалтерском и налоговом учете».

То есть выводы, сделанные чиновниками, можно было трактовать так, что достаточно было лишь одного документа, что, в общем-то, вполне логично.

Ведь товарно-транспортная накладная была обязательным документом во исполнение Устава автомобильного транспорта РСФСР, действовавшего до 1998 года.

А действующий уже более 10 лет Устав автомобильного транспорта предусматривает использование именно транспортной накладной (п. 1 ст. 8 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. № 259-ФЗ).

Поэтому вполне логично заполнять что-то одно – либо транспортную накладную, либо товарно-транспортную накладную, которую никто не отменял.

Но в своем последнем письме Минфин России указал (письмо от 11 ноября 2011 г. № 03-03-06/1/744), что необходимо одновременное наличие этих двух документов (товарно-транспортная накладная – для обоснования расходов на перевозку груза, а транспортная накладная – для установления порядка организации перевозки груза).

Так что во избежание споров с проверяющими бухгалтеру лучше составлять помимо актов оказанных услуг оба этих документа.

Статья напечатана в журнале "Учет в производстве" №2, февраль 2012 г.

Этот материал доступен бесплатно только авторизованным пользователям

Войдите через соцсети
или

Регистрируясь, я соглашаюсь с условиями пользовательского соглашения и обработкой персональных данных

Начать дискуссию