Отраслевой учет

Слабоалкогольная продукция теперь подлежит маркировке

С 1 января 2012 года производители слабоалкогольной продукции обязаны обеспечивать маркировку алкоголя крепостью от 1,5 до 9 процентов (за исключением пива и пивных напитков). В связи с этим чиновники Росалкогольрегулирования выпустили разъяснение.

С 1 января 2012 года производители слабоалкогольной продукции обязаны обеспечивать маркировку алкоголя крепостью от 1,5 до 9 процентов (за исключением пива и пивных напитков). В связи с этим чиновники Росалкогольрегулирования выпустили разъяснение.

Появилась новая обязанность

Обязанность по маркировке слабоалкогольной продукции предусмотрена Федеральным законом от 18 июля 2011 г. № 218-ФЗ. Данным законом внесены изменения в Федеральный закон от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции». Поправки вступили в силу 1 января 2012 года.

До этого обязательной маркировке подлежала алкогольная продукция с содержанием этилового спирта более 9 процентов объема готовой продукции. Из новой редакции следует, что обязанность по маркировке возникает в отношении алкогольной продукции (за исключением пива и пивных напитков).

Получается, что сейчас обязанность по маркировке распространяется в том числе и на алкоголь с содержанием этилового спирта от 1,5 до 9 процентов объема готовой продукции.

Речь идет о так называемой слабоалкогольной продукции, ярким примером которой являются алкогольные коктейли.

18 ноября 2011 года Росалкогольрегулирование разместило на своем официальном сайте (www.fsrar.ru) информационное сообщение.

Чиновники напомнили производителям слабоалкогольной продукции об обязанности по маркировке, а также о необходимости своевременно дооснастить комплекс ЕГАИС средствами нанесения контрольно-учетной информации на федеральные специальные и акцизные марки. Особо оговорено, что всю дополнительную информацию можно получить в дежурной службе ЕГАИС.

Технические требования к оборудованию для инсталляции программных средств ЕГАИС даны в приложении к информационному сообщению. Они сформированы в таблицу, разделенную на три колонки:

– тип оборудования/комплектующие;

– наименования/характеристики обязательные;

– наименования/характеристики рекомендуемые.

При этом требования предусматривают некоторые особенности в отношении производителей, чей объем производства не превышает 500 000 единиц алкогольной продукции в месяц.

Появился образец для новых марок

Процесс маркировки регламентируется постановлением Правительства РФ от 21 декабря 2005 г. № 785 «О маркировке алкогольной продукции федеральными специальными марками. Данным документом утверждены правила маркировки алкогольной продукции федеральными специальными марками.

В числе подзаконных актов следует отметить также приказ Росалкогольрегулирования от 8 июня 2011 г. № 12н «Об утверждении образцов, перечня реквизитов и элементов защиты федеральных специальных марок» (далее – приказ № 2н).

Отметим, что 30 декабря 2011 года Минюст России зарегистрировал приказ Росалкогольрегулирования от 26 декабря 2011 г. № 22н. Им были внесены изменения в приказ № 12н. Так был утвержден образец федеральной специальной марки «Спиртные напитки до 9 процентов». Ранее документ такого образца не предусматривал. Теперь же нормы приведены в соответствие с новшествами законодательства.

Как организовать получение и оборот марок

Алкогольная продукция, производимая на территории Российской Федерации (за исключением алкогольной продукции, поставляемой на экспорт), маркируется федеральными специальными марками. Данные марки приобретаются производителями алкогольной продукции в государственных органах, уполномоченных Правительством РФ (в структурах Росалкогольрегулирования). А вот алкогольная продукция, ввозимая (импортируемая) в Российскую Федерацию, маркируется акцизными марками. Такие марки приобретаются в таможенных органах.

Порядок приобретения, хранения и учета федеральных марок определен приказами Росалкогольрегулирования. В частности, приказом Росалкогольрегулирования от 30 апреля 2010 г. № 31н определено следующее.

Марки должны храниться в специально подготовленном и оборудованном помещении. Причем оно должно быть изолировано от других служебных и подсобных помещений капитальными стенами, иметь прочные перекрытия пола и потолка (бетонные), стальные решетки на окнах, закрываться на внешнюю и внутреннюю двери, иметь охранно-пожарную сигнализацию и первичные средства пожаротушения.

Ключи от такого помещения следует сдавать на охрану под расписку в специальном журнале (там указываются дата и время передачи).

Порядок приобретения и учета федеральных специальных марок, а также уничтожения неиспользованных, поврежденных и не соответствующих установленным требованиям марок организациями, производящими алкогольную продукцию на территории РФ, утвержден приказом Росалкогольрегулирования от 24 июня 2010 г. № 42н.

Федеральные специальные марки приобретаются организацией в межрегиональных управлениях Росалкогольрегулирования по федеральным округам.

Для того чтобы получить такие марки, следует:

– перечислить предоплату за них на счет территориального органа Федерального казначейства. Он в свою очередь в течение 5 рабочих дней переводит средства на расчетный счет ФГУП «Гознак»;

– подать в Росалкогольрегулирование необходимые документы.

При получении марок от ФГУП «Гознак» территориальный орган уведомляет организацию об этом.

Принимая марки, следует проверить их количество, соответствие реквизитов, а также убедиться, что выданы именно те виды марок, которые были запрошены, и т. д. При выявлении расхождений спецмарки принимать не следует. О несоответствии сообщают уполномоченному лицу территориального органа. Проводится проверка, по результатам которой составляется акт (причем в трех экземплярах). Первый экземпляр акта остается в территориальном органе, второй экземпляр направляется изготовителю, а третий – организации. За изготовление недостающих марок предприятие не должно платить дополнительные суммы. Однако предприятие и вовсе может отказаться от дополнительного поступления, тогда ему вернут средства (за вычетом расходов на доставку).

Правила учета марок

Учет и хранение марок на предприятии производит соответствующее материально ответственное лицо. За ним документально закрепляют соответствующие права (на получение (прием), хранение, учет и выдачу марок для нанесения их на алкогольную продукцию).

Он заполняет:

– журнал учета поступивших в организацию федеральных специальных марок;

– журнал учета уничтожения неиспользованных, поврежденных и не соответствующих установленным требованиям федеральных специальных марок;

– журнал учета нанесенных федеральных специальных марок на алкогольную продукцию.

Формы этих документов приведены в приложениях к приказу № 42н.

Поврежденные организацией марки уничтожают в присутствии должностного лица территориального органа или Росалкогольрегулирования и представителя предприятия.

Утилизируют их на основании акта, составляемого в двух экземплярах и подписываемого должностным лицом ведомства, а также материально ответственным лицом организации. Первый экземпляр остается в территориальном органе вместе с отчетом об использовании ранее выданных федеральных специальных марок, второй передается представителю предприятия.

Важно запомнить

Слабоалкогольная продукция, за исключением пива и пивных напитков, теперь подлежит обязательной маркировке. При этом производителям рекомендовано привести технические средства ЕГАИС в соответствие с новыми нормами.

Статья напечатана в журнале "Учет в производстве" №2, февраль 2012 г.

Комментарии

1
  • Роман

    ключевая фраза - за исключением пива, смех просто, чем пиво от другой дури отличается, кроме того что там спирты неочищенные и женские половые гормоны. 

    вот так мы боремся с 1 местом алкоголе-дебилизации в мире, пей молодежь пиво пенное - оно почти не алкогольное