Бюджетный учет

В чем преимущество структурного метода расчета затрат

Как показывает практика, главные распорядители бюджетных средств при определении объема финансового обеспечения оказания государственных (муниципальных) услуг часто используют структурный метод расчета нормативных затрат. Это связано с тем, что данный метод позволяет определить нормативные затраты даже в случае отсутствия у учреждения утвержденных норм расхода ресурсов.

Как показывает практика, главные распорядители бюджетных средств при определении объема финансового обеспечения оказания государственных (муниципальных) услуг часто используют структурный метод расчета нормативных затрат. Это связано с тем, что данный метод позволяет определить нормативные затраты даже в случае отсутствия у учреждения утвержденных норм расхода ресурсов.

Методы определения нормативных затрат

Согласно Методическим рекомен­дациям № 137Н/5271 для расчета нор­мативных затрат на оказание едини­цы государственной (муниципальной) услуги может использоваться один из следующих методов:

  • нормативный;
  • структурный;
  • экспертный.

Экспертный метод рекомендуется применять в случае невозможности ис­пользования нормативного или струк­турного метода. При применении экс­пертного метода нормативные затраты определяются на основании экспертной оценки, например может оцениваться:

  • доля затрат в общем объеме затрат, необходимых для оказания услуги;
  • условный объем площадей, необ­ходимых для оказания услуги;
  • количество потребителей услуги. Нормативный   метод признается

основным при расчете норматива за­трат на оказание единицы государ­ственной (муниципальной) услуги. При применении этого метода затраты на оказание единицы услуги определяются путем умножения стоимости единицы группы затрат (рабочего времени персонала, расходных мате­риалов) на количество единиц груп­пы затрат, необходимых для оказания единицы услуги (приказ Минфина России от 22.12.2010 № 178н1):

где Л/гу - нормативные затраты на оказа­ние единицы услуги (норматив);

Ред - стоимость единицы группы затрат;

0ед - количество единиц группы затрат, необходимых для оказания единицы услу­ги (норма расхода).

Используем указанную формулу для рас­чета норматива затрат на приобретение расходных материалов в городской кли­нической больнице. Услуга - проведение спинномозговой пункции. Для расчета нор­мативных затрат этилового спирта на про­ведение процедуры умножим стоимость одного грамма, например 10 коп., на нор­му - 50 г (количество, установленное в при­казе Минздрава СССР от 30.08.1991 № 245). Получим: Nry= 10 х 50 = 500 (коп.) = 5 (руб.)

Учреждения здравоохранения, по сути, являются исключением из пра­вил. Для большинства учреждений со­циальной сферы натуральные нормы расхода ресурсов на оказание услуг не установлены, а значит, использование нормативного метода практически не­возможно. В этих случаях рекоменду­ется использовать структурный метод.

Классификация затрат

При выборе метода определения нормативных затрат необходимо учи­тывать не только отраслевые и тер­риториальные особенности, но и вид затрат. Например, норматив затрат на оплату труда и начислений на выпла­ты по оплате труда рассчитывается ис­ключительно нормативным методом, а для расчета других нормативов мо­гут применяться все методы.

В субъектах РФ используются следу­ющие подходы к классификации затрат:

1. По степени зависимости от изме­нения объема оказания государствен­ной (муниципальной) услуги выделяют затраты постоянные (не изменяются с изменением объема предоставления услуги) и переменные (изменяются).

2. По возможности увязать с предо­ставлением конкретной услуги выделя­ют прямые затраты (непосредственно связаны с оказанием единицы госуслу­ги) и косвенные (прежде всего это нор­мативные затраты на общехозяйствен­ные нужды).

В составе затрат на общехозяйст­венные нужды выделяют затраты на:

  • коммунальные услуги;
  • содержание объектов недвижимо­го имущества;
  • содержание объектов особо ценно­го движимого имущества;
  • услуги связи;
  • транспортные услуги;
  • оплату труда административно-уп­равленческого, административно-хозяй ственного, вспомогательного и иного персонала;
  • прочие затраты на общехозяйствен­ные нужды.

Применение структурного метода

При применении структурного ме­тода нормативные затраты определя­ются пропорционально выбранному основанию. Например, затраты могут распределяться пропорционально за­тратам на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда персонала, не­посредственно оказывающего услугу:

З; = З х ЗП; : ФОТ ,

где З; - затраты, приходящиеся на ,-го со­трудника;

З - общая сумма затрат, которую необ­ходимо распределить (например, общехо­зяйственные расходы);

ЗП; - заработная плата ,-го сотрудника;

ФОТ - общий фонд оплаты труда.

При увеличении объема оказания услуги рано или поздно наступит момент, когда необходимо будет увеличивать не только переменные затраты, но и посто­янные. Например, затраты на содержание недвижимого имущества (учреждение не может бесконечно увеличивать объем предоставления услуг, используя толь­ко имеющиеся площади, а увеличение площадей приведет к увеличению затрат на их содержание).

  • объему услуг в случае, если они имеют одинаковую единицу изме­рения объема (например, человек, посещений);
  • численности персонала, участвую­щего в оказании услуги;
  • площади помещения, используемо­го для оказания услуги.

Учреждение социального обслуживания «Центр психолого-педагогической помощи семье и детям» оказывает три вида услуг: индивидуальное психологическое консуль­тирование взрослых (A), индивидуальная психологическая работа с детьми (B) и се­мейное консультирование (C). В отчетном году затраты на оплату тру­да работников, принимающих непосред­ственное участие в оказании услуг, соста­вили 800 000 руб. Затраты на оплату труда работников, принимающих участие в ока­зании услуги А, - 160 000 руб. (20%),B-280 000 руб. (35%),C- 360 000 руб. (45%). В течение года произведены затраты:

  • 12 000 руб. - на приобретение расход­ных материалов, используемых при оказании услуг (канцелярские принад­лежности);
  • 200 000 руб. - на общехозяйственные нужды.

Определение норматива затрат на оказа­ние единицы госуслуги структурным ме­тодом приведем в таблице:

S

со >. о

Затраты на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда

Затраты на приобретение расходных материалов

Затраты на общехозяй­ственные нужды

Итого затраты на государственную услугу

Объем госу-дартвенной услуги

Норматив затрат на еди­ницуоказания государственной услуги

тыс. руб.

%

тыс.

руб.

%

тыс.

руб.

%

тыс. руб.

ед.

рубУед.

1

2

3

4

5

6

7

8 = 2 + 4 + 6

9

10 = 8/9

А

160

20

2,4

20

40

20

202,4

500

404,8

B

280

35

4,2

35

70

35

354,2

800

442,75

C

360

45

5,4

45

90

45

455,4

900

506

Итого

800

100

12

100

200

100

 

 

 

Начать дискуссию