Бухгалтерия

Знакомьтесь: новый Закон о бухгалтерском учете

После одобрения Советом Федерации 6 декабря 2011 года за номером 402 ФЗ Президент РФ Дмитрий Медведев подписал Федеральный закон «О бухгалтерском учете» (далее – Закон № 402 ФЗ). В силу ст. 32 Закон № 402 ФЗ вступает в силу 01.01.2013. О регламентациях нового нормативного акта расскажем в статье.

После выхода действующего в настоящее время Федерального закона от 21.11.1996 № 129‑ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее – Закон № 129‑ФЗ) прошло 15 лет, за это время устарели многие его положения. Кроме того, при анализе правопрменительной практики были выявлены значительные пробелы норм действующего законодательства, что и послужило основанием для разработки нового правового акта.

Закон № 402‑ФЗ направлен на приведение норм, регламентирующих систему бухгалтерского учета, в соответствие с современными условиями деятельности экономических субъектов для формирования и раскрытия надежной и полезной информации об их финансовом положении и финансовом результате их деятельности.

Рассмотрим отдельные положения нового нормативного документа.

Сфера действия Закона № 402‑ФЗ и понятийный аппарат

В соответствии со ст. 2 Закона № 402‑ФЗ его действие, в частности, распространяется на коммерческие и некоммерческие организации, государственные органы, органы местного самоуправления, органы управления внебюджетных фондов и территориальных государственных внебюджетных фондов.

Закон применяется при ведении бюджетного учета активов и обязательств Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных образований, а также при составлении бюджетной отчетности.

Заметим, если в настоящее время в силу ст. 4 Закона № 129‑ФЗ организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, освобождаются от обязанности ведения бухгалтерского учета, кроме учета основных средств и нематериальных активов, то ст. 2 нового закона такой нормы не содержит.

С учетом современных экономических условий законодатель скорректировал понятия, используемые в законе. Для сравнения приведем их в виде таблицы.

Понятие (определение)

Закон №402‑ФЗ

Закон №129‑ФЗ

Бухгалтерская (финансовая) отчетность

Информация о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, систематизированная в соответствии с требованиями, установленными данным законом

Единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам

Руководитель организации

Лицо, являющееся единоличным исполнительным органом экономического субъекта, либо лицо, ответственное за ведение дел экономического субъекта, либо управляющий, которому переданы функции единоличного исполнительного органа

Руководитель исполнительного органа организации либо лицо, ответственное за ведение дел организации

Впервые введены определения стандарта бухгалтерского учета, международного стандарта, факта хозяйственной жизни.

Уточнено, какие организации относятся к организациям государственного сектора. В соответствии с п. 9 ст. 3 Закона № 402‑ФЗ это:

– государственные (муниципальные) учреждения;

– государственные академии наук;

– государственные органы;

– органы местного самоуправления;

– органы управления государственных внебюджетных фондов;

– органы управления территориальных государственных внебюджетных фондов.

Таким образом, в целях применения данного закона автономные учреждения относятся к организациям государственного сектора.

Общие требования к бухгалтерскому учету

Впервые в законе, регулирующем ведение бухгалтерского учета, дано определение объекта учета. В соответствии со ст. 5 Закона № 402‑ФЗ к объектам учета отнесены:

1) факты хозяйственной жизни;

2) активы;

3) обязательства;

4) источники финансирования деятельности;

5) доходы;

6) расходы;

7) иные объекты в случае, если это установлено федеральными стандартами.

Организация ведения бухгалтерского учета. В соответствии с п. 1 ст. 7 Закона № 402‑ФЗ ведение бухгалтерского учета и хранение бухгалтерских документов организует руководитель экономического субъекта.

В силу п. 3 данной статьи руководитель обязан возложить ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера или иное должностное лицо организации либо заключить договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета. Заметим, что на основании действующего Закона № 129‑ФЗ руководители организаций могут осуществлять ведение бухгалтерского учета лично, в новом законе такого положения нет.

Пункт 8 ст. 7 Закона № 402‑ФЗ предусматривает, что в случае возникновения разногласий в отношении ведения бухгалтерского учета между руководителем экономического субъекта и главным бухгалтером или иным должностным лицом, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, либо лицом, с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета:

– данные, содержащиеся в первичном учетном документе, принимаются (не принимаются) главным бухгалтером к регистрации и накоплению в регистрах бухгалтерского учета по письменному распоряжению руководителя организации, который единолично несет ответственность за созданную в результате этого информацию;

– объект бухгалтерского учета отражается (не отражается) главным бухгалтером в бухгалтерской (финансовой) отчетности на основании письменного распоряжения руководителя организации, который единолично несет ответственность за достоверность представления финансового положения экономического субъекта на отчетную дату, финансового результата его деятельности и движения денежных средств за отчетный период.

Отметим, что аналогичные положения предусмотрены п. 4 ст. 7 Закона № 129‑ФЗ, в соответствии с которым всю ответственность в случае разногласий по совершению хозяйственно-финансовой операции и отражению ее в учете несет руководитель организации.

Учетная политика организацииСтатья 8 Закона № 402‑ФЗ раскрывает основные требования, предъявляемые к учетной политике. В силу п. 2 данной статьи учетную политику формирует субъект бухгалтерского учета в соответствии с законодательством РФ, федеральными и отраслевыми стандартами. Автономные учреждения формируют свою учетную политику, руководствуясь инструкциями № 157н[1] и 183н[2].

Согласно п. 6 Инструкции №157н актами субъекта учета, устанавливающими в целях организации и ведения бухгалтерского учета учетную политику субъекта учета, утверждаются:

– рабочий план счетов бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений, содержащий применяемые счета бухгалтерского учета для ведения синтетического и аналитического учета;

– методы оценки отдельных видов имущества и обязательств;

– порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств;

– правила документооборота и технология обработки учетной информации, в том числе порядок и сроки передачи первичных (сводных) учетных документов в соответствии с утвержденным графиком документооборота для отражения в бухгалтерском учете;

– формы первичных (сводных) учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым законодательством РФ не установлены обязательные для их оформления формы документов. При этом утвержденные субъектом учета формы документов должны содержать обязательные реквизиты первичного учетного документа, предусмотренные указанной инструкцией;

– порядок организации и обеспечения (осуществления) субъектом учета внутреннего финансового контроля;

– иные решения, необходимые для организации и ведения бухгалтерского учета.

Как предусмотрено и действующими положениями, изложенными в п. 3 ст. 6 Закона № 129‑ФЗ, учетная политика должна применяться последовательно, из года в год.

Изменение учетной политики может производиться при следующих условиях:

– изменения требований, установленных законодательством РФ о бухгалтерском учете, федеральными и (или) отраслевыми стандартами;

– разработке или выборе нового способа ведения бухгалтерского учета, применение которого приводит к повышению качества информации об объекте бухгалтерского учета;

– существенного изменения условий деятельности экономического субъекта.

В целях обеспечения сопоставимости бухгалтерской (финансовой) отчетности за несколько лет изменение учетной политики производится с начала отчетного года, если иное не обусловлено причиной такого изменения.

Первичные учетные документы. В соответствии с п. 1 ст. 9 Закона № 402‑ФЗкаждый факт хозяйственной жизни должен быть оформлен первичным учетным документом.

Отметим, что перечень обязательных реквизитов, приведенных в п. 2 ст. 9 Закона № 402‑ФЗ, аналогичен перечню реквизитов, содержащемуся в ст. 9 Закона № 129‑ФЗ:

– наименование документа;

– дата составления документа;

– наименование экономического субъекта, составившего документ;

– содержание факта хозяйственной жизни;

– величина натурального и (или) денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения;

– наименование должности лица (лиц), совершившего (совершивших) сделку, операцию и ответственного (ответственных) за правильность ее оформления, либо наименование должности лица (лиц), ответственного (ответственных) за правильность оформления свершившегося события;

– подписи лиц, предусмотренных выше, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.

Новшеством, на которое следует обратить внимание, является отсутствие обязанности применять первичные учетные документы из альбома унифицированных форм.

С 01.01.2013 согласно п. 4 ст. 9 Закона № 402‑ФЗ формы первичных учетных документов утверждает руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета. Формы первичных учетных документов для организаций государственного сектора (к которым относятся автономные учреждения) устанавливаются в соответствии с бюджетным законодательством РФ. Таким образом, как и с 01.01.2011, автономные учреждения при оформлении хозяйственно-финансовых операций руководствуются первичными учетными документами, утвержденными Приказом Минфина РФ № 173н[3].

По-иному звучит в новом законе норма, касающаяся исправлений в первичных учетных документах. В силу п. 7 ст. 9 Закона № 402‑ФЗ они допускаются только в случаях, если иное не установлено федеральными законами или иными нормативными правовыми актами органов государственного регулирования бухгалтерского учета. Так, в соответствии с п. 10 Инструкции № 157н принятие к бухгалтерскому учету документов, которыми оформлены операции с наличными или безналичными денежными средствами, содержащих исправления, не допускается. Иные первичные (сводные) учетные документы, содержащие исправления, принимаются к бухгалтерскому учету в случае, когда исправления внесены по согласованию с лицами, составившими и подписавшими эти документы, что должно быть подтверждено подписями тех же лиц, с проставлением надписи «Исправленному верить» («Исправлено») и даты внесения исправлений.

Хранение документов бухгалтерского учета. Как установлено и ст. 17 Закона № 129‑ФЗ, организации должны хранить первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета, бухгалтерскую (финансовую) отчетность в течение сроков, утверждаемых в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее пяти лет после окончания отчетного года.

При этом п. 2 ст. 29 Закона № 402‑ФЗ уточняется, что документы учетной политики, стандарты экономического субъекта, другие документы, связанные с организацией и ведением бухгалтерского учета, в том числе средства, обеспечивающие воспроизведение электронных документов, а также проверку подлинности электронной подписи, следует хранить не менее пяти лет после года, в котором они использовались для составления бухгалтерской (финансовой) отчетности в последний раз.

Экономический субъект должен обеспечить безопасные условия хранения документов бухгалтерского учета и их защиту от изменений (п. 3 ст. 29 Закона № 402‑ФЗ).

Инвентаризация активов и обязательств. В соответствии со ст. 11 Закона № 402‑ФЗ активы и обязательства организации подлежат инвентаризации. При этом в п. 3 данной статьи установлено, что случаи, сроки и порядок проведения инвентаризации, а также перечень объектов, подлежащих инвентаризации, определяются экономическим субъектом, за исключением инвентаризации, проведение которой обязательно. Обязательное проведение инвентаризации предусмотрено законодательством РФ, федеральными и отраслевыми стандартами. Как указано в п. 20. Инструкции № 157н, инвентаризация имущества, финансовых активов и обязательств в государственных (муниципальных) учреждениях проводится субъектом учета в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами, принятыми Минфином в соответствии с законодательством РФ. На сегодняшний день такой порядок установлен Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными Приказом Минфина РФ от 13.06.1995 № 49.

Бухгалтерская (финансовая) отчетность

Требования к бухгалтерской (финансовой) отчетности. Требования установлены ст. 13 Закона № 402‑ФЗ. Главное ее предназначение – обеспечить достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений.

В соответствии с п. 2 указанной статьи каждый экономический субъект составляет годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность, если иное не установлено другими федеральными законами, нормативными правовыми актами органов государственного регулирования бухгалтерского учета.

Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность составляется за отчетный год. Промежуточная бухгалтерская (финансовая) отчетность составляется экономическим субъектом в случаях, установленных законодательством РФ, нормативными правовыми актами органов государственного регулирования бухгалтерского учета.

Отчетность должна включать показатели деятельности всех подразделений организации, включая его филиалы и представительства, независимо от их места нахождения.

Утверждение и опубликование бухгалтерской (финансовой) отчетности производятся в порядке и случаях, установленных федеральными законами. Опубликование бухгалтерской (финансовой) отчетности, которая подлежит обязательному аудиту, осуществляется вместе с аудиторским заключением.

В отношении бухгалтерской (финансовой) отчетности не может быть установлен режим коммерческой тайны (п. 11 ст. 13 Закона № 402‑ФЗ).

Состав бухгалтерской (финансовой отчетности) определен в ст. 14 Закона № 402‑ФЗ. В силу п. 2 ст. 14 Закона № 402‑ФЗ годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность некоммерческой организации состоит из бухгалтерского баланса, отчета о целевом использовании средств и приложений к ним.

Состав отчетных форм для организаций государственного сектора определяется в соответствии с бюджетным законодательством РФ. Для автономных учреждений состав отчетных форм определен Инструкцией  33н[4].

В соответствии с п. 12 Инструкции № 33н в состав бухгалтерской отчетности включаются следующие формы отчетов:

– Баланс государственного (муниципального) учреждения (ф. 0503730);

– Справка по консолидируемым расчетам учреждения (ф. 0503725);

– Справка по заключению учреждением счетов бухгалтерского учета отчетного финансового года (ф. 0503710);

– Отчет об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности (ф. 0503737);

– Отчет о принятых учреждением обязательствах (ф. 0503738);

– Отчет о финансовых результатах деятельности учреждения (ф. 0503721);

– Пояснительная записка к Балансу учреждения (ф. 0503760);

– Разделительный (ликвидационный) баланс государственного (муниципального) учреждения (ф. 0503830);

Отчетный период, отчетная дата. Согласно ст. 15 Закона № 402‑ФЗ отчетным периодом для годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности (отчетным годом) является календарный год – с 1 января по 31 декабря включительно, за исключением случаев создания, реорганизации и ликвидации юридического лица. Заметим, что аналогичные регламентации содержит ст. 14 Закона № 129‑ФЗ, за исключением случаев создания, реорганизации и ликвидации юридического лица.

Датой, на которую составляется бухгалтерская (финансовая) отчетность (отчетной датой), является последний календарный день отчетного периода, за исключением случаев реорганизации и ликвидации юридического лица.

Особенности составления отчетности при реорганизации юридического лица регламентированы ст. 16 Закона № 402‑ФЗ. Отметим, в действующем Законе № 129‑ФЗ таких разъяснений не содержится.

В соответствии с п. 1 данной статьи последним отчетным годом для реорганизуемой организации, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, является период с 1 января года, в котором произведена государственная регистрация последнего из возникших юридических лиц, до даты такой государственной регистрации.

При реорганизации юридического лица в форме присоединения последним отчетным годом для юридического лица, которое присоединяется к другому юридическому лицу, является период с 1 января года, в котором внесена запись в ЕГРЮЛ о прекращении деятельности присоединенного юридического лица, до даты ее внесения (п. 2 ст. 16 Закона № 402‑ФЗ).

В силу п. 3 ст. 16 Закона № 402‑ФЗ реорганизуемое юридическое лицо составляет последнюю бухгалтерскую (финансовую) отчетность на дату, предшествующую дате государственной регистрации последнего из возникших юридических лиц (дате внесения в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица). Отчетность должна включать данные о фактах хозяйственной жизни, имевших место в период с даты утверждения передаточного акта (разделительного баланса) до даты государственной регистрации последнего из возникших юридических лиц.

При этом в п. 8 указанной статьи сообщается, что порядок составления бухгалтерской (финансовой) отчетности организации государственного сектора, возникшей в результате реорганизации, устанавливается уполномоченным федеральным органом.

Отчетность при ликвидации юридического лица. В соответствии со ст. 17 Закона № 402‑ФЗ отчетным годом для ликвидируемого юридического лица является период с 1 января года, в котором в ЕГРЮЛ внесена запись о ликвидации, до даты внесения этой записи. Она составляется на дату, предшествующую дате внесения в ЕГРЮЛ записи о ликвидации юридического лица.

Внутренний контроль в организации

О необходимости осуществления внутреннего контроля в учреждении говорилось на страницах нашего журнала неоднократно. При этом четкой нормы не было ни в одном правовом документе. После вступления в силу Закона № 402‑ФЗ экономический субъект будет обязан организовать и осуществлять внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни (ст. 19 Закона № 402‑ФЗ). В связи с этим рекомендуем уже сейчас заняться разработкой Положения о внутреннем контроле в учреждении. Структурой данного документа будут предусмотрены следующие основные разделы:

– порядок контроля отдельных операций;

– обязанности исполнителей;

– обязанности контролеров;

– обработка и контроль документов;

– отчетность по контролю;

– рассмотрение жалоб и предложений.

В каждом из перечисленных разделов следует выделить подразделы, в которых будет осуществлен переход от общих норм к особенностям контроля отдельных операций с учетом видов деятельности. 


  1. Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.
  2. Инструкция по применению бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 23.12.2010 № 183н.
  3. Приказ Минфина РФ от 15.12.2010 № 173н «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук, государственными (муниципальными) учреждениями и Методических указаний по их применению».
  4. Приказ Минфина РФ от 25.03.2011 № 33н «Об утверждении Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений».

Начать дискуссию