ФНС подготовила законопроект, в соответствии с которым досудебное урегулирование становится обязательным для всех категорий споров с налогоплательщиками. То есть, прежде, чем опротестовывать решение ИФНС в суде, налогоплательщик должен будет пожаловаться на него в вышестоящий налоговый орган.
Как известно, действующая редакция Налогового кодекса допускает как добровольную, так и обязательную процедуры. Обязательный порядок установлен для налогоплательщиков, в отношении которых проводилась налоговая проверка. Во всех остальных спорных ситуациях у налогоплательщика есть выбор - обжаловать незаконные, с его точки зрения, акты налоговых органов, действия и бездействия его должностных лиц в досудебном порядке или же сразу подавать в суд.
ФНС предлагает вообще не пропускать в суд иски, по теме которых предварительно не было вынесено решения вышестоящего налогового органа. «Для налогоплательщиков это станет только благом, - уверен заместитель руководителя ФНС Сергей Аракелов, - потому что сэкономит им и время, и деньги».
Действительно, судебная тяжба будет длиться как минимум три месяца (а с учетом обжалований - около года), а решить вопрос внутри самой ФНС можно в течение месяца. Что касается исхода дела, то суды далеко не всегда выносят решения в пользу налогоплательщиков, напоминает Аракелов.
В законопроекте предлагается установить для рассмотрения жалоб на действие или бездействие налоговых инспекторов срок в 15 дней (срок для жалоб по выездным и камеральным проверкам остается прежним - месяц). Время, которое отводится для подачи апелляции в вышестоящий налоговый орган, предложено увеличить с 10 до 30 дней.
Отсчет трехмесячного срока для подачи иска в суд предложено перенести на момент получения решения вышестоящей налоговой инстанции (или же на момент, когда истек срок, отведенный на вынесение такого решения). Налогоплательщику дается право аппеллировать и выше - в центральный аппарат ФНС. Если он воспользуется этим правом, но снова не будет удовлетворен, то трехмесячный срок начнется уже с момента получения последнего решения.
По статистике ФНС, в последние годы неуклонно снижается как общее количество жалоб от налогоплательщиков, так и число дел, которые доведены до суда. В частности, в 2011 году в налоговые органы поступило 54676 жалоб налогоплательщиков (на 9% меньше, чем в 2010 году). Одновременно с этим уменьшилась сумма требований, оспариваемая налогоплательщиками. В 2011 году она составила 322 миллиарда рублей (на 26% меньше, чем в 2010-м).
Количество судебных дел по сравнению с 2010 годом уменьшилось на 20,5%. В том числе в отношении юридических лиц - на 18%, индивидуальных предпринимателей - на 12,5%.
В налоговой службе видят причины этого именно в совершенствовании системы досудебного аудита. "Мы внутри системы отменяем более 40% решений налоговых органов, - сообщил Сергей Аракелов. - В финансовом выражении отменяются претензии примерно на 25% от первоначального количества. А поскольку в суд пошли более качественно подготовленные дела, то и в суде другие результаты: 64% дел ФНС выигрывает".
"Досудебный аудит улучшает налоговое администрирование в целом, - уверен замруководителя ФНС. - Потому что решение вышестоящего органа несет методологическую функцию.
Нижестоящий налоговый орган понимает, что в следующий раз наступать на те же грабли не надо. Мы ведь отменяем их решения не просто так, а проводим служебные проверки, вплоть до увольнения".
Впрочем, стремление ФНС уподобиться арбитражу и взять на себя все налоговые споры (по крайней мере, на первоначальной стадии) не сопровождается той же информационной открытостью, какую демонстрирует арбитражная система. Если решение по любому делу в арбитраже доступно всем желающим, и на этом строится аналитическая работа юристов, то понять, на какие "грабли" наступила та или иная ИФНС, будет невозможно. Максимум, что здесь обещано - это открыть на сайте доступ к тексту решения по жалобе для самого жалобщика.
Сергей Аракелов сослался на "сложный вопрос" с законом о персональных данных, который не позволяет публиковать подобную информацию о физлицах. Вопрос о том, как этот закон препятствует открытию решений по делам юрлиц, замруководителя ФНС обошел стороной.
По словам представителей ФНС, законопроект "нашел понимание" в Минфине, и ориентировочный срок, когда новый порядок может вступить в силу - это 2014 год.
Комментарии
2бред и ужосс(((((
Да конечно, вообще тогда и рекомендации и разъяснения перестаньте давать, чтобы было шансов то поболее у вас мучать налогоплательщиков.