Налоги, взносы, пошлины

Протокол по Кипру ратифицирован: что дальше?

Многострадальный протокол к Соглашению между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Кипр об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал наконец-то ратифицирован. Выходит, тем, кто работает с кипрскими компаниями и банками пора «искать» себе другую налоговую гавань?
Протокол по Кипру ратифицирован: что дальше?
На фото Эдуард Савуляк, директор московского офиса международной консалтинговой компании Tax Consulting U.K.

Многострадальный протокол к Соглашению между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Кипр об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал  наконец-то ратифицирован. Выходит, тем, кто работает с кипрскими компаниями и банками пора «искать» себе другую налоговую гавань?

Впервые о том, что между Россией и Кипром появился новый протокол к Соглашению «Об избежании…», стало известно 16-го апреля 2009 года. Вступления его в силу пришлось ждать почти 3 года: 15-го февраля 2012 года он был ратифицирован российской Госдумой. Теперь документ о ратификации ожидает подписания Президентом и вступит в силу с 1-го января 2013 года.

На тему того, чем хорош и плох этот протокол высказывалось уже много мнений. Но теперь, когда все точки над «i» касательно вступления его в силу расставлены, самое время подвести окончательные итоги.

Итак, чем хорош подписанный протокол?

Кипр наконец-то уберут из «черного списка» оффшоров Минфина России. А это значит, что в торговых операциях кипрские компании «заиграют» новыми красками – таможенные органы должны перестать придираться к кипрским поставщикам и «КТСить» такой товар (КТС – корректировка таможенной стоимости).

И, боюсь, что на этом «все хорошее» заканчивается.

Список «нехорошего» более развернутый.

1.       Начать следует с того, что понятия «постоянного представительства» и «резидентность» компании в обновленном Соглашении «Об избежании…» теперь существенно расширены. Не вдаваясь в детали, отметим лишь, что на подписывании договоров от лица кипрской компании по генеральной доверенности российскими поверенными поставлен жирный крест. Подобные налоговые решения больше не имеют права на существование.

2.       Что называется «не повезло» российским девелоперам, использующим в своих налоговых решениях кипрские компании, в связке с ЗПИФН (закрытыми паевыми инвестиционными фондами недвижимости), а также продающими акции российских компаний, владеющих недвижимостью. Теперь у подобного рода операций будут возникать налоги у источника выплаты в России. Хотя для операций по продаже недвижимости через продажу акций российской компании введена отсрочка вступления в силу этой нормы до 2017 года.

3.       В понятии «дивидендов» и «процентов» произошли некоторые изменения, касающиеся далеко не всех налогоплательщиков. Большинству следует знать 2 момента в этой связи: а) для достижения минимальной ставки налога у источника выплаты из России на Кипр, с 2013 года следует внести не менее 100 тысяч евро в капитал российской компании; б) правила «тонкой капитализации» (описанные в 269 статье НК РФ) следует соблюдать, а не надеяться на юридические нюансы и противоречия с нормами Соглашений «Об избежании…».

4.       Ну, и, конечно же, никак не забыть статью 26, в соответствии с которой теперь будет происходить обмен информацией между Россией и Кипром по налоговым нарушениям. Самое плохое в этой статье - то, что в ней упомянуты абсолютно все, кто должен будет при необходимости такую информацию раскрыть: банки, финансовые институты, агенты, номиналы, трасты и лица, действующие на фидуциарной основе. Из «хорошего» можно отметить то, что «по звонку» обмен информацией происходить не станет. Требования к запросу – достаточно большие и главное: а) в нем должно быть доказано налоговое нарушение и б) должны быть точно указаны лица (с ФИО и адресом), которые такую информацию должны будут раскрыть. Очевидно, что именно с этой парой пунктов у российской налоговой инспекции будут наибольшие проблемы.

В протоколе описан еще ряд моментов, но они куда менее существенны и не касаются большинства аудитории.

Не секрет, что значительное количество российских налогоплательщиков (особенно, специализирующихся на экспортных и импортных поставках) имеют собственные торговые компании за рубежом (зарегистрированные, в том числе, на Кипре) и управляемые через счета, в том числе, в кипрских банках. Существуют, к сожалению, такие компании лишь на бумаге. А значит, построение налоговых решений с участием таких компаний (если единственный смысл их создания – экономия на налогах) может быть опасным.

Таким образом, следует существенно пересмотреть подход к построению подобных корпоративных конструкций. И существенное внимание уделить не только формированию признаков резидентности на Кипре, но и наполнению сделок реальным экономическим смыслом.

Существенное внимание следует уделить и проблематике выбора регистрационного агента и банка для обслуживания подобных решений. Ведь основные риски «информационного обмена» - именно в них.

Предположу, что не будет лишним при необходимости протестировать налоговое решение в рамках тестового судебного разбирательства с местными налоговыми органами (в споре с небольшими суммами). В принципе, времени до 1-го января 2013 года хотя и не очень много, но все-таки еще достаточно, и настроиться «на новый лад» возможность еще есть.

Начать дискуссию