Страховые взносы

Обзор новинок по страховым взносам. Рекомендации лектора из Минздравсоцразвития

Правила работы со страховыми взносами значительно поменялись с 1 января 2012 года в связи с принятием Федерального закона от 3 декабря 2011 г. № 379-ФЗ.

Лектор семинара: Е. Н. Вихляева, В. А. Китсинг, Л. А. Котова

План семинара:
1. Изменения по тарифам
2. Изменения по штрафам.
3. Изменения по иностранным сотрудникам.
4. Вопросы после лекции.

Правила работы со страховыми взносами значительно поменялись с 1 января 2012 года в связи с принятием Федерального закона от 3 декабря 2011 г. № 379-ФЗ. О новшествах, которые принес этот закон, я и буду говорить в ходе своей лекции.

Изменения по тарифам.

Начну с поправок, которые внесены в Федеральный закон от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ и Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ. Главное изменение, которое коснулось основной категории плательщиков, уплачивавших страховые взносы по тарифу 34 процента, – это новый тариф на период 2012–2013 годов. Он составит 30 процентов.

Также вводится дополнительный тариф для тех плательщиков, у которых выплаты работникам превышают предельную величину базы для начисления страховых взносов: с сумм превышения надо будет перечислять 10 процентов в ПФР. В 2012 году это 512 тыс. руб. Это так называемый «взносооблагаемый лимит», который в 2011 году был равен 463 тыс. руб. Новая сумма на 2012 год утверждена постановлением Правительства РФ от 24 ноября 2011 г. № 974. В конце 2012 года будет выпущено постановление, которое установит лимит на 2013 год. Пока предварительно предполагается, что в 2013 году лимит будет равен 573 тыс. руб.

Фактически введена регрессивная шкала по начислению страховых взносов. Эти 10 процентов тарифа в ПФР – солидарная часть тарифа взносов. С 1 января 2012 года в законодательстве о пенсионном страховании введены новые понятия в статью 3 закона № 167-ФЗ: солидарная и индивидуальная части тарифа страховых взносов. Индивидуальная часть – это то, что формирует непосредственно индивидуальный лицевой счет застрахованного лица. А солидарная часть предназначена для выплат всем пенсионерам таких сумм, как, например, выплата фиксированного базового размера трудовой пенсии, социальное пособие на погребение умерших пенсионеров, не подлежавших обязательному соцстрахованию, и др. Хочу сказать, что разделение тарифа страховых взносов на финансирование страховой части пенсии фактически на работу бухгалтеров не повлияет.

Возвращаясь к размеру тарифа страховых взносов, обращаю внимание, что 30 процентов будет распределяться во все три внебюджетных фонда:

– в ПФР – 22 процента;

– в ФСС РФ – 2,9 процента;

– в ФОМС – 5,1 процента.

Надо понимать, что регрессивная шкала устанавливается на двухлетний период. Скорее всего решение по тарифам страховых взносов на долгосрочный период будет выработано в 2012 году в рамках работы над программой долгосрочного развития пенсионной системы и системы социального страхования в России. Пока говорить о том, какие тарифы страховых взносов нас ждут после истечения 2013 года, рано.

Новое требование по уплате дополнительных 10 процентов с сумм превышения относится, как я уже упомянула, к основной категории плательщиков, которые уплачивали в 2011 году взносы по тарифу 34 процента. Теперь перейдем к малому бизнесу – к компаниям, которые работают на упрощенной системе налогообложения и заняты в производственной и социальной сферах. То есть к тем, которые в 2011 году платили страховые взносы за своих работников по тарифу 26 процентов. Для них на период 2012–2013 годов установлен тариф страховых взносов в размере 20 процентов, которые перечисляются в ПФР. Подчеркиваю: надо готовить одно платежное поручение и только в Пенсионный фонд. Тарифа с суммы, превышающей 512 тыс. руб., нет.

У бухгалтеров уже сейчас возникает вопрос, кто именно относится к этой льготной категории. Это те категории плательщиков взносов, которые перечислены в статье 58 закона № 212-ФЗ. Этот перечень касается как организаций, так и индивидуальных предпринимателей.

Кроме применения «упрощенки» необходимо, чтобы доля дохода от реализации товаров (работ, услуг) при осуществлении деятельности, поименованной в статье 58, составляла 70 процентов и более от общего дохода плательщика по итогам отчетного (расчетного) периода.

В перечень видов экономической деятельности, установленный статьей 58, с 2012 года включены следующие виды деятельности:

– транспорт и связь (подп. «щ» п. 8 ч. 1 ст. 58 закона № 212-ФЗ);

– розничная торговля фармацевтическими и медицинскими товарами, ортопедическими изделиями (подп. «я.8» п. 8 ч. 1 ст. 58 закона № 212-ФЗ). Соответствующим категориям плательщиков надо иметь лицензии на фармацевтическую деятельность;

– производство гнутых стальных профилей и стальной проволоки (подп. «я.9» и «я.10» п. 8 ч. 1 ст. 58 закона № 212-ФЗ).

Значимое решение принято по аптечным организациям и ИП, имеющим лицензию на фармацевтическую деятельность, которые переведены на ЕНВД. В 2012–2013 годах такие плательщики перечисляют страховые взносы по тарифу 20 процентов только в ПФР.

Есть и другие новые категории льготников, уплачивающих в 2012–2013 годах 20 процентов в Пенсионный фонд. Теперь такое право есть у некоммерческих организаций (за исключением государственных и муниципальных учреждений), которые ведут определенные виды деятельности и применяют упрощенную систему. Например, если НКО ведут деятельность в области социального обслуживания населения, поддержки культуры, искусства, здравоохранения, образования, научных исследований и разработок. Попадают сюда и некоммерческие организации, ведущие деятельность в сфере массового спорта. Профессиональные спортивные некоммерческие организации в список льготников не входят. Посмотреть, какие конкретно виды деятельности НКО включены в льготные категории, можно в пункте 11 части 1 статьи 58 закона № 212-ФЗ.

Чтобы применять тариф 20 процентов, НКО кроме применения «упрощенки» также должны соблюдать требование по 70 процентам доходов от льготируемой деятельности с учетом особенностей по формированию доходов именно НКО.

В список льготников, поименованных в статье 58, также попали благотворительные организации. Для права платить взносы по тарифу 20 процентов им нужно соблюдать только условие по упрощенной системе налогообложения. Требования о соблюдении 70-процентной доли доходов нет.

Что я хотела бы подчеркнуть в отношении некоммерческих и благотворительных организаций. Министерство юстиции РФ отвечает за контроль над такими организациями. Ведомство имеет право проверить, соответствует ли реальная деятельность уставным целям. Если Минюст обнаружит, что деятельность благотворительной или некоммерческой организации не соответствует заявленной в уставных документах, он обязательно сообщит во внебюджетные фонды. Они, в свою очередь, имеют право доначислить взносы по общему тарифу.

Пониженный тариф в размере 30 процентов установлен для инжиниринговых компаний. Это предусмотрено пунктом 13 части 1 статьи 58 закона № 212-ФЗ. Они будут уплачивать 22 процента в ПФР, 2,9 процента – в ФСС РФ и 5,1 процента – в ФОМС. Для таких организаций не будет дополнительного тарифа в размере 10 процентов сверх 512 тыс. руб.

Инжиниринговые компании – это те, кто оказывает услуги в области инженерно-консалтинговых услуг, проектных и предпроектных работ, а также работ по подготовке строительства, эксплуатации промышленных, сельскохозяйственных и инфраструктурных объектов.

Для применения пониженного тарифа инжиниринговые компании должны иметь численность работников не менее 100 человек. Допустимая доля доходов от оказания инжиниринговых услуг за год, предшествующий году перехода на пониженный тариф, не менее 90 процентов в общей сумме доходов.

Также для инжиниринговых компаний введено условие по получению положительного заключения экспертного совета по технико-внедренческим особым экономическим зонам. Этот совет функционирует при Министерстве экономического развития и торговли РФ. Внебюджетные фонды могут потребовать это заключение для подтверждения права инжиниринговой компании на тариф 30 процентов.

Изменения по штрафам.

Новая редакция закона № 212-ФЗ предусматривает изменения по штрафам. Причем штрафные санкции увеличились.

Увеличиваются суммы штрафов за непредставление во внебюджетные фонды расчетов в установленный срок. Теперь соблюдение сроков сдачи отчетности должно быть особенно важно для бухгалтеров. С 1 января 2012 года штраф составляет 5 процентов суммы страховых взносов, начисленных к уплате за последние три месяца отчетного или расчетного периода, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для представления расчета. Минимальный штраф за опоздание со сдачей расчетов составляет 1000 руб. Ранее этот размер был в десять раз меньше – 100 руб. Максимальный штраф теперь равен 30 процентам от суммы начисленных страховых взносов.

В то же время отменена ответственность в повышенных размерах за непредставление в срок расчета в течение более 180 календарных дней. С 1 января 2012 года срок задержки представления отчетности не будет играть роли.

Увеличиваются штрафы за непредставление или отказ в представлении документов во внебюджетные фонды, которые нужны им для контроля плательщиков страховых взносов. С 2012 года за каждый непредставленный документ компанию оштрафуют на 200 руб. До этого года штраф составлял 50 руб. за каждый документ.

Введено два новых вида штрафа. Первый – при несоблюдении порядка представления отчетности в электронном виде в случаях, когда в соответствии с требованиями закона № 212-ФЗ компания должна была именно таким способом представить расчет. С 2012 года за это предусмотрен штраф в размере 200 руб. по статье 46 закона № 212-ФЗ.

Второй новый штраф предусмотрен в статье 46.1. Компанию оштрафуют на 5000 руб., если она нарушит срок представления информации об открытии или закрытии счетов в банке. Даже если компания открывает филиал, она обязана сообщить об открытии счета во внебюджетные фонды по месту открытия филиала. Сообщить о расчетном счете надо в течение семи дней.

Изменения по иностранным сотрудникам.

Переходим к изменениям, которые коснулись плательщиков, начисляющих взносы за иностранных сотрудников. В число застрахованных лиц по обязательному пенсионному страхованию с 2012 года включаются временно пребывающие иностранные граждане, с которыми заключены трудовые договоры на неопределенный срок или на срок не менее шести месяцев при срочном трудовом договоре. Это же относится и к лицам без гражданства.

Но ни по медицинскому, ни по социальному страхованию изменений нет. Начислять страховые взносы по временно пребывающим иностранцам и лицам без гражданства надо будет только в отношении ОПС. Страховые взносы надо уплачивать по тарифу 22 процента и только в ПФР. С сумм, превышающих в 2012 году 512 тыс. руб., надо будет перечислить в Пенсионный фонд взносы по тарифу 10 процентов.

Выплаты в пользу постоянно проживающих иностранцев надо начислять и на страховую, и на накопительную часть трудовой пенсии в зависимости от года их рождения. По временно проживающим или временно пребывающим иностранным сотрудникам взносы платятся только на финансирование страховой части пенсии вне зависимости от года рождения.

Изменения, о которых я говорю, предусмотрены в пункте 1 статьи 7, статье 22. 1 закона № 167-ФЗ и пункте 15 части 1 статьи 9 закона № 212-ФЗ. Новшества не коснулись уплаты страховых взносов за высококвалифицированных иностранных сотрудников (подробнее о ВКС см. статью «Советы, которые помогут в непростых ситуациях при работе с иностранцами», опубликована в журнале «Семинар для бухгалтера» № 9, 2011).

В Минздравсоцразвития приходит очень много вопросов от бухгалтеров по поводу того, как отличить временно пребывающего иностранца от других категорий. Напоминаю, что таких категорий три: кроме временно пребывающих есть также временно проживающие и постоянно проживающие в России иностранцы. У постоянно проживающих иностранцев есть вид на жительство, у временно проживающих – разрешение на проживание. А вот у временно пребывающих иностранцев должна быть миграционная карта. Обращаю внимание, что белорусы могут находиться на территории России без миграционной карты.

Статья напечатана в журнале "Семинар для бухгалтера" № 1, 2012

Начать дискуссию