В марте компаниям необходимо представить бухгалтерскую отчетность в инспекцию. Причем это касается не только торговых фирм на общей системе налогообложения, но и компаний, совмещающих спецрежимы.
Общие правила составления отчетности
Формы бухгалтерской отчетности утверждены приказом Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н. Полный комплект бухотчетности включает в себя:
– бухгалтерский баланс;
– отчет о прибылях и убытках;
– отчет об изменении капитала;
– отчет о движении денежных средств;
– отчет о целевом использовании полученных средств;
– пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках;
– аудиторское заключение.
Для субъектов малого предпринимательства предусмотрена возможность представления отчетности в сокращенном объеме. Обязательными формами являются бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках и аудиторское заключение. Заключение аудиторов необходимо в случае проведения обязательного аудита (например, когда сумма активов баланса на конец года, предшествующий отчетному, превышает 60 млн руб. и др.).
В приказе № 66н порядок составления отчетности не прописан. Поэтому при формировании ее показателей бухгалтер должен руководствоваться Законом о бухгалтерском учете, положениями по бухгалтерскому учету и своим профессиональным суждением. В качестве методической помощи малым предприятиям Минфин России разместил на своем сайтеинформацию от 19 июля 2011 г. № ПЗ-3/2010 «Об упрощенной системе бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности для субъектов малого предпринимательства». В части составления бухотчетности малые предприятия вправе:
– составлять отчетность в сокращенном объеме;
– самостоятельно разрабатывать формы отчетности;
– включать в бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках показатели только по группам статей без детализации по статьям, а также отражать отдельные показатели обособленно лишь в случае их существенности или если без знания их заинтересованными пользователями невозможна оценка финансового положения и финансовых результатов деятельности;
– раскрывать в отчетности меньший объем информации, в том числе не раскрывать информацию о связанных сторонах, по прекращаемой деятельности;
– не представлять информацию по сегментам;
– раскрывать последствия событий после отчетной даты с учетом требования рациональности;
– отражать перспективно любые последствия изменения учетной политики;
– исправлять существенные ошибки прошлого отчетного года без ретроспективного пересчета, учитывая их в составе прочих доходов и расходов текущего периода.
Отметим, что выбранный состав отчетности, варианты учета хозопераций, оценки активов и обязательств и их отражения в бухучете, порядок ведения раздельного учета по видам деятельности, в отношении которых применяются разные системы налогообложения, необходимо закрепить в учетной политике.
Далее проанализируем особенности и изменения, которые должны быть учтены при составлении бухотчетности за 2011 год.
Для начала напомним, что при составлении отчетности за 2011 год показатели актива и пассива указываются за два предыдущих года, то есть по состоянию на 31 декабря 2009, 2010 и 2011 годов. Кроме того, изменен порядок учета и отражения информации об основных средствах.
Во-первых, увеличен предел капитализации затрат. С 2011 года активы стоимостью в пределах лимита, установленного в учетной политике, но не более 40 000 руб. за единицу, могут отражаться в бухучете и отчетности в составе материально-производственных запасов. Во-вторых, иначе определен момент принятия к учету в составе основных средств объектов недвижимости.
>|С 1 января 2011 года фактически эксплуатируемые объекты недвижимости, подлежащие госрегистрации, по которым закончены капвложения и оформлена «первичка» по приемке-передаче, принимаются к учету в качестве основных средств. Их учитывают на отдельном субсчете к счету 01 независимо от того, переданы документы на госрегистрацию или нет.|<
Также произошли изменения в отражении в отчетности расходов будущих периодов. С 1 января 2011 года затраты, произведенные в отчетном периоде, но относящиеся к следующим периодам, отражаются в балансе в соответствии с условиями признания активов, установленными нормативными правовыми актами по бухучету. Это не значит, что организации следует отказаться от применения счета 97. А говорит лишь о том, что при отражении их в бухотчетности должна быть произведена верная классификация. В составе расходов будущих периодов могут учитываться:
– расходы, связанные с выполнением договоров подряда, понесенные в связи с предстоящими работами (п. 16, 21 ПБУ 2/2008);
– фиксированный разовый платеж за право использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации (п. 39 ПБУ 14/2007);
– дополнительные расходы на займы и кредиты, начисленные проценты на сумму дисконтных векселей, проценты и (или) дисконт по облигациям (п. 8, 15, 16 ПБУ 15/2008);
– стоимость материалов, отпущенных в производство, но относящихся к будущим отчетным периодам в определенных случаях (п. 94 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов).
Все прочие расходы, отраженные на счете 97, должны включаться (в зависимости от их характера) в состав дебиторской задолженности (в том числе авансов выданных), текущих расходов, запасов либо прочих оборотных активов.
>|В случае долгосрочного характера погашения расходов они отражаются в бухгалтерском балансе в составе внеоборотных активов по строке 1170 «Прочие внеоборотные активы».|<
Начиная с 2011 года право организаций на создание резервов сомнительных долгов заменили обязанностью. Резерв по сомнительным долгам формируется по правилам, предусмотренным ПБУ 21/2008, и относится на финансовые результаты.
В информации № ПЗ-3/2010 указано на предоставленное малым предприятиям право в упрощенном порядке оценивать активы и обязательства, в том числе:
– не проводить переоценку основных средств и нематериальных активов;
– не отражать обесценение материальных активов и финансовых вложений;
– не отражать оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы, в том числе не создавать резервы предстоящих расходов.
Особенности составления бухотчетности компаниями, совмещающими «вмененку» и «упрощенку», в большей степени касаются именно отчета о прибылях и убытках, и связаны они с обособлением информации о доходах и расхода по разным видам деятельности.
Пунктом 8 статьи 346.18 Налогового кодекса РФ установлено, что налогоплательщики, переведенные по отдельным видам деятельности на уплату ЕНВД, осуществляют раздельный учет доходов и расходов по разным спецрежимам.
В случае невозможности разделения расходов при определении базы по налогам, исчисляемым по разным спецрежимам, эти расходы распределяются пропорционально долям доходов в общем объеме доходов, полученных при применении этих режимов.
Порядок ведения раздельного учета при применении компаниями одновременно «вмененки» и «упрощенки» Налоговым кодексом РФ не установлен. Поэтому организация должна самостоятельно его разработать и утвердить в своей учетной политике.
Выбранный организацией способ раздельного учета должен позволять однозначно отнести те или иные показатели к разным видам предпринимательской деятельности. Аналогичных правил следует придерживаться и при формировании показателей доходов и расходов в бухгалтерском учете. Указанная информация в разрезе видов деятельности, в отношении которых используются разные налоговые режимы, является, несомненно, существенной. Причем как при принятии управленческих решений, так и при оценке финансовых результатов деятельности в отчетном году, а также при сравнении с показателями предыдущих отчетных периодов.
Торговым фирмам, совмещающим «упрощенку» и «вмененку», показатели выручки, себестоимости и прибыли следует расшифровать по видам деятельности, в отношении которых применяются разные налоговые режимы.
>|В информационно-правовых системах, а также на сайтах региональных управлений ФНС России размещены машиноориентированные формы бухотчетности, в которых предложено расшифровку строк оформлять на отдельных листах.|<
Порядок отражения суммы ЕНВД в бухотчетности разъяснен в письме Минфина России от 25 июня 2008 г. № 07-05-09/3. В нем указано, что при раскрытии в отчете о прибылях и убытках информации о формировании чистой прибыли (убытка) отчетного периода сумма «вмененного» налога должна быть отражена по отдельной строке (после показателя текущего налога на прибыль). Дополнительно строкой следует также отразить налог, начисленный в связи с применением «упрощенки».
При формировании отчета о прибылях и убытках организация может воспользоваться информацией № ПЗ-3/2010, в которой сказано о возможности упростить процесс формирования доходов и расходов следующим образом:
– использовать кассовый метод учета доходов и расходов, что максимально сблизит бухгалтерский и налоговый учет организации, применяющей ЕНВД и «упрощенку»;
– признавать коммерческие и управленческие расходы в себестоимости проданной продукции, товаров, работ, услуг полностью в отчетном году их признания в качестве расходов по обычным видам деятельности;
– признавать все расходы по займам и кредитам прочими расходами;
– не применять отдельные положения по бухгалтерскому учету (например, ПБУ 2/2008).
Статья напечатана в журнале "Учет в торговле" №3, март 2012 г.
Начать дискуссию