Материал предоставлен редакцией бератора «Современная налоговая энциклопедия»
Практически в каждой фирме есть справочно-правовые системы «Гарант» или «КонсультантПлюс», а также различные бухгалтерские программы. Компьютерные программы и базы данных относят к нематериальным активам. Однако при покупке этих систем или программ вы приобретаете только право пользования ими. Авторские права же на них по-прежнему остаются у фирмы-разработчика. Поэтому относить «Гарант» или «КонсультантПлюс» к нематериальным активам нельзя. Их учет вы должны вести за балансом (п. 26 ПБУ 14/2000).
Для этого можно ввести дополнительный забалансовый счет 012 «Нематериальные активы, приобретенные на правах пользования».
Как правило, заключая договор, фирма-разработчик не ограничивает срок использования системы «Гарант» или «КонсультантПлюс». Поэтому в налоговом учете стоимость правовой базы вы можете сразу списать на прочие расходы (п. 1 ст. 272 НК РФ).
В бухгалтерском учете расходы на установку можно отражать двумя способами.
Первый – отнести стоимость правовой базы на расходы будущих периодов и затем постепенно списывать ее на общехозяйственные расходы. Второй – сразу списать на общехозяйственные расходы.
Совет: выгоднее пользоваться вторым способом. Расходы на установку будут одинаково отражены в бухгалтерском и налоговом учете. Следовательно, вести дополнительные регистры налогового учета не потребуется.
Кроме того, первый способ можно применять, если руководитель фирмы ограничил срок использования правовой системы.
Пример 1
В апреле ЗАО «Актив» приобрело справочно-правовую систему «Гарант». Ее стоимость – 23 600 руб. (в том числе НДС – 3600 руб.).
Директор «Актива» никаких распоряжений о сроках использования правовой системы не издавал. Поэтому ее стоимость можно сразу отнести на расходы как в бухгалтерском, так и в налоговом учете.
Бухгалтер «Актива» сделал проводки:
ДЕБЕТ 60 КРЕДИТ 51
– 23 600 руб. – перечислены деньги поставщику;
ДЕБЕТ 012
– 23 600 руб. – получено право пользования системой «Гарант»;
ДЕБЕТ 26 КРЕДИТ 60
– 20 000 руб. (23 600 – 3600) – отражены расходы на установку системы «Гарант»;
ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60
– 3600 руб. – учтен НДС;
ДЕБЕТ 68 субсчет «Расчеты по НДС» КРЕДИТ 19
– 3600 руб. – НДС принят к вычету.
Для целей налогообложения стоимость правовой базы (20 000 руб.) нужно полностью отнести на расходы в апреле.
Системы «Гарант» и «КонсультантПлюс» и бухгалтерские программы необходимо постоянно обновлять. Затраты на обновление вы должны списать на общехозяйственные расходы в бухгалтерском учете и на прочие – в налоговом.
Как правило, фирма платит за несколько обновлений вперед. Однако расходами эти суммы можно признать (как в налоговом, так и в бухгалтерском учете) только после того, как программа будет фактически обновлена.
Пример 2
В апреле ЗАО «Актив» купило справочно-правовую систему «КонсультантПлюс». Одновременно «Актив» заплатил 29 500 руб. (в том числе НДС – 4500 руб.) за обновление этой системы в течение 10 месяцев.
В бухгалтерском учете нужно сделать проводку:
ДЕБЕТ 60 субсчет «Расчеты по авансам выданным» КРЕДИТ 51
– 29 500 руб. – внесена предоплата за обновление системы «КонсультантПлюс».
В мае был подписан акт о первом обновлении.
Бухгалтер «Актива» должен сделать проводки:
ДЕБЕТ 26
КРЕДИТ 60 субсчет «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»
– 2500 руб. ((29 500 руб. – 4500 руб.) : 10 мес.) – отражены расходы на обновление системы «КонсультантПлюс»;
ДЕБЕТ 19
КРЕДИТ 60 субсчет «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»
– 450 руб. (4500 руб. : 10 мес.) – учтен НДС;
ДЕБЕТ 60 субсчет «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»
КРЕДИТ 60 субсчет «Расчеты по авансам выданным»
– 2950 руб. (2500 + 450) – зачтена часть аванса, перечисленного поставщику;
ДЕБЕТ 68 КРЕДИТ 19
– 450 руб. – НДС принят к вычету.
В мае бухгалтер «Актива» уменьшит налогооблагаемую прибыль на 2500 руб.
Начать дискуссию