Транспортный налог

В каких случаях придется уплатить транспортный налог даже по списанной технике?

Ответ на этот вопрос – в Постановлении Президиума ВАС РФ от 15.12.2011 № 12223/10 и предлагаемом вниманию читателей материале.

В Постановлении Президиума ВАС РФ от 15.12.2011 № 12223/10 рассматривается ситуация, когда предприятие перестало уплачивать транспортный налог, оформив акты о списании автомобилей, но не сняв их с учета в ГИБДД. Налоговики при проверке начислили недоимку, а организация пыталась доказать, что при фактическом отсутствии транспортных средств обязанность по уплате налога не возникает.
Президиум ВАС поддержал позицию налогового органа, поэтому бухгалтеру есть смысл ознакомиться с подробностями данного судебного разбирательства, чтобы не допустить повторения ситуации на своем предприятии.

Как следует из материалов дела, организация списала транспортные средства в связи с их полным физическим износом, оформив акты по унифицированной форме ОС-4а[1]. При этом с регистрационного учета эти автомобили были сняты значительно позже.

Проведя проверку, налоговый орган доначислил транспортный налог за период с даты списания машины до момента ее снятия с учета в ГИБДД. Организация настаивала на том, что автомобили были разобраны, то есть прекратили свое физическое существование, поэтому не являлись объектом налогообложения.

Обратите внимание

Арбитры ФАС МО согласились с доводами предприятия, указав, что поскольку транспортные средства у фирмы отсутствуют ввиду их утилизации по причине полного износа, с момента их списания с баланса по своим физическим характеристикам они перестают соответ-ствовать критериям транспортного средства и по этой причине не могут использоваться налогоплательщиком в его деятельности. Как следствие, данные объекты перестают соответствовать критериям объекта обложения транспортным налогом. Факт наличия в уполномоченном государственном органе учетной записи о регистрации транспортного средства в отсутствие автомобиля не влечет за собой возникновения налоговой обязанности.

Однако Президиум ВАС, куда обратилась инспекция, решил, что такой вывод суда кассационной инстанции не соответствует системному толкованию норм гл. 28 НК РФ. Высший хозяйственный суд страны указал, что списание транспортного средства с баланса организации без снятия его с учета в регистрирующем государственном органе не освобождает предприятие, на которое зарегистрировано это транспортное средство, от обязанности по исчислению и уплате транспортного налога, поскольку в силу императивных положений ст. 357358362 НК РФ признание лиц налогоплательщиками, определение объекта налогообложения и возникновение обязанности по исчислению и уплате транспортного налога основано на сведениях о транспортных средствах и лицах, на которых они зарегистрированы. Таким образом, ВАС встал на сторону инспекции и признал обоснованным начисление недоимки по транспортному налогу в размере свыше 777 тыс. руб., а также взыскание соответствующих сумм пеней и штрафа.

Списание транспортного средства с баланса без снятия его с учета в регистрирующем государственном органе не освобождает организацию от обязанности по исчислению и уплате транспортного налога (Постановление Президиума ВАС РФ от 15.12.2011 № 12223/10).

Высший хозяйственный суд страны обратил внимание налогоплательщика и нижестоящих судов на то, что составленные фирмой акты о списании автотранспортных средств по форме ОС-4а не могут быть признаны допустимым и достаточным доказательством отсутствия транспортных средств у организации. Дело в том, что данный акт является унифицированной формой, следовательно, заполнение всех его граф обязательно. В нарушение этого требования включенные в материалы дела акты не содержат отметки о снятии с учета транспортных средств в органах ГИБДД. При таких обстоятельствах указание в актах формы ОС-4а на непригодность транспортных средств к дальнейшей эксплуатации и нерентабельность восстановления, а также наименований основных деталей и узлов, массы металлолома само по себе не свидетельствует об отсутствии транспортного средства у организации.

В соответствии с Указаниями по применению и заполнению форм первичной учетной документации по учету основных средств форма ОС-4а применятся для оформления и учета списания пришедших в негодность автотранспортных средств. Такой акт составляется в двух экземплярах, один из которых передается в бухгалтерию, второй остается у лица, ответственного за сохранность объектов основных средств, и является основанием для списания и сдачи на склад и реализации материальных ценностей и металлолома, оставшихся в результате списания.

В случае списания автотранспортного средства в бухгалтерию вместе с актом также передается документ, подтверждающий снятие транспортного средства с учета в ГИБДД. При этом в форме ОС-4а имеется графа для отметки о дате снятия автомобиля с регистрационного учета.

Основываясь на этих положениях, Президиум ВАС решил, что списание транспортного средства в предусмотренном законодательстве порядке для целей бухгалтерского учета возможно при одновременном снятии объекта с учета в органах ГИБДД.

В заключение напомним: поскольку нижестоящие суды должны учитывать мнение Президиума ВАС, нет оснований надеяться, что другой суд в аналогичной ситуации признает необоснованным решение ИФНС о начислении недоимки, пеней и штрафов.

____________________________

[1] Утверждена Постановлением Госкомстата РФ от 21.01.2003 № 7.

Начать дискуссию