Материал предоставлен журналом
"Московский бухгалтер"
(№4, 2003)
В апреле, когда бухгалтеры московских фирм сдали в налоговые инспекции годовые балансы, инспекторы занялись составлением планов выездных проверок. Корреспондент журнала "Московский бухгалтер" Ольга БЕЛОВА побывала вместе с инспектором на выездной проверке одной из столичных фирм.
Выбор жертвы
В девять утра я приехала в одну из налоговых инспекций Северо-Западного округа столицы. Инспектор документального отдела Елена согласилась рассказать о том, как проходят выездные проверки, и показать мне их на практике. Перед ней на столе лежал план проведения проверок. Меня сразу же заинтересовало то, как же он составляется.
Корр.: Елена, кто составляет
план проведения выездных проверок?
Елена: Во всех инспекциях по-разному. В нашей
этот план составляют сотрудники камерального отдела и отдают его нам в начале
каждого квартала. Но, насколько мне известно, в некоторых других инспекциях
Москвы сотрудники отдела документальных проверок сами составляют себе подобный
план.
Корр.: Скажите, а по какому
принципу ваши коллеги выбирают предприятия для включения в план проверок?
Елена: В первую очередь в него попадают фирмы, которые мы ни разу не
проверяли в течение последних трех лет. Также в этот план чаще других включаются
фирмы с большими оборотами и те, кто заявляет льготы. Такие фирмы мы проверяем
примерно раз в два года.
Корр.: У вас на столе готовый
план, по которому вы будете проверять фирмы в течение всего квартала. А он
может измениться?
Елена: Да, такое бывает. Если в московское УМНС поступит жалоба на
фирму, то сотрудники управления перешлют ее нам с просьбой разобраться. В
этом случае мы обязаны включить эту фирму в план проверок.
Из общего списка Елена выбрала
ООО "Пафос" (* название фирмы изменено), составила решение о проведении
выездной налоговой проверки и отнесла его на подпись руководителю ИМНС. Пока
улаживались все формальности, я поинтересовалась у Елены, почему именно ООО
"Пафос" она решила посетить. "Да просто название звучное, -
засмеялась Елена. - Все равно мы проверим все фирмы, стоящие в плане. Какая
разница, кого проверять первым?"
После того как руководитель инспекции подписал решение, Елена позвонила главному
бухгалтеру ООО "Пафос" и договорилась с ней о встрече в инспекции.
Как пояснила Елена, на этой встрече она вручит главбуху требование о представлении
документов (образец см. ниже), а также обговорит время и место проведения
проверки.
Инспекция
Министерства Российской Федерации по налогам и сборам № 13 Руководителю ТРЕБОВАНИЕ В соответствии со статьей 93 части первой Налогового кодекса Российской Федерации Вам необходимо представить для налоговой проверки следующие документы:
Документы должны быть представлены
в пятидневный срок в виде заверенных должным образом копий. Инспекция МНС России №
13 САО г. Москвы (контур обучения) Требование о представлении
документов получил: |
Я решила прояснить, почему инспектор
собирается обсуждать с главным бухгалтером то место, где будет проводиться
проверка.
Корр.: Елена, насколько я понимаю, речь идет о выездной налоговой проверке.
Разве такая проверка может проводиться в инспекции?
Елена: Да. Выездную проверку можно провести и в офисе налогоплательщика,
и в инспекции. Но в последнем случае бухгалтер обязан написать письмо на имя
руководителя инспекции, в котором будет мотивирован отказ в приеме нашего
инспектора на территории предприятия. В этом письме бухгалтеру придется убедить
наше руководство в том, что размеры помещения не позволяют принять инспекторов.
Если руководитель ИМНС даст согласие на проведение выездной проверки в инспекции,
то бухгалтер должен составить опись всех документов за три года и привезти
их нам. Кроме того, каждый раз, когда у меня будут возникать вопросы, я буду
вызывать бухгалтера для объяснений к себе.
Корр.: Сроки проведения проверки
в инспекции и в офисе налогоплательщика разные?
Елена: Конечно. Когда я провожу проверку на своем рабочем месте, то
она очень затягивается. Постоянно что-то отвлекает. То нужно сделать встречную
проверку, то ответить на телефонные звонки. К тому же начальник может попросить
заняться другим предприятием.
Корр.: Предположим, что бухгалтер
ООО "Пафос" все же согласится принять вас в своем офисе. Какие документы
ему нужно будет приготовить к вашему приезду?
Елена: Все документы за 2000 год. Мы начнем с кассы и банка. Также
нужно заранее сделать компьютерные распечатки по всем синтетическим и аналитическим
счетам. Лучше поквартально.
Корр.: После вашей встречи
в инспекции когда вы поедете на проверку?
Елена: Дней через пять.
До начала проверки Елена не теряла
времени даром. Чтобы иметь представление о деятельности ООО "Пафос",
она отправилась в камеральный отдел за всеми документами, которые фирма сдавала
в инспекцию в течение трех лет. Я думала, что Елена вернется с тележкой бумаг.
Однако она принесла лишь две папки. По словам Елены, бумаг накопилось не много,
потому что ООО "Пафос" - малое предприятие и не пользуется льготами.
Елена начала выписывать на отдельном листе бумаги все основные показатели
деятельности фирмы, которые содержались в отчетности. Как она пояснила, при
проверке она сравнит эти показатели с теми, что зафиксированы в отчетности
фирмы, хранящейся у бухгалтера.
Мы с Еленой договорились созвониться после ее беседы с главбухом ООО "Пафос"
Долгая дорога
Елена позвонила через
несколько дней и сообщила о том, что проверка будет
проводиться на территории ООО "Пафос" На следующий день в десять
часов утра наша группа в составе трех человек собралась на проверку. Вместе
с нами на проверку выехала Татьяна - сотрудница из отдела по налогу на доходы
физических лиц. Она собиралась проверить правильность исчисления ЕСН, НДФЛ
и других выплат физлицам. Кстати, отмечу, что налоговые
инспекторы не вправе приезжать на проверку в одиночку. Но в некоторых столичных
инспекциях такое бывает из-за нехватки кадров.
Оказалось, что добираться до ООО "Пафос" далеко. Фирма находилась
не в Северо-Западном округе, а в районе станции метро "Нагатинская"
По дороге Елена рассказала о том, что обычно инспекторы не приезжают в проверяемую
фирму ровно к 9.00 и не засиживаются допоздна. "Мы - нормальные люди
и понимаем, что бухгалтеру нужно время на то, чтобы выполнять текущую работу.
Присутствие же постороннего человека, а тем более проверяющего всегда отвлекает.
Поэтому, как правило, мы приходим часов в десять-одиннадцать, а уходим в пять.
Когда я на проверке, то практически не появляюсь в инспекции. Начальство нас
не контролирует. Поэтому есть возможность уйти пораньше и больше времени уделить
своим личным делам. Ведь в обычные дни для того, чтобы вырваться с работы
пораньше, нужно написать объяснительную", -
делится Елена.
Когда мы вышли на нужной станции, выяснилось, что дальше придется добираться
еще и на автобусе, а затем пешком. "Неужели вас на машине подвезти не
могут?" - возмутилась я. На что Елена рассказала, что в ее практике только
однажды фирма добровольно присылала за ней машину к подъезду дома и отвозила
вечером обратно. Такая забота, по ее словам, создала у Елены очень благоприятное
впечатление о фирме. В остальных случаях инспектору приходилось самой искать
"объект проверки"
Когда мы наконец отыскали "Пафос", я уже
успела проголодаться и замерзнуть. Несмотря на то
что фирма была небольшой, на входе нас встретил охранник. Я уже предвкушала
тот момент, когда Елена и Татьяна продемонстрируют ему удостоверения сотрудников
налоговых органов, но не тут-то было. Елена просто сказала: "Мы к Анне
Юрьевне" Охранник позвонил по внутреннему телефону и попросил загадочную
Анну Юрьевну подойти к нам.
Не прошло и трех минут, как нам навстречу вышла женщина средних лет. "Елена
Михайловна, здравствуйте! А мы вас уже заждались", - радушно приветствовала
она нашу группу. Выяснилось, что Анна Юрьевна - главный бухгалтер ООО "Пафос"
Она проводила нас в отдельный кабинет, где, к моей радости, уже кипел чайник,
а журнальный столик был уставлен сладостями.
В центре комнаты стоял большой стол, на котором аккуратными стопочками были
разложены документы за 2000 год. Анна Юрьевна показала, где что лежит, объяснила,
по какому телефону ее можно найти, если возникнут вопросы, и ушла.
Радушный прием несколько сгладил негативное впечатление от долгих поисков
фирмы. Мне стало интересно, может ли отношение бухгалтера к
проверяющим повлиять на результаты проверки. "Конечно, на это обращаешь
внимание. Бывает, любой вопрос бухгалтер воспринимает в штыки. Например, не
хватает какого-нибудь счета-фактуры. Спрашиваешь о том, где он, а в ответ
слышишь - все на месте, разбирайтесь сами. Ну, мы и разбираемся, если не найдем,
так доначислим НДС и снимем сумму с затрат",
- призналась Елена.
Далее инспекторы сосредоточились на документах, и я решила им больше не докучать
расспросами.
Хэппи энд
Через две недели Елена сообщила
мне по телефону о том, что проверка завершена. Я очень удивилась, что инспектору
удалось справиться за такой короткий срок. "А что время-то тянуть, когда
все в порядке? Только взглянув на бумаги, можно понять, как на фирме организован
учет. У Анны Юрьевны бумаги находятся в идеальном порядке: все документы подшиты
в отдельные папки поквартально. Она также своевременно приготовила распечатки
по всем синтетическим и аналитическим счетам. Поэтому проверять было очень
удобно. К тому же, когда нет нарушений и штрафовать не за что, нам начальство
не разрешает затягивать сроки", - пояснила Елена.
Также она сообщила о том, что теперь осталось написать акт. Составление акта
заняло у Елены один день, поскольку никаких нарушений она не обнаружила. "Заодно
уж и напишу решение о непривлечении к налоговой
ответственности. Обычно оно выносится через две недели после окончания проверки",
- пояснила Елена. Все эти бумаги, подписанные руководством ИМНС, будут вручены
главбуху ООО "Пафос" После чего Анна Юрьевна сможет спокойно работать
еще три года, не опасаясь больше визитов инспекторов.
Начать дискуссию