Порядок предоставления бюджетных инвестиций в объекты госсобственности РФ в форме капвложений в основные средства учреждений продлен на 2012 год. Но как быть, если учреждение должно в установленные сроки провести реконструкцию основных средств, а соответствующий бюджет еще не выделил финансирование?
Документами системы нормативного регулирования бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях вопросы учета подобных операций не детализированы.
Тем не менее бюджетное законодательство не исключает возможности использования разных источников финансирования для обеспечения мероприятий, проводимых в рамках иной деятельности учреждения.
По мнению автора, в указанной ситуации может быть использована одна из двух схем бухгалтерских проводок – в зависимости от того, предполагается ли последующее возмещение средств в разрезе видов деятельности.
В этом случае следует исходить из отдельных норм Инструкции по применению Плана счетов бюджетных учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 16 декабря 2010 г. № 174н.
В частности, пунктом 72 этой Инструкции установлен следующий порядок восстановления средств за счет поступлений текущего финансового года. А именно, если средства, полученные учреждением по определенному виду финансового обеспечения, направляются на исполнение обязательства, принятого в рамках иного вида обеспечения (деятельности), то они отражаются на основании Справки (ф. 0504833). Следует учитывать, что в данном пункте речь идет о переводе средств лишь в пределах остатка на лицевом счете бюджетного учреждения.
Также, согласно пункту 146 Инструкции № 174н, уменьшение задолженности в сумме восстановленного иного источника финансового обеспечения, привлеченного на исполнение обязательства, за счет поступлений средств текущего финансового года отражается таким же образом. Соответственно корреспонденция счетов при этом выглядит так:
Таким образом, Инструкция № 174н фактически устанавливает схему, в соответствии с которой средства, необходимые для обеспечения мероприятий по иному виду деятельности, отражаются на счетах учета денежных средств и счете учета расчетов с прочими кредиторами.
>|Соответствующий код вида деятельности указывается в 18-м разряде номера счета.|<
Дальнейшие операции ведутся на счетах, открытых к тому виду деятельности, для обеспечения которого перечислены денежные средства.
При поступлении бюджетных ассигнований денежные средства переводятся на тот вид деятельности, с которого они были временно заимствованы.
Для описанной выше ситуации может быть использована следующая схема бухгалтерских проводок (предполагается, что основная деятельность осуществляется за счет субсидий на выполнение государственного или муниципального задания):
В том случае, если восстановление сумм на счетах учета денежных средств, полученных от приносящей доход деятельности, в дальнейшем не предполагается, по мнению автора, правомерно использовать ранее применявшуюся схему (с использованием счета учета прочих доходов). При этом все операции по формированию стоимости могут отражаться на счетах учета приносящей доход деятельности (с кодом 2 в 18-м разряде номера счета бухгалтерского учета).
>|Передачу затрат с одного вида деятельности на другой целесообразно проводить до отражения новых расходов, то есть передавать затраты, учтенные на счете 106 00 000 «Вложения в нефинансовые активы».|<
Таким образом, может быть использована следующая схема проводок:
При определенных обстоятельствах может возникнуть необходимость комбинированного использования приведенных схем. Например, если по каким-то причинам изначально запланированное восстановление расходования средств по приносящей доход деятельности впоследствии не осуществляется.
По мнению автора, суммы задолженности, учтенные на разных сторонах счета 304 06 830 «Уменьшение кредиторской задолженности по расчетам с прочими кредиторами», списываются на соответствующие стороны счета учета прочих доходов. То есть на уменьшение доходов по приносящей доход деятельности и на увеличение – по основной деятельности.
В этом случае целесообразно согласовать действия и порядок их отражения в учете с финансовым органом или распорядителем бюджетных средств – во избежание проблем и вопросов при составлении и представлении бухгалтерской отчетности.
Статья напечатана в журнале "Учет в бюджетных учреждениях" №5, май 2012 г.
Начать дискуссию