26 апреля 2012 года на Клерк.Ру прошла интернет-конференция «Запуск электронных счетов-фактур в России». На вопросы читателей ответил Антон Сизов, руководитель проекта Диадок компании СКБ Контур.
Пользователь sapfire: Добрый день! Подскажите, пожалуйста, по НДС. Мы занимаемся предоставлением вагонов в аренду, бумажные счета-фактуры выставляем последним числом месяца, так как до последнего дня объем услуг может измениться из-за специфики работы. Но если бумажку можно сделать столетней давности:), то как быть с электронным документом? Если я правильно понимаю, датой выставления электронного счёта-фактуры будет дата отправки. Последние дни месяца частенько выпадают на выходные дни, следовательно, коллектив будет отдыхать. Также, наши контрагенты могут задержать отправку электронного счета-фактуры за услуги предыдущего периода и прислать его только в начале следующего. Так как дата счёта-фактуры существенна для учёта НДС, возник следующий вопрос - возможна ли подготовка и отправка электронного счёта-фактуры датой, отличной от текущей (дня отправки)? Заранее большое спасибо, с уважением.
Антон Сизов: Добрый день. Нет, это невозможно. Дата выставления счета-фактуры в электронном виде фиксируется независимой стороной — оператором электронного документооборота. Согласно Приказу Минфина от 25.04.2011г №50н датой выставления считается дата поступления файла счета-фактуры оператору от продавца, указанная в подтверждении этого оператора (п. 1.10). Поэтому электронный счет-фактуру выставить задним числом не получится.
В вашем случае можем рекомендовать следующую схему работы. Выставлять счета-фактуры в течение месяца, выполняя требование НК РФ относительно пяти календарных дней считая со дня отгрузки товара (выполнения работ, оказания услуг). И в случае уточнения объема услуг выставлять корректировочный счет-фактуру (п. 3 ст. 168 НК РФ). При этом должен быть оформлен договор, соглашение или иной первичный документ, подтверждающий согласие (факт уведомления) покупателя на изменение объема выполненных работ (п.10 ст. 172 НК РФ).
Вам спасибо за вопрос.
Незарегистрированный пользователь: Формировать счет-фактуру нужно непосредственно в системе Диадок или же можно загружать ее туда из любой бухгалтерской программы?
Антон Сизов: Диадок предоставляет возможность как формировать счет-фактуру непосредственно в системе электронного документооборота, так и загружать уже готовый счет-фактуру, сформированный в любой бухгалтерской учетной системе.
Последнее можно сделать тремя способами:
1) Выгрузить счет-фактуру из бухгалтерской программы и сохранить в утвержденном Приказом ФНС России от 5 марта 2012 года № ММВ-7-6/138 формате на персональном компьютере, а затем загрузить этот документ в Диадок.
2) Воспользоваться бесплатной утилитой «Диадок-принтер», позволяющей быстро выгружать счета-фактуры из любой бухгалтерской системы непосредственно в Диадок
3) И если вы работаете с программами «1С: Предприятие», то можно установить специально разработанный для пользователей «1С» бесплатный модуль «Диадок», который позволит вам отправлять электронные счета-фактуры вашим контрагентам непосредственно из «1С».
Пользователь Анна Юр: Отправить счет-фактуру через Диадок можно будет только тем нашим заказчиками, которые также подключены к Контуру (Диадок)? А если они пользуются услугами других операторов, то обмен счетами-фактурами у нас ними может происходить?
Антон Сизов: Да, к сожалению, роуминг между операторами электронного документооборота пока не реализован. Но мы понимаем, что это очень актуальная потребность, и активно работаем в этом направлении. Уже летом мы запустим пилотные проекты с другими операторами ЭДО.
Сейчас отправить электронные документы вы сможете только тем заказчикам, которые подключены к вашему оператору ЭДО. Поэтому, целесообразнее будет подключаться к тому оператору, у которого развитая сеть представительств: чем она шире, тем больше вероятность, что сеть контрагентов будет полностью охвачена.
Позвольте я дополню первоначальный ответ некоторыми техническими подробностями. Для реализации роуминга между операторами ЭДО на базе некоммерческого партнерства РОСЭУ была создана рабочая группа. В пятницу 20 апреля 2012 на заседании рабочей группы была согласована первая версия технологии роуминга и принято решение о начале доработки программных средств для проведения тестовых испытаний. Все документы можно найти на сайте РОСЭУ в разделе «Роуминг». После того, как технология будет согласована с ФНС (ФНС должна подтвердить, что технология отвечает нормам законодательства), начнется её реализация, и будут запущены пилотные проекты между операторами (мы ожидаем, что это произойдет в начале лета).
Пользователь Стэм: Сколько стоят ваши услуги по передаче счетов-фактур? Есть ли скидки для малого бизнеса?
Антон Сизов: В настоящий момент цены на рынке операторов электронного документооборота еще только устанавливаются. Вероятнее всего, что со временем они будут снижаться. Сейчас отправка и получение электронного счета-фактуры в системе Диадок стоит 10 рублей (всех остальных документов — 4 рубля). Для малого бизнеса у нас предусмотрен специальный тариф — «Безлимитный»: 15 000 рублей в год и неограниченное количество входящих и исходящих документов.
Хочу отметить, что стоимость электронного документа формируется из множества составляющих: в нее заложены и стоимость круглосуточной и качественной техподдержки, и стоимость хранения наших серверов в лучших дата-центрах страны и т.д.
Пользователь Ketttt: Меня беспокоит такой вопрос: если поставщик передал нам сч-ф электронно и в ней обнаружились неточности. Обычно этот документ нам просто заменяют другим с тем же номером, но заполненным верно. Как быть в случае с электронными сч-ф? Можно ли их заменить так, чтобы предыдущий ошибочный автоматически считался недействительным?
Антон Сизов: В отличие от бумажного, дату выставления электронного счета-фактуры фиксирует оператор ЭДО в момент отправки. При описанной вами «замене» новый счет-фактура будет иметь уже другую дату выставления. В случае обнаружения ошибок в счете-фактуре предпочтительнее воспользоваться законным способом, закрепленным в постановлении Правительства от 26.12.2011 № 1137. А именно: выставить новый экземпляр счета-фактуры с указанием порядкового номера исправления и даты исправления.
Хочу обратить внимание на то, что новый экземпляр счета-фактуры придется составить только в случае обнаружения ошибок, препятствующих налоговым органам идентифицировать продавца, покупателя товаров (работ, услуг), наименование товаров (работ, услуг), их стоимость, а также налоговую ставку и сумму налога (п. 7 Прил. 1 ПП 1137). Во всех остальных случаях переделывать счет-фактуру не будет необходимым.
Незарегистрированный пользователь: Дата в электронных счетах-фактурах ставится автоматически системой или ее можно менять на более позднюю или более ранннюю?
Антон Сизов: В случае с электронными счетами-фактурами следует различать две даты: дата как реквизит документа и дата выставления счет-фактуры. Первая дата указана в файле электронного счета-фактуры, она задается в учетной системе и чаще всего совпадает с датой первичного документа. Дата выставления же – эта дата получения оператором ЭДО файла счета-фактуры от продавца, она зафиксирована в подтверждении оператора. Ни ту, ни другую дату после выставления счета-фактуры через оператора ЭДО изменить нельзя. Можно лишь выставить новый экземпляр счета-фактуры.
Пользователь С. А.: Здравствуйте! Уточните пожалуйста вопрос с ЭЦП. Сейчас у нас есть ЭЦП для электронной отчетности. Для счетов-фактур нужно делать отдельную подпись?
Антон Сизов: Здравствуйте. Если у вас есть действующий сертификат ЭЦП, выданный одним из удостоверяющих центров, указанным в нашем списке, то его будет достаточно для работы в системе Диадок.
Незарегистрированный пользователь: В чем, помимо формы, проявляются различия, между электронным счетом-фактурой и обычным, бумажным?
Антон Сизов: Я бы хотел уточнить здесь значение слова «форма». Если мы говорим про форму документа, то мы имеем в виду его печатную форму. Счет-фактура, составленный на бумаге, и счет-фактура, составленный в электронном виде, а затем распечатанный, в итоге должны иметь одну печатную форму, утвержденную Постановлением Правительства №1137. Поэтому различий в форме между документами как раз нет.
Существенные различия есть в порядке выставления и передачи бумажного и электронного документов. Бумажный документ как обычно распечатывается, подписывается руководителем и главным бухгалтером (или уполномоченными на то лицами) и передается контрагенту: либо по почте, либо через курьера, либо сразу в руки. После этого счет-фактура считается выставленным.
В случае же с электронным счетом-фактурой, порядок выставления будет следующим (здесь и заключаются основные различия): счет-фактура подписывается лишь одной электронной подписью руководителя (или уполномоченного лица) и выставляется исключительно через оператора электронного документооборота. Такое ограничение существует для того, чтобы оператор фиксировал даты получения и выставления электронных счетов-фактур в специальных технологических документах — подтверждениях. И еще один момент: электронный счет-фактура считается выставленным только при наличии подписанного извещения от покупателя.
Незарегистрированный пользователь: Чем в практическом плане сулит налогоплательщикам введение эл. сч.-фактур? есть какие пробелы в регулировании, или прочие "подводные камни"?
Антон Сизов: Одним из «подводных камней» с одной стороны, а с другой — преимуществом, я бы назвал прозрачность процесса выставления и получения счета-фактуры. Согласно Порядку обмена (который утвержден Приказом Минфина РФ от 25.04.2011 г. № 50н) электронный счет-фактура может быть выставлен только через сертифицированного оператора электронного документооборота (ЭДО). Оператор фиксирует дату выставления и получения документа. Таким образом, дата фиксируется третьей независимой стороной, и выставить электронный счет-фактуру задним числом не получится. Поэтому налогоплательщикам следует соблюдать положения законодательства, в частности ст. 168 НК РФ, где сказано, что счет-фактура должен быть выставлен не позднее 5 дней со дня реализации товаров (работ, услуг) или передачи имущественных прав.
Это может оказаться неудобным, например, для клиентов операторов связи: они не смогут получить налоговый вычет в том же месяце, в котором были предоставлены услуги оператора, т.к. счета-фактуры им могут быть выставлены только в следующем месяце.
С другой стороны, налогоплательщику не придется доказывать дату получения счета-фактуры, и право отнесения счета-фактуры к тому или иному налоговому периоду.
Незарегистрированный пользователь: С запуском электронных счетов станет ли меньше претензий налоговиков к плательщикам по поводу заявления ими вычетов НДС?
Антон Сизов: Сегодня большинство доначислений НДС происходит в связи с отсутствием или неправильным оформлением бумажных счетов-фактур. При использовании электронных счетов-фактур ситуаций, в которых могут возникнуть претензии к документам, заявленным на вычет НДС, станет меньше: электронные документы в Диадоке не теряются и надежно хранятся. Более того, система автоматически проверяет документы на наличие в них типовых ошибок. В-третьих, электронные документы доставляются вашему контрагенту мгновенно – вам не придется ждать несколько дней, пока оригинал будет на руках.
Незарегистрированный пользователь: К журналу регистрации счетов-фактур нужно подшивать прямо распечатанные из Диадока счета-фактуры без "живых" подписей?
Антон Сизов: Электронные счета-фактуры, составленные, подписанные и выставленные в соответствии с законом, являются юридически значимыми оригиналами. Поэтому их можно не распечатывать, а хранить только в электронном виде.
Журнал регистрации счетов-фактур, выставленных и полученных, ведется один — как для бумажных, так и для электронных документов. В случае с электронными счетами-фактурами, их не надо распечатывать и подшивать в журнал. В конце периода в журнале необходимо просто поставить отметку о том, что счет-фактура был выставлен в электронном виде.
Наша система длительное время позволяет хранить все счета-фактуры, ЭЦП и технологические документы к ним. Сделать выборку необходимых документов, или найти нужный можно очень быстро с помощью удобного поиска.
Пользователь Эннн: Если поставщик выставляет счет-фактуры с ЭЦП - может ли он предоставить их также на бумажном носителе? При расхождении в них какой будет главнее?
Антон Сизов: В данном случае у вас будет существовать два экземпляра документа, один из которых составлен на бумаге, а второй — в электронном виде. Если документы составлены, подписаны и выставлены в соответствии с законом, то оба они будут иметь юридическую силу, и будут равнозначными. Чтобы решить проблему с расхождениями в документах, лучше всего будет, если стороны заранее договорятся между собой, какой способ составления документа имеет приоритет. Это и будет определять значимость документа.
Пользователь Эннн: Спасибо
Пользователь Вероника Ивановна)(: Не секрет, что нередко добросовесные налогоплательщики сталкиваются при ВНП с претензиями налоговиков по поводу входящих счетов-фактур. В случае, если поставка товара была реальной, счет-фактура не является фиктивной, но поставщик до момента ВНП уже ликвидирован, налоговики снимают НДС с вычетов. При такой ситуации получение от поставщика электронного счета-фактуры сыграет на руку налогоплательщику или же, напротив, станет лишним поводом отказать ему в вычете?
Антон Сизов: Способ выставления счета-фактуры мало повлияет на описанную вами ситуацию. В любом случае чаще всего дело решается только в судебном порядке. Придется доказывать обоснованность и проявленную сознательность в выборе контрагента. Электронный счет-фактуру в качестве доказательства в суде использовать можно. На первый взгляд, то, что документ выставлен в электронном виде, может помочь следующим:
Во-первых, электронный счет-фактура, дата выставления и получения которого фиксируется независимым оператором, может однозначно свидетельствовать, был ли документ выставлен до ликвидации контрагента или после.
Во-вторых, ЭЦП может явно указать на подписанта. Система Диадок может подтвердить, что сертификат электронной подписи действовал на момент подписания счета-фактуры и что информация в документе не была изменена.
Пользователь Антон333: В случае выездной проверки надо ли будет обеспечить доступ инспектора к системе Диадок или он не имеет права на ознакомление с историями нашего обмена счетами-фактурами?
Антон Сизов: На данный момент еще нет практики по проведению выездных проверок, в случае если у налогоплательщика имеются электронные документы. Поэтому пока не ясно, как будут работать инспекторы. Мы предоставляем несколько инструментов для работы с электронными документами. В системе Диадок есть возможность с помощью фильтров сделать выборку и представить только те документы, которые требуется для проверки. Так же выбранные документы можно выгрузить из системы Диадок или распечатать. Таким образом инспектор может не иметь доступа в систему, а просмотреть выгруженные документы или их печатные копии.
Незарегистрированный пользователь: Как в вашей системе будет организована нумерация? Интересно, будет ли она сквозная или можно будет на "отгрузочные" счета-фактуры - одну линейку, на "авансовые" - параллельную, а на корректировочные - третью нумерацию. К примеру, отличаться будут лишь буквенными кодами: простые - без всего, авансовые с буквой "А", а корректировочные - с буквой "К".
Антон Сизов: В нашей системе на данный момент нет функционала автоматической нумерации счетов-фактур. Если пользователь создает в системе Диадок счет-фактуру, он вручную указывает его номер. Счета-фактуры в Диадоке отличаются по типу документа: есть счет-фактура, есть корректировочный счет-фактура, есть исправление счета-фактуры и исправление корректировочного счета-фактуры.
Хочется подчеркнуть, что при составлении счетов-фактур, исправленных и корректировочных счетов-фактур, следует руководствоваться правилами, указанными в Постановлении 1137. При составлении счетов-фактур обособленными подразделениями (участником товарищества или доверительным управляющим) к порядковому номеру через "/" добавляется код обособленного подразделения, указанный в учредительных документах (код операции, в соответствии с договором товарищества или доверительного управления имущества). В приложении №2 к постановлению №1137 записано, что обычным счетам-фактурам и корректировочным счетам-фактурам присваиваются порядковые номера в общем хронологическом порядке. В общем хронологическом порядке выставляются и авансовые счета-фактуры. А вот нумерация исправленных счетов-фактур иная. В исправленном счете фактуре необходимо указать номер исходного счета-фактуры, а далее указать порядковый номер исправления.
Незарегистрированный пользователь: Как вы считаете, насколько быстро электронный счета-фактуры полностью вытеснят бумажные? Или все-таки оформление на бумаге останется еще надолго?
Антон Сизов: В переводе счетов-фактур в электронный вид в равной степени заинтересованы как правительство, так и частные компании. Согласитесь, это достаточно редкий случай, когда интересы этих двух сторон совпадают. Конечно, бумажные документы еще не скоро уйдут из нашей жизни. Это будет обуславливаться и технической неподготовленностью компаний к электронному документообороту, и законодательными проволочками, и психологическим «барьером»: не все еще готовы довериться электронным документам. Но, думаю, это скоро изменится и электронным документы станут привычными. В наше время скоростного развития новые технологии приживаются очень быстро. Несмотря на все организационные трудности, мы рассчитываем, что через год после вступления Приказа № ММВ-7-6/138 в силу электронными станут 0,8% от всех счетов-фактур. Через несколько лет эта цифра может вырасти до 20-30%.
Незарегистрированный пользователь: Мы оптовый склад и у нас достаточно много поставщиков. Как нам лучше подойти к организации электронного оборота счетов-фактур, если кто-то из поставщиков перейдет на электронную форму, а кто-то нет? Очень боюсь запутаться.
Антон Сизов: Для вас работа с входящими документами изменится лишь в том, что часть документов вы будете получать в бумажном, а часть в электронном виде. Все контрагенты, с которыми вы обмениваетесь электронными документами, будут находиться в системе в разделе «Контрагенты», и легко находиться с помощью поиска. Поэтому вы всегда будете знать, с какими поставщиками вы обмениваетесь бумажными документами, а с какими - электронными.
Обработка бумажных документов останется прежней. А электронные счета-фактуры будут поступать к вам через систему электронного документооборота, которая может быть интегрирована с вашей учетной системой. О возможных вариантах интеграции можно узнать на нашем сайте.
Незарегистрированный пользователь: Как Вы думаете, что будут в основном проверять налоговики при проверке электронных счетов-фактур?
Антон Сизов: При проверке электронных счетов-фактур в налоговых органах будут обращать внимание на те же моменты, что и в случае с бумажными счета-фактурами, а именно: на обязательные реквизиты, перечисленные в ст.169 НК РФ, отсутствие ошибок, препятствующих идентифицировать продавца и покупателя, наименование товаров (работ, услуг), их стоимость, а также налоговую ставку и сумму налога. Так же — на дату выставления счета-фактуры, наличие подписи руководителя организации (или уполномоченного лица), соответствие формата счета-фактуры утвержденному Приказом ФНС России N ММВ-7-6/138@, и на то, был ли счет-фактура выставлен согласно Порядку, закрепленному Приказом Минфина РФ N 50н.
Незарегистрированный пользователь: Какие основные проблемы вы видите при запуске электронных счетов-фактур в России? Что будет мешать этому процессу?
Антон Сизов: Я бы назвал четыре основных причины, которые могут препятствовать переходу компаний на электронные документы (в частности электронные счета-фактуры) в России.
Во-первых, это необходимость привлечения контрагентов. Некоторые очень прогрессивные компании объясняли свое нежелание переходить на электронные документы тем, что множество их контрагентов сегодня не готово к таким переменам. Однако, если компания искренне заинтересована в ЭДО, она найдет способы вдохновить и своих контрагентов, помочь им преодолеть какие-то внутренние препятствия. Но этот процесс займет некоторое время.
Во-вторых, возможны непроизвольные «препятствия» со стороны государственных органов. Так, техническая сторона получения на стороне налогового органа электронных документов в каких-либо форматах пока еще не реализована. Правда, в ФНС обещают, что это будет сделано летом 2012.
Третьей причиной я бы назвал «психологический барьер». Мы не привыкли относиться к документам, как к некоторым «данным» в «облаках». Мы привыкли, что документы — это бумажки с синей печатью, которые подшиваются в папки и хранятся в огромных архивах. Но мы надеемся, что так будет недолго. Все-таки преимущества электронных документов перед бумажными очевидны.
И, наконец, четвертая причина, как это ни парадоксально — оперативность, достоверность и своевременность ЭДО. Не всем компаниям по душе, что фиксацией дат и фактов выставления и получения электронных счетов-фактур правительство ограничивает их в возможных, пусть и зачастую безобидных, манипуляциях с документам. Например, выставить электронный счет-фактуру задним числом не получится.
Незарегистрированный пользователь: Мой директор не отличается особой щедростью. Только недавно удалось убедить его перейти на электронную отчетность. Однако прогресс идет дальше и лично мне не хочется от него отставать. Даже не знаю, как его убедить подключить сервис обмена электронными счетами- фактурами. Какие аргументы, по Вашему мнению, можно привести? Кроме того, что скорость обмен документами возрастет, какие еще преимущества у системы?
Антон Сизов: В каждой компании можно найти свои «наболевшие» причины отказаться от бумажных документов. Подумайте, что будет ближе вашему директору: экономические ли выгоды, большая ли надежность и снижение налоговых рисков, возможно, статус или удобство работы.
Если вас интересуют преимущества электронного документооборота, то навскидку можно назвать следующие: это экономия на почтовых пересылках, хранении и печати документов, сокращение ситуаций, грозящих доначислениями НДС, экономия времени и нервов, упрощение коммуникации и оптимизация работы бухгалтерии. В конце концов, электронные документы — это просто удобно и современно. Цифры я вам могу привести следующие: стоимость одного стандартного пакета документов (с учетом печати, хранения, затрат на обработку и доставку почтой) составляет от 80 до 100 рублей. Стоимость электронного же документа изначально будет ниже в несколько раз, и скорее всего будет уменьшаться со временем.
Если же вы имели в виду преимущества системы электронного документооборота Диадок — то их множество, и мы этим очень гордимся :). Не буду здесь заниматься рекламой, обо всех особенностях вы можете почитать на нашем сайте. А дальше уже сами решите, подходим мы вам или нет.
Незарегистрированный пользователь: Какие типичные ошибки, допускаемые при оформлении бумажных счетов-фактур, будут полностью исключены при запуске электронного докоментооборота? А какие могут остаться?
Антон Сизов: Некоторое время назад наши аналитики провели исследование и выделили несколько распространенных ошибок, возникающих при оформлении счетов-фактур и грозящих компании доначислениями НДС, о которых можно забыть при переходе на электронные документы. Подробно о них можно прочитать в следующем отчете. А если кратко, то это:
— отсутствие одной из подписей или расшифровки подписей уполномоченных лиц;
— неоднозначность даты выставления счета-фактуры;
— несоответствие налогового периода, в который счет-фактура был получен, и периода, когда счет-фактура был представлен к вычету;
— отсутствие необходимых реквизитов продавца или покупателя.
Пользователь Инна Лер: Бумажную счет-фактуру можно легко подделать. сделать печать и поставить подпись - несложно. А насколько надежно защищены от подделок электронные счета-фактуры?
Антон Сизов: Невозможность подделать электронный счет-фактуру, выставленный через Диадок, обеспечивается несколькими факторами:
1) Электронные документы надежно защищены от перехвата третьими лицами: при передаче данных мы использует защищенный протокол https.
2) Авторизация в системе Диадок происходит по ЭЦП. То есть пользователь для входа в систему ЭДО предъявляет свой сертификат электронной цифровой подписи, что гарантирует невозможность несанкционированного доступа. В сертификате ЭЦП прописывается ФИО, должность и место работы уполномоченного сотрудника, поэтому подписант по ЭЦП устанавливается однозначно.
3) Электронный документ, подписанный ЭЦП, невозможно незаметно изменить или «исправить». ЭЦП позволяет не только достоверно установить подписанта, так же гарантирует сохранность и неизменность информации, согласно закону №1-ФЗ «Об электронной подписи».
4) На уровне дата-центров (М101 и М1) мы гарантируем невозможность утечки информации за счет пропускного режима и ограниченного доступа к серверам, на которых хранятся документы.
Пользователь БУХ-НДС: Как Вы считаете, налоговики будут относиться к электронным счетам-фактурам более придирчиво, чем к обычным, или же наооборот - более лояльно?
Антон Сизов: К электронному счету-фактуре налоговые органы будут предъявлять точно такие же требования, как к бумажному. Так, в счете-фактуре должны быть заполнены обязательные реквизиты, перечисленные в ст.169 НК РФ, не должно быть ошибок, препятствующих идентифицировать продавца и покупателя, наименование товаров (работ, услуг), их стоимость, а также налоговую ставку и сумму налога. Кроме того счет-фактура должен быть подписан руководителем или иным уполномоченным лицом и выставлен без нарушения сроков, установленных ст. 168 НК РФ.
Единственная особенность — счет-фактура в электронном виде должен быть составлен в утвержденном Приказом ФНС России от 05.03.2012 N ММВ-7-6/138@ формате и передан согласно Порядку, закрепленному Приказом Минфина РФ от 25.04.2011 N 50н. Выполнение этих условий гарантирует система электронного документооборота.
Так же хочется добавить, что судить о том, будут ли налоговые инспекторы относиться более придирчиво к электронным счетам-фактурам, пока еще сложно. Понятно, что с введением электронных счетов-фактур налоговые проверки переходят на совершенно иной уровень.
Электронный документ можно проверить автоматически программными средствами на соответствие формату, наличие обязательных реквизитов и подписи под документом. А в будущем — и проводить автоматическую сверку с декларацией. Да и у налогоплательщика меньше шансов выставить и получить электронный счет-фактуру, который не будет признан налоговым органом основанием для принятия сумм налога к вычету. Подробнее о том, каких ошибок и почему переход на электронные документы позволяет избежать, можно прочитать в нашем блоге.
Незарегистрированный пользователь: Чем отличается Диадок от систем других операторов на рынке ЭДО? (только давайте без всяких маркетологических слов и преувеличений)
Антон Сизов: Здесь я, пожалуй, приведу только неоспоримые преимущества Диадока (сравнивать нашу систему с системами конкурентов мне представляется некорректным).
Во-первых, технология, на которой базируется наша система — облачная, отвечающая всем современным требованиям. Такие технологии не требуют установки специальных программ обеспечения, все обновления (в законодательстве, форматах, функциональные обновления) происходят без участия пользователя в режиме реального времени.
Во-вторых, Диадок обладает неограниченными интеграционными возможностями. Это не простой файловый обмен учетной системы и Диадок-ящика, но возможность вызвать из любой учетной системы любую Диадок-функцию (отправка, подписание, проверка документа и т.п.). Уже сейчас существует более 10 интеграционных решений Диадока с наиболее популярными информационными системами: 1С, SAP, Microsoft Business Solutions. Большинство из них успешно эксплуатируются нашими клиентами.
В-третьих, у нас обширнейшая сеть представительств во всех регионах страны (более 800 партнеров). Что это значит? Что скорее всего немалая часть ваших контрагентов будет подключена к Диадоку. Более того, мы имеет физическую возможность оперативно подключить всех ваших контрагентов во всех уголках страны.
Во-четвертых, у компании СКБ Контур несравнимая по размерам лояльная клиентская база (около 1 млн. клиентов): за 10 лет существования на рынке электронной отчетности мы доказали свою компетентность и надежность многим и многим российским компаниям.
В-пятых, мы по праву гордимся своей техподдержкой. Позвоните нам сейчас, среди ночи — могу гарантировать, что вы, первое, сразу же дозвонитесь, а второе — вам будет оказана профессиональная помощь. И никаких преувеличений :).
Пользователь Останкин Сергей: Возможна ли интеграция программы Диадок с системами СЭД, которые используются в компаниях? Либо нужно ставить отдельно систему Диадок, и осуществлять специально выгрузку с-ф из систем и вставлять в сам Диадок?
Антон Сизов: Система Диадок обладает практически неограниченными возможностями интеграции. Сейчас существует более 10 интеграционных решений Диадока с наиболее популярными информационными системами (как с бухгалтерскими, так и с системами внутреннего документооборота): 1С, SAP, Oracle, Microsoft Dynamics AX/NAV, DocsVision. Большинство из них успешно эксплуатируются нашими клиентами.
Диадок также предоставляет разработчикам прикладных систем программный интерфейс (API), который позволяет интегрировать функционал электронного документооборота в любую современную учетную систему. Подробнее о возможностях интеграции можно прочитать в соответствующем разделе нашего сайта.
Пользователь RebeccaYa: Какими должны быть первыми шаги для перехода с бумажного на электронный документооборот?
Антон Сизов: Здесь всё будет зависеть от того, к какому сегменту рынка принадлежит ваша компания. Если вы — небольшое организация, то вам достаточно будет:
1) Решить для себя, от какой части бумажных документов вы хотите отказаться (документооборот ли это с определенными контрагентами, или документы какого-либо определенного типа).
2) Исходя из потребностей и особенностей компании определиться с оператором ЭДО.
3) Приобрести сертификат ЭЦП (если он у вас уже есть – то тем лучше).
4) Подать заявку на подключение, подписать лицензионный договор.
5) Убедить своих контрагентов в преимуществах электронного документооборота.
В крупных же компаниях, прежде чем переходить на электронные документы, необходимо провести доскональную аналитику всех процессов, связанных с бумажным документооборотом внутри и вне компании. Встроить эти бизнес-процессы в модель с электронным документооборотом. Затем провести интеграцию учетной системы компании с системой электронного документооборота, провести несколько пилотов, доработок и т.д. Поэтому, крупным компаниям я бы посоветовал довериться опытному и надежному провайдеру, который организует электронный документооборот, что называется, «под ключ».
Незарегистрированный пользователь: Есть ли у вас презентация вашего продукта, которую можно скачать и посмотреть?
Антон Сизов: Нет, презентации, которую можно было бы скачать, у нас нет. Зато есть замечательная демо-версия продукта :) В ней реализован весь функционал рабочей версии системы: можно формировать документы, подписывать их, отправлять, добавлять контрагентов. Демо-версия регулярно обновляется, и к ней нет никаких ограничений по доступу.
Незарегистрированный пользователь: Много предприятий принимало участие до сегодняшнего дня в тестировании работы Дадок? Какие плюсы и минусы системы выявлены уже сейчас? Каковы отзывы российских предприятий, которые принимали в тестировании работы в системе Дтадок? Первые результаты каковы?
Антон Сизов: Мы начали разрабатывать систему Диадок три года назад. За это время в Диадоке появилось около 160 000 ящиков (каждый ящик — организация), и было передано более 7 млн. электронных документов. Без сомнения, пока еще это можно назвать "тестовой эксплуатацией": многие ящики активно не используются, но мы уверены, что после вступления в силу Приказа ФНС России от 5 марта 2012 года № ММВ-7-6/138 лед тронется.
Мы активно проводим пилотные проекты со многими российскими и международными компаниями разных размеров и отраслевых направленностей. Среди них такие, как: оператор сотовой связи «Ростелеком-Урал», крупнейшая торговая сеть BILLA, фармацевтический дистрибьютор «Протек», Министерство финансов Свердловской области, промышленный холдинг ОАО «Кировский завод», ОАО КПХ им. Григоровича, Свердловская теплоснабжающая компания, ОАО «Первая грузовая компания», KIA Motors Rus и многие другие. Отзывы о системе можно почитать на нашем сайте в «Историях успеха» — я не буду сейчас цитировать наших партнеров. Все возникающие в ходе интеграции и эксплуатации требования к системе мы успешно реализуем. О первых результатах говорить пока рано — надо подождать, пока электронный документооборот не заработает в «полную силу». Могу только сказать, что многие компании уже существенно упростили себе жизнь, а некоторые экономят значительные суммы на пересылке и хранении бумажных документов.
Незарегистрированный пользователь: Есть возможность выгрузки данных из системы Дадок? Например, сможет налогоплательщик, использующий систему Дадок, выгрузить данные по электронным счетам-фактурам, поступившим в его адрес, в часто используемых форматах. Или в Диадок налогоплательщик только формирует, отправляет и принимает электронные СФ. Большего в демо-версии не видно других возможностей системы. Зачем налогоплательщику использовать именно Вашу систему? В чем преимущества? Где экономическая целесообразность? Тарифы, как видно из Ваших ответов ранее, тоже не низкие, хотя тема еще новая, неотработанная. Чем Вы привлечете клиентов к использованию Диадок?
Антон Сизов: Данные, относящиеся к электронным счетам-фактурам, из системы Диадок можно выгрузить несколькими способами:
1) Отдельно файл счета-фактуры (в утвержденном XML-формате).
2) Архив документов, сопровождающих выставление и получение электронного счета-фактуры, как-то: сам счет-фактуру, файл ЭЦП и все технологические документы вместе с подписями к ним (все в утвержденных XML-форматах).
3) Печатную форму электронного счета-фактуры в формате pdf.
Налоговые органы будут принимать электронные счета-фактуры исключительно в утвержденных правительством форматах, поэтому функционал выгрузки файлов электронных счетов-фактур и сопровождающих их технологических документов в каких-либо иных форматах пока что не реализован. Если мы поймем, что такой функционал требуется нашим клиентам, мы его, конечно же, реализуем.
Кроме счетов-фактур в Диадоке можно передавать любые другие типы документов: договоры, акты, накладные и т.д. во всех распространенных форматах с ЭЦП. Эти документы можно будет выгрузить из системы в тех форматах, в которых они были переданы.
Что касается остальных возможностей системы – то в ней также реализован функционал взаимодействия с контрагентами (добавление, удаление контрагентов) и функционал оповещений и запроса уточнений. Сейчас мы активно разрабатываем функционал нашей системы в определенном направлении, которое обязательно порадует всех пользователей веб-интерфейса.
На вторую часть вашего вопроса я отвечу следующее. Думаю, каждый налогоплательщик сам будет выбирать систему электронного документооборота, основываясь на ряде критериев: функционале, простоте интерфейса, возможностям интеграции, стоимости, надежности. Мы не хотим «привлекать» клиентов пользоваться нашей системой. Мы хотим обеспечить тем клиентам, которые сознательно выбрали нашу систему из всех других — соответствующие их требованиям и запросам качество, надежность и функциональность.
Что касается преимуществ системы Диадок — то я перечислил их ранее, в ответе на следующий вопрос. Если кратко — то это неограниченные возможности интеграции, облачные технологии, гарантированная защита документов от повреждения, утери или несанкционированного доступа, обширная сеть представительств, охватывающая всю страну, качественная и профессиональная техподдержка.
По поводу экономической целесообразности могу ответить следующее: сейчас стоимость одного стандартного пакета бумажных документов (с учетом печати, хранения, затрат на обработку и доставку почтой) составляет от 80 до 100 рублей. Стоимость такого же электронного пакета документов — ниже в несколько раз. Это что касается сравнения стоимости электронных и бумажных документов. По поводу же наших тарифов — мне кажется, что качество должно стоить своих денег.
Незарегистрированный пользователь: В демо-версии есть опция "отказать". Правильно ли я понимаю, у получателя ЭСФ будет возможность не принять ЭСФ? Есть возможность в системе (указать)видеть причины отказа? Есть какие-то правила отказа в приеме?
Антон Сизов: Действие «Отказать» является альтернативой действию «Подписать» для двусторонних документов, требующих подписи получателя. Такими документами является, например, товарная накладная или договор. Отказ в подписи происходит в случае, когда получатель не согласен с содержимым документа и не готов его подписывать. При отказе в подписи получателю потребуется указать в комментарии причину отказа, которую увидит отправитель документа. Аналогичного действия для счета-фактуры в системе пока не предусмотрено. В случае со счетом-фактурой получатель может направить отправителю запрос на уточнение электронного счета-фактуры (корректировку или исправление) с сопроводительным комментарием.
Незарегистрированный пользователь: При составлении счетов-фактур обособленными подразделениями (участником товарищества или доверительным управляющим) к порядковому номеру через "/" добавляется код обособленного подразделения, указанный в учредительных документах (код операции, в соответствии с договором товарищества или доверительного управления имущества). Означает ли это, что у ОП и по договорам доверительного управления будет параллельная нумерация? Или она будет единая - только добавлен индекс? И как быть, если ОП - в другом городе?
Антон Сизов: Нумерация будет единая. В случае с обособленными подразделениями, участниками простого товарищества или доверительным управляющим к номеру будет добавляться индекс, что обеспечит сквозную нумерацию счетов-фактур.
Пользователь RebeccaYa: Нужно ли в учетной политике для целей налогообложения НДС оговаривать, что предприятие осуществляет электронный обмен счетами-фактурами со своими контрагентами?
Антон Сизов: Да, нужно. В учетной политике стоит отдельным ОРП утвердить график документооборота электронных документов, а так же указать, что с контрагентами происходит обмен документами в электронном виде.
Пользователь RebeccaYa: Как будут закреплены рамки ответственности, если покупатель не получит (своевременно не получит) электронный счет-фактуру? Кто будет отвечать? Как доказать налогоплательщику свою правоту, если он свою обязанность по выставлению СФ выполнил в срок с использованием ЭДО?
Антон Сизов: Своевременность выставления и доставки электронного счета-фактуры прописана в нескольких нормативных документах. Счет-фактура (как электронный так и бумажный) должен быть выставлен не позднее 5 дней после реализации товаров, работ или услуг (ст. 168 НК РФ). Ответственность за это несет продавец. Правда никаких штрафных санкций, если он нарушит этот срок, для него в законодательстве не предусмотрено.
Доставка электронного счета-фактуры закреплена в Порядке обмена электронными счетами-фактурами (утвержден приказом Минфина 50Н). Согласно порядку электронный счет-фактура должен быть выставлен через оператора ЭДО. После передачи электронного счета-фактуры оператору, оператор в течении суток должен зафиксировать дату выставления документа в подтверждении. Далее оператор должен передать счет-фактуру покупателю и зафиксировать дату получения в подтверждении. За сроки передачи ответственность несет оператор.
Налогоплательщик-продавец, который выставил электронный счет-фактуру, в спорных ситуациях всегда сможет предъявить подтверждение оператора, выданное ему в момент выставления электронного счета-фактуры, где будет зафиксирована дата выставления документа.
Пользователь RebeccaYa: Будет ли возможность у налогоплательщика при формировании электронного счета-фактуры указывать дополнительную инфрмацию в счете-фактуре, например, номер договора, номер счет и прочая не обязательная информация, которую любят указывать предприятия в бумажных СФ, или такой возможности система ЭДО не дает?
Антон Сизов: Формат, утвержденный Приказом ФНС России от 05.03.2012 N ММВ-7-6/138@, предусматривает возможность указания в файле счета-фактуры дополнительной информации. Такой файл счета-фактуры, содержащий дополнительную информацию, может быть также передан через оператора ЭДО.
Начать дискуссию