Экономика России

Иномарки не подешевеют

Согласно плану вступления в ВТО, в первый год пошлины на иномарки снизятся с нынешних 35% до 25%, и потом – в течение 5-7 лет – до 15%. Этот факт обрадовал многих реальных и потенциальных отечественных автовладельцев, поскольку цены на автомобили должны были пойти вниз и для многих транспортные средства стали бы доступнее. Но не тут то было.
Иномарки не подешевеют
Фото Евгения Смирнова, ИА «Клерк.Ру»

В этом году Россия станет полноправным членом ВТО и многие эксперты спорят о последствиях этого вступления для отечественной экономики, поскольку власти должны будут снизить ввозные пошлины на большинство товаров.

Больше всех ожидали вступления в ВТО отечественные автолюбители, поскольку установленные в 2009 году заградительные ввозные пошлины на иномарки должны начать свое планомерное снижение. Согласно плану вступления в ВТО, в первый год пошлины на иномарки снизятся с нынешних 35% до 25%, и потом – в течение 5-7 лет – до 15%. Этот факт обрадовал многих реальных и потенциальных  отечественных автовладельцев, поскольку цены на автомобили должны были пойти вниз и для многих транспортные средства  стали бы доступнее. Но не тут то было.

Государство в лице премьера заявило, что уж очень опасается за отечественных автопроизводителей, боится, что они, такие «несчастные», не выдержат конкуренции. В итоге с подачи представителя Greenpeace и, ссылаясь на зарубежную практику, премьер предложил ввести утилизационный сбор на импортные автомобили, который  будет равен величине снижения таможенных пошлин. Иначе говоря, заградительные пошлины на иномарки фактически останутся на прежнем уровне.  Только теперь надо будет заплатить вместо одного сниженного таможенного платежа еще утилизационный сбор. И опять, покупая автомобили импортного производства, мы будем доплачивать государству около 35-40% от их стоимости фактически «за воздух».

С одной стороны, все правильно, отечественного производителя нужно поддержать. Это рабочие места, налоги и т.п. Кроме того,  действительно остро стоит проблема экологии и утилизация старых автомобилей – это один из способов ее решения.  

С другой стороны, эти меры не что иное, как простое скрытое лоббирование интересов топ-менеджмента отечественного автопрома, который банально намерен сохранить те сверхприбыли, которые он получает за счет высоких заградительных импортных пошлин. В общем, это очередной пример очередного способа "честного" отъема денег у населения, а не борьба за модернизацию ответственного автопроизводства и сохранение экологии.

Доказательство первое. В первую очередь вызывает сомнение утверждение отечественного автопрома о своем бедственном положении. Технология автопроизводства – вполне устоявшаяся с вполне понятными статьями затрат.

Особенно интересна читателям будет информация о ценах на новые автомобили в США. Если хотите расстроиться – зайдите на американские сайты Тоуота, Nissan и Ford. Почему именно эти компании? Потому что их автозаводы расположены также и в нашей стране и относятся, со слов премьера, к отечественным автопроизводителям.  

Итак, для адекватного сравнения сопоставим цены на японские автомобили в США и у нас. Завод компании Тоуота в Санкт-Петербурге собирает модель Camry. Цена на базовую версию в России составляет 35 000 долларов. В США она же, только японской сборки,  стоит 22 000 долларов.

Завод компании Nissan также расположен в Санкт-Петербурге и собирает модели Теаna, X-Trail и Murano.  Так вот, Murano у нас стоит от 48 300 долларов, в США – 30 000.

Если сравнить цены на другие автомобили, разница будет либо такая же, либо гораздо существенней. Теперь оцените насколько автомобиль, как средство передвижения,  доступнее среднестатистическому американцу, чем нам с вами.

Таким образом, учитывая, что вряд ли японцы продают в США свои автомобили себе в убыток, своим отечественным автопроизводителям или сборщикам мы явно переплачиваем. Безусловно, часть этой разницы идет на уплату пошлин за ввоз комплектующих для сборки, но остальная  - остается у автопроизводителя. И убыточным при сложившейся конъюнктуре наше автопроизводство уж явно не будет.

Доказательство второе. Любое повышение импортных пошлин ведет автоматически к росту цен на внутреннем рынке не только на импортные товары, но и на аналогичные отечественные. Это закон экономики. Очевидно, что установление повышенных импортных пошлин уменьшает конкуренцию, и как следствие, отечественные производители, без зазрения совести, повышают цены и на свой товар. В 2009 году и до этого при повышении импортных пошлин – так и происходило.

Таким образом,  при повышении импортных пошлин растут прибыли у наших автопроизводителей и за счет роста объемов продаж, и за счет возможности повышения цены. В цивилизованной стране подразумевается, что эти сверхприбыли будут направлены на модернизацию автопроизводства и уплату налогов. У нас же в России – это все направляется в карман топ-менеджменту автозаводов  без всякой модернизации, ну и чиновникам.

Следовательно, в повышении или сохранении высоких импортных пошлин заинтересован топ-менеджмент автозаводов не для того, чтобы модернизировать производство, а для получения необоснованной сверхприбыли, часть которой он и несет в профильное министерство, которое и продвигает подобные предложения «о защите отечественного производства».

Иначе говоря, наши сограждане получают отечественное  средство передвижения по завышенной цене, по сути, набивая карманы топ-менеджмента автопрома (у простых работяг на автозаводах зарплаты не повышаются) и чиновников.

Доказательство третье. Было бы не так грустно, если бы наш отечественный автопром хотя бы сохранял уровень качества на достойном уровне. Минимальная конкуренция из-за рубежа действует на отечественных бизнесменов вполне однозначно, включая принцип «все равно купят, никуда не денутся».  Понятно, что этот принцип ни в коем случае не работает на повышение качества выпускаемой продукции.

Только высокая конкуренция и борьба за прибыль заставляет предпринимателей повышать качество своего товара. Это закон экономики, доказанный сотнями примеров. Таким образом, россияне получают от «поддержанного» автопроизводителя авто с минимальным уровнем качества.

Вот что реально происходит в нашем королевстве. Почувствовав реальность вступления в ВТО, которое, кстати, необходимо властям для расширения экспорта отечественного сырья, топ-менеджмент наших автокомпаний понял, что цены придется снижать, миллионные зарплаты урезать и повышать качество продукции. Автопромышленники банально скинулись и продавливают через министерство введение утилизационного сбора, который будет распространяться только на импорт и сохранит им комфортные условия на внутреннем рынке. А мы с вами будем покупать автомобили по ценам, завышенным как минимум на 30%. У вас есть желание, как граждан, поддерживать подобное отечественное автопроизводство? У меня нет.

Ссылки по теме:

Правительство рассмотрит проект основных направлений таможенно-тарифной политики – Клерк.Ру, 02.05.12

В России введут утилизационный сбор на импортируемые автомобили – Клерк.Ру, 18.04.12

Россия станет полноправным членом ВТО к августу 2012 года – Клерк.Ру, 24.01.12

Комментарии

2
  • Ольга

    А кроме написания гневных комментов, что будем делать для своей собственной защиты?

  • А.И.В.

    Лютик04,

    Цитата:

    поддерживать занраничного производителя рублем

    Однозначно!