Закон о некоммерческих организациях (ч. 4 ст. 9.2) обязывает учредителя утверждать Порядок определения платы для физических и юридических лиц за оказание услуг, выполнение работ, относящихся к основным видам деятельности бюджетного учреждения. В соответствии с этим Порядком руководитель учреждения рассчитывает цены на услуги (работы) в пределах госзадания. Порядок имеет прямую зависимость с финансовым обеспечением деятельности учреждения. Поэтому так важно научиться составлять его грамотно.
Расчет с точностью до наоборот
Согласно нормам п. 2 ст. 69.2 Бюджетного кодекса РФ (далее - БК РФ) показатели государственного (муниципального) задания должны использоваться при составлении проектов бюджетов для планирования бюджетных ассигнований на оказание услуг (работ), а также для определения объема субсидий на выполнение задания бюджетным или автономным учреждением.
Однако на практике лишь в единичных случаях субъекты РФ и муниципальные образования соблюдают установленные БК РФ требования. Как правило, не планирование бюджета осуществляется на основании нормативов затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг (работ), а, наоборот, нормативы затрат рассчитываются согласно доведенным до учреждения бюджетным ассигнованиям на реализацию государственного (муниципального) задания. Дело в том, что задания утверждаются в начале года на основании законов (решений) о бюджете, уже вступивших в силу. А следовательно, они не могут быть фундаментом составления проектов бюджетов.
Аналогичным образом - по остаточному принципу - рассчитываются и показатели плана финансово-хозяйственной деятельности (далее - план ФХД) учреждения, и предельные цены (тарифы) на оказание государственных (муниципальных) услуг.
Организация, которая, очевидно, не может быть сведена исключительно к грамотному использованию бюджетных средств.
Стоимость услуги как фактор финансирования
Смысл определения предельной платы за услуги (работы) в том, чтобы учреждение могло рассчитать ту сумму, которую оно планирует собрать с потребителей (физических и юридических лиц) за оказанные им услуги (работы). Иными словами - рассчитать доходы от основной установленной уставом деятельности учреждения.
Чтобы определить цену для конкретного физического или юридического лица, необходимо планируемую цифру дохода с оказания услуги (работы) разделить на количество ее потребителей. В идеале должна сформироваться минимальная цена (стоимость) услуги (работы) на одного получателя.
Поскольку услуга может иметь разный объем затрат на ее оказание при различных обстоятельствах, цена на одноименные услуги (работы) будет зависеть от этих затрат.
Рассмотрим порядок определения платы за оказание услуг, выполнение работ, относящихся к основным видам деятельности, предусмотренным уставом, на примере бюджетных учреждений культуры субъекта РФ.
Определение платы для граждан
При определении платы для физических лиц за оказание услуг (выполнение работ) учитываются показатели, характеризующие:
- объем фактических затрат на оказание услуг, выполнение работ в течение срока действия государственного задания (далее - объем фактических затрат);
- объем субсидии, выделенной на возмещение нормативных затрат.
В законодательных актах используются два понятия: «плата» (ст. 9.2 Закона «О некоммерческих организациях») и «цена» (ст. 69.2 БК РФ).
С формально-юридической точки зрения, если имеется в виду возмездный договор оказания услуг (выполнения работ) вне зависимости от его формы (письменный, устный), обязанность получателя оплатить услугу (работу) определяется ценой договора. Термин «уплата», «оплата» применяется «обезличенно», когда речь идет о видах и порядках оплаты имущественных и неимущественных обязанностей, возникающих в силу закона или договора у юридических и физических лиц. Таким образом, термин «плата» является менее конкретным, чем «цена».
Определение платы для юридических лиц
При определении платы для юридических лиц учитываются показатели, характеризующие:
- фактические затраты учреждения, необходимые для исполнения договорных (контрактных) обязательств в текущем финансовом году (далее - фактические затраты на исполнение обязательств);
- субсидия на иные цели в текущем финансовом году, исчисленная пропорционально сроку действия договора, заключаемого учреждением с юридическим лицом (далее - иная субсидия);
- объем арендных платежей от сдачи в аренду недвижимого имущества, закрепленного за учреждением на праве оперативного управления (далее - арендные платежи), направляемых исключительно на поддержание технического состояния данного недвижимого имущества;
- планируемое количество договоров, государственных (муниципальных) контрактов на оказание услуг (выполнение работ) в текущем финансовом году (далее - количество договоров).
Оказание услуг, выполнение работ для потребителей сверх установленного задания осуществляется учреждениями за плату. При этом соблюдаются одинаковые условия, установленные для оказания одних и тех же услуг (работ) в пределах задания. То есть учреждение должно сохранить показатели, характеризующие качество и (или) объем (содержание) оказываемых услуг (работ), установленных госзаданием.
Подчеркнем, цена на платные услуги формируется, исходя из рассчитанной по указанным выше формулам и утвержденной планом ФХД платы за оказание услуг (выполнения работ). При этом учитывается планируемое количество потребителей, включая отдельные категории граждан, пользующихся правом льготного и бесплатного посещения учреждений культуры.
Бюджетные учреждения не вправе выходить за границы предельных цен, установленных на оплату соответствующих услуг (работ).
Утвержденную плату для юридических лиц за оказание услуг (выполнение работ) учреждения используют при определении цены заключаемых гражданско-правовых договоров, государственных (муниципальных) контрактов.
Методика расчета отдельных величин формул, установленных в правовом акте, может быть доведена учредителем до учреждения методическими письмами. Составляющие фактических затрат на оказание услуг (работ) могут определяться учреждениями самостоятельно.
Начать дискуссию