Учетная политика

Формирование учетной политики в автономном учреждении

В статье рассмотрены общие положения, которые необходимо учесть при формировании учетной политики на 2012 год.

Основное назначение учетной политики автономного учреждения (как и любой организации) заключается в том, чтобы закрепить в учреждении порядок организации и ведения бухгалтерского и налогового учета в целях оптимизации учетного процесса в целом по учреждению, в том числе документально зафиксировать применяемые в учреждении способы (методы), обеспечивая тем самым формирование полной и достоверной информации о деятельности учреждения и его имущественном положении. В статье рассмотрены общие положения, которые необходимо учесть при формировании учетной политики на 2012 год.

В целях организации бухгалтерского учета автономное учреждение формирует свою учетную политику исходя из специфики своей структуры, отраслевых и иных особенностей деятельности и выполняемых полномочий, руководствуясь при этом законодательством о бухгалтерском учете и иными нормативными правовыми актами. Основные из них:

  • Федеральный закон № 129-ФЗ[1];
  • Приказ Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению» (далее – Инструкция № 157н, Единый план счетов);
  • Приказ Минфина РФ от 23.12.2010 № 183н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений и Инструкции по его применению» (далее – Инструкция № 183н);
  • Федеральный закон от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях»;
  • Налоговый кодекс РФ;
  • отраслевые особенности бухгалтерского учета.

Принятая в учреждении учетная политика применяется последовательно, из года в год, с последующим внесением в нее в установленном порядке необходимых изменений и дополнений. Изменение учетной политики может производиться в случаях изменения законодательства РФ или нормативных актов органов, осуществляющих регулирование бухгалтерского учета, разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета или существенного изменения условий ее деятельности. При этом в целях обеспечения сопоставимости данных бухгалтерского учета изменения учетной политики должны вводиться с начала финансового года (п. 3, 4 ст. 6 Федерального закона № 129-ФЗ).

Однако в отдельных случаях документом, утверждающим учетную политику, может быть определена иная дата начала ее применения. К таким случаям, например, относится создание автономных учреждений путем изменения типа. Они принимают новую учетную политику с даты изменения их типа, как и вновь созданные учреждения, независимо от того, когда учреждение было преобразовано (с начала или в течение года). В состав новой учетной политики таких учреждений можно включить информацию о переносе остатков по счетам бухгалтерского учета на дату изменения типа в целях обеспечения сопоставимости учетных данных в дальнейшей деятельности. Напомним, методические рекомендации по переходу с одного плана счетов на другой при изменении статуса учреждения были доведены письмами Минфина РФ от 25.04.2011 № 02-06-07/1546 (при переходе с начала финансового года),от 22.12.2011 № 02-06-07/5236 (при переходе в течение финансового года).

Учетная политика оформляется в виде приказа, распоряжения. После принятия такого документа все сотрудники, имеющие отношение к учетному процессу, в том числе в обособленных подразделениях и филиалах, должны быть с ним ознакомлены. Напомним, если у учреждения есть обособленные подразделения и филиалы, они руководствуются учетной политикой головного учреждения. Обычно для них в учетной политике предусматривается отдельный раздел.

Учетная политика формируется в произвольном порядке, но при этом в нее необходимо включить (п. 6 Инструкции № 157н):

  • рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий применяемые счета бухгалтерского учета для ведения синтетического и аналитического учета;
  • методы оценки отдельных видов имущества и обязательств;
  • порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств;
  • правила документооборота и технологию обработки учетной информации, в том числе порядок и сроки передачи первичных (сводных) учетных документов в соответствии с утвержденным графиком документооборота для отражения в бухгалтерском учете;
  • формы первичных (сводных) учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым законодательством РФ не установлены обязательные формы. При этом утвержденные субъектом учета формы документов должны содержать обязательные реквизиты первичного учетного документа, предусмотренные п. 7 Инструкции № 157н;
  • порядок организации и обеспечения (осуществления) учреждением внутреннего финансового контроля;
  • иные решения, необходимые для организации и ведения бухгалтерского учета.

Принятая учетная политика учреждения должна обеспечивать целостность системы бухгалтерского и налогового учета, то есть охватывать все вопросы, связанные с учетным процессом, в том числе организационные и методологические.

Методологическая часть учетной политики может предусматривать, в частности, критерии отнесения к тем или иным видам нефинансовых активов (основные средства, нематериальные активы, материалы), принятые в учреждении в целях бухгалтерского и налогового учета методы (способы) оценки отдельных видов имущества и обязательств, начисления амортизации, списания материальных запасов, калькулирования себестоимости работ, услуг, готовой продукции, признания доходов и расходов, а также порядок формирования резервов предстоящих расходов и прочие особенности учета.

Организационные вопросы учетной политики включают в себя различные аспекты организации учетного процесса (в том числе технические регламенты, взаимосвязи и взаимодействия внутри учреждения и пр.).

Например, учетная политика автономного учреждения может иметь следующую структуру:

  1. общие положения организации бухгалтерского и налогового учета;
  2. учетная политика в целях бухгалтерского учета;
  3. учетная политика в целях налогового учета;
  4. учетная политика в обособленных подразделениях.

Отдельные элементы, входящие в состав учетной политики, могут быть оформлены в виде приложений:

  • рабочий план счетов;
  • правила документооборота;
  • формы первичных учетных документов, разработанные в учреждении самостоятельно;
  • положение о внутреннем финансовом контроле;
  • положение о представительских расходах;
  • положение о служебных командировках;
  • положение о порядке ведения кассовых операций;
  • положение об инвентаризации;
  • прочие приложения.

Процесс формирования учетной политики обычно затрудняется тем, что предусмотреть в одном документе абсолютно все нюансы бухгалтерского и налогового учета практически невозможно. На практике очень часто отдельные порядки, регламенты, положения, касающиеся учетного процесса в учреждении, утверждаются самостоятельными распорядительными документами. Это вполне допустимо. Однако правильнее все предусмотреть в одном документе – учетной политике.

Например, для разрешения сложной ситуации, возникшей при ведении финансовой деятельности, которая при этом не урегулирована нормативными документами, учреждению необходимо ввести дополнительную корреспонденцию счетов (в соответствии с п. 5 Инструкции № 183н), либо новый первичный учетный документ, либо вновь разработанный в учреждении способ, метод и т. п. В данном случае единственным нормативным актом может выступать учетная политика учреждения. Однако если в учетной политике изначально это прописано не было, то в текущем году (как вариант разрешения сложившейся ситуации) можно издать самостоятельный приказ (распоряжение), а с нового года внести эти изменения (дополнения) в учетную политику.

В силу п. 5 Инструкции № 183н при отсутствии необходимой корреспонденции счетов бухгалтерского учета по хозяйственной операции, осуществляемой автономным учреждением в соответствии с законодательством РФ, учреждение вправе определять необходимую для отражения в бухгалтерском учете корреспонденцию счетов (в части, не противоречащей Инструкции № 183н) только по согласованию с финансовым органом публично-правового образования (Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования), на базе имущества которого создано автономное учреждение, либо с учредителем.

Далее рассмотрим подробнее вопросы организации бухгалтерского учета, которые могут быть отражены в соответствующем разделе учетной политики автономного учреждения. В таблице приведен наиболее полный перечень вопросов. Однако стоит заметить, что в учреждении он может существенно отличаться в зависимости от отраслевой или иной специфики деятельности.

Общие вопросы, рекомендуемые к отражению в учетной политике

Рекомендации по содержанию норм учетной политики

Возложение ответственности за организацию и ведение бухгалтерского и налогового учета в соответствии со ст. 67 Федерального закона №129-ФЗ

Руководитель учреждения несет ответственность за организацию учета, соблюдение норм законодательства при выполнении хозяйственных операций.

Главный бухгалтер несет ответственность за формирование учетной политики, ведение бухгалтерского и налогового учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской и налоговой отчетности.

Бухгалтерский учет ведется бухгалтерской службой учреждения (централизованной бухгалтерией), деятельность которой регламентируется:

а) должностными инструкциями сотрудников бухгалтерии;

б) иными распорядительными документами.

Требования главного бухгалтера по документальному оформлению хозяйственных операций и представлению в бухгалтерскую службу учреждения необходимых документов и сведений обязательны для всех работников учреждения, включая работников структурных подразделений, наделенных полномочиями в части ведения отдельного баланса.

Главному бухгалтеру запрещается принимать к исполнению и оформлению документы по операциям, противоречащим законодательству и нарушающим договорную и финансовую дисциплину

Рабочий план счетов

Рабочий план счетовбухгалтерского учета устанавливается в целом по учреждению на основании единого плана счетов с указанием всех используемых аналитических счетов по учреждению (приложение Х).

В целях обеспечения управленческого учета вводятся дополнительные забалансовые счета:

  • счет 27 «Налог на добавленную стоимость к распределению»;
  • счет 28 «Материальные ценности к утилизации»

Способы обработки учетной информации

При обработке учетной информации применяется автоматизированный учет (указывается программное обеспечение)

Обеспечение раздельного учета

Раздельный учет по источникам финансирования в целях бухгалтерского и налогового учета обеспечивается на счетах бухгалтерского учета по соответствующему коду, указанному в 18-м разряде счета единого плана счетов:

  • 1 – публичные обязательства*;
  • 2 – приносящая доход деятельность (собственные доходы учреждения);
  • 3 – средства во временном распоряжении;
  • 4 – субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания;
  • 5 – субсидии на иные цели;
  • 6 – бюджетные инвестиции**;
  • 7 – средства по обязательному медицинскому страхованию.

Учет доходов и расходов учреждения ведется обособленно по соответствующим источникам финансирования в соответствии с утвержденным планом финансово-хозяйственной деятельности учреждения

Документационное обеспечение

Для ведения бухгалтерского и налогового учета в учреждении в целом применяются формы первичных документов класса 03 и класса 05Общероссийского классификатора управленческой документации (ОКУД), утвержденного Приказом Минфина РФ от 15.12.2010 №173н.

Операции, для учета которых отсутствуют унифицированные формы первичных документов, оформляются в соответствии с п. 2 ст. 9 Федерального закона №129-ФЗ самостоятельно разработанными формами первичных учетных документов с обязательным указанием реквизитов:

а) наименование документа;

б) дата составления документа;

в) наименование учреждения;

г) содержание хозяйственной операции;

д) измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении;

е) наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;

ж) личные подписи указанных лиц.

Формы первичных учетных документов, разработанных в учреждении, и порядок их применения приведены в приложении Х.

Сроки хранения документов в учреждении устанавливаются в соответствии с Приказом Минкультуры РФ от 25.08.2010 №558 «Об утверждении Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения»:

а) годовая отчетность – постоянно;

б) квартальная отчетность – не менее пяти лет;

в) документы по начислению заработной платы – не менее 75 лет;

г) документы, подтверждающие исчисление и уплату страховых взносов, – не менее шести лет (Федеральный закон от 24.07.2009 №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, в Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, в территориальные фонды обязательного медицинского страхования»);

д) прочие бухгалтерские документы – не менее пяти лет.

Ответственность за организацию хранения учетных документов, регистров бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности несет руководитель учреждения в соответствии со ст. 17 Федерального закона №129-ФЗ.

Учреждением организуется документооборотс указанием сроков получения, оформления, визирования бухгалтерских документов, формирования регистров бюджетного учета на бумажных носителях, а также ответственности должностных лиц учреждения.

Правила документооборота и технология обработки учетной информации, в том числе порядок и сроки передачи первичных (сводных) учетных документов в соответствии с утвержденным графиком документооборота для отражения в бухгалтерском учете, установлены в приложении Х данного приказа

Возложение полномочий по подписанию документов

Перечень лиц, имеющих право подписи первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета, счетов-фактур, иных финансовых документов, устанавливается в соответствии с приложением Х к данному приказу

Установление регламента о соблюдении коммерческой тайны в учреждении

Для документов, составляющих коммерческую тайну, устанавливается специальный режим их хранения и доступа к ним в соответствии с Положением о коммерческой тайне, утвержденным данным приказом (приложение Х)

Обеспечение внутреннего финансового контроля

Внутренний финансовый контроль в учреждении осуществляется в соответствии с Положением о внутреннем финансовом контроле, утвержденным данным приказом (приложение Х)

Установление порядка проведения инвентаризации имущества и обязательств в учреждении

В целях обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности инвентаризация имущества, финансовых активов и обязательств учреждения производится в установленные сроки в соответствии с п. 2 ст. 12 Федерального закона №129-ФЗ.

Для проведения инвентаризаций создается постоянно действующая инвентаризационная комиссия.

Состав комиссии и порядок ее работы, а также документальное оформление инвентаризации и особенности отражения ее результатов определяются в соответствии с Положением об инвентаризации, утвержденным данным приказом (приложение Х)

Обеспечение порядка осуществления кассовых операций

Операции с наличными средствами, а также обеспечение сохранности наличных денег при ведении кассовых операций, хранении, транспортировке, порядок и сроки проведения проверок фактического наличия наличных денег определяются в соответствии с Положением о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации, утвержденным ЦБР 12.10.2011 №373-П, и Положением о ведении кассовых операций с наличными средствами в учреждении, утвержденным данным приказом (приложение Х)

Установление круга лиц, имеющих право получать наличные средства в подотчет

Перечень должностных лиц, имеющих право на получение наличных денежных средств в подотчет на хозяйственные цели и представительские расходы, устанавливается в соответствии с приложением Х к данному приказу

Особенности выдачи средств в подотчет

Выдача средств на хозяйственные расходы и на расходы по представительским мероприятиям производится лицам, заключившим с администрацией договор о полной индивидуальной материальной ответственности при условии ознакомления подотчетных лиц с Положением о выдаче наличных денежных средств и бланков строгой отчетности в подотчет и представлении отчетности подотчетным лицам, утвержденным данным приказом (приложение Х)

Особенности осуществления представительских расходов

Планирование, формирование расходов на представительские мероприятия, а также порядок составления отчетов по ним определяются в соответствии с Положением о представительских расходах, утвержденным данным приказом (приложение Х)

Особенности возмещения расходов, связанных со служебными командировками

Порядок и размер возмещения расходов, связанных со служебными командировками, устанавливается в соответствии с Положением о служебных командировках, утвержденным данным приказом (приложение Х)

Особенности учета расходов на услуги связи

Учет расходов на телефонную (мобильную) связь и Интернет ведется в соответствии с Положением о расходах на телефонную связь и Интернет, утвержденным данным приказом (приложение Х)

Установление порядка выдачи и использования доверенностей

Перечень лиц, имеющих право получения доверенностей, устанавливается в соответствии с приложением Х к данному приказу.

Предельный срок использования доверенностей на получение ТМЦ – три дня с момента ее получения.

Предельные сроки использования иных доверенностей устанавливаются в соответствии п. 1 ст. 186 ГК РФ (в пределах трех лет с момента получения доверенности)

Обеспечение работников проездными билетами

Работники с разъездным характером работы согласно должностным инструкциям обеспечиваются ежемесячно проездными документами. Перечень таких лиц утвержден приложением Х

Прочие вопросы

При поступлении документов, оформленных на иностранных языках, осуществляется построчный перевод на русский язык:

  • с возложением обязанности на сотрудника учреждения;
  • специализированной организацией

В части расходов по переданным бюджетным полномочиям по исполнению публичных обязательств учреждение осуществляет ведение бюджетного учета, составление и представление бюджетной отчетности в порядке, установленном приказами Минфина от 06.12.2010 № 162н «Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению»от 28.12.2010 № 191н «Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации» (Письмо Минфина РФ от 09.02.2012 № 02-03-09/428).

** 

Несмотря на то, что Инструкцией № 157н для учета бюджетных инвестиций преду-смотрен данный код финансового обеспечения (6), рекомендуем уточнить у учредителя (соответствующего финансового органа), по какому коду финансового обеспечения следует учитывать такие средства в 2012 году. СогласноПисьму Минфина РФ № 02-03-05/367, Казначейства РФ № 42-7.4-05/5.1-64 от 03.02.2012 автономные учреждения, которым предоставляются бюджетные инвестиции, обязаны обеспечить ведение бюджетного учета в порядке, установленном Инструкцией № 162н. Отчетность в части операций по бюджетным инвестициям составляется и представляется согласно Инструкции № 191н, то есть аналогично ведению учета и составления отчетности в части публичных обязательств.

К сожалению, в рамках одной статьи подробно рассмотреть все элементы учетной политики не представляется возможным. Поэтому материалы на эту тему будут публиковаться и в следующих номерах журнала под рубрикой «Учетная политика». 

______________________________

[1] Федеральный закон от 21.11.1996 № 129 ФЗ «О бухгалтерском учете» (действует до 31.12.2012). Отметим также, что 01.01.2013 вступает в силу Федеральный закон от 06.12.2011 № 402 ФЗ, в связи чем в учетную политику автономного учреждения с 2013 года также нужно будет внести соответствующие изменения (в конце 2012 года).

Начать дискуссию

Криптовалюта

Лучшие криптообменники Екатеринбурга

Сегодня многие ищут способы купить криптовалюту* в Екатеринбурге, и сделать это можно с помощью крипто-бирж, P2P-сервисов и крипто-обменников. Для тех, у кого в приоритете — анонимность, предпочтительным является последний вариант. Так, криптовалютные обменники не требуют от клиентов никакой другой информации, кроме номеров крипто-кошельков и ников Telegram (для обратной связи с оператором)!

Лучшие криптообменники Екатеринбурга

За бесплатную раздачу продуктов питания могут отменить НДС и налог на прибыль

Депутаты собираются освободить компании от НДС и налога на прибыль за товары, которые отправили на благотворительность.

УСН

Работать на УСН по-простому больше не получится: будут счета-фактуры, книга продаж, декларация НДС

ИП на УСН с доходом в 2024 году более 60 млн рублей автоматически становится плательщиком НДС с первых дней 2025 года. И даже если выбрать ставку 5% без права на вычет, придется оформлять счета-фактуры, формировать книгу продаж и сдавать декларацию по НДС.

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Как учитывать расходы на обучение сотрудников для налога на прибыль

Если организация отправляет сотрудников на обучение, то, при соблюдении определенных условий, эти расходы можно учитывать при расчете налога на прибыль. Рассказываем, как это сделать.

Как учитывать расходы на обучение сотрудников для налога на прибыль

ЕФС-1 с Разделом 2 за первое полугодие 2024: как сдать отчет

Отчетность по «травматизму» подается в составе единой формы ЕФС-1. Рассказываем, как сдать отчет за полугодие 2024 года.

ЕФС-1 с Разделом 2 за первое полугодие 2024: как сдать отчет

Маршрутизация грузоперевозок программным роботом RPA

Мы разработали программного робота RPA, и… робот превзошел все ожидания нашего заказчика (одна из крупнейших транспортных компаний страны).

Маршрутизация грузоперевозок программным роботом RPA
Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Пользователи не могут войти в приложение «Т-Инвестиции»

Клиенты брокера пожаловались на сбой в работе мобильного приложения «Т-Инвестиции».

НДФЛ

Командированные за границу для строительства атомных станций априори будут налоговыми резидентами РФ

Физлица, которые в течение года были в России менее 183 дней, являются нерезидентами РФ. Но есть исключения для ряда случаев. Таких исключений станет больше.

Как оплачивать переработки в командировках: считаем сверхурочные

Если сотрудник в командировке работает в нормальном режиме, оплата рассчитывается по его среднему заработку. Но он может работать в выходные, сверхурочно и в ночное время. Разбираем, как оплачивать сверхнормативное время командированного сотрудника.

Как оплачивать переработки в командировках: считаем сверхурочные

Как без проблем с налоговой работать с самозанятыми

Кроме чеков, заказчики должны заключать с самозанятыми договоры, получать первичные документы, а также следить за лимитом их доходов.

Более 79 млн проводок, 12 млн казначейских платежей и 2 млн мероприятий по кадровому администрированию и расчету зарплаты: «Северсталь – ЦЕС» исполнилось 15 лет

В июле свое 15-летие празднует «Северсталь – ЦЕС» – профессиональная сервисная компания, специализирующаяся на предоставлении услуг консалтинга, аутсорсинга и автоматизации сквозных бизнес-процессов, построении и управлении общими центрами обслуживания, разработке и внедрении цифровых продуктов и ИТ-сервисов, включая решения на базе SAP и 1С.

Шохин: государство не должно контролировать соблюдение соглашений и коллдоговоров

Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) принял участие в совещании по вопросам совершенствования законодательства о занятости и изменений в ТК.

❗️ 15 июля стартовало обучение в летней школе бухгалтера. Скорее присоединяйтесь!

Вчера, 15 июля, в летней школе бухгалтера прошли первые занятия. Сегодня последний день, когда вы можете приобрести любой курс повышения квалификации, а также курсы профпереподготовки для бухгалтеров на УСН и финансовому менеджменту со скидками до -78%. Выбирайте курс и приступайте к обучению!

КоАП РФ

Штрафы за неуведомление о начале предпринимательской деятельности вырастут в два раза

Роспотребнадзор хочет, чтобы предприниматели чаще сообщали ведомству о начале деятельности. Штрафы за неуведомление для юридических лиц могут вырасти до 48 тысяч рублей.

МИР

Карты «Мир» начали принимать в Мьянме

Пока что платежная система «Мир» в Мьянме работает только в некоторых ресторанах и торговых центрах.

Бухгалтерский учет

Бухучет для начинающих: рассказываем о дебетах, кредитах и первичке простым языком

Как устроена профессия бухгалтера, с какими задачами он работает и что означают все эти странные сокращения (НДС, ПСН, ЕСН и др.) — разбираемся в основах бухгалтерии.

Иллюстрация: Вера Ревина /Клерк.ру
Госзакупки

Раздельный учет по госконтрактам исполнителей: зачем это нужно и как избежать штрафов

Минфин предложил внести изменения в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП), которые предусматривают введение санкций за несоблюдение правил ведения раздельного учета при исполнении госконтрактов.

Раздельный учет по госконтрактам исполнителей: зачем это нужно и как избежать штрафов

Роструд: из основных работников в совместители можно перейти только через увольнение

Устроиться на работу по совместительству, не имея основной, нельзя. Даже если это временная работа на 0,5 ставки и позиционируется как подработка.

Ипотека

Ипотека на индивидуальное жилищное строительство достигла рекордных 385 млрд рублей

Построить дом по собственному проекту в три раза дешевле, чем приобрести квартиру в крупном городе.

Интересные материалы

Ведение бизнеса

Как продавать товары за границу из России: интернет-магазин или маркетплейс

​​Многие предприниматели рассматривают выход на зарубежный рынок для расширения своего бизнеса. Такой шаг позволяет привлечь новых клиентов, увеличить прибыль, сформировать новые бизнес-связи за счет экспорта товаров за границу.

Как продавать товары за границу из России: интернет-магазин или маркетплейс