Минфин предлагает сократить расходы на пенсионную систему и оборону. Тем самым глава ведомства Андрей Силуанов поддерживает позицию уволенного из министерства Алексея Кудрина. Делает он это более аккуратно, чем его предшественник, но на победу ему тоже не стоит рассчитывать. Власти не станут экономить на пенсионерах и оборонке, считают экономисты.
Минфин предлагает сократить расходы бюджета ровно на столько, сколько надо для сохранения дефицита бюджета в тех размерах, которые были прописаны законом на следующие два года. В 2013 году дефицит бюджета запланирован на уровне 1,6% ВВП, в 2014-м – 0,7% ВВП, а к 2015 году бюджет должен выйти на нулевой баланс. Для сохранения макроэкономической ситуации стоит избежать дефицита бюджета выше этих уровней, считают в Минфине.
С учетом уточнения объемов расходных обязательств и доходов средств явно недостаточно для сохранения запланированных показателей дефицита бюджета. В 2013 году недостает 146,4 млрд рублей, в 2014 году – 632,3 млрд рублей, в 2015 году – 1,222 трлн рублей.
В параметрах бюджета на 2013–2015 годы учтена реализация задач, поставленных в предвыборных статьях президента РФ Владимира Путина, по повышению уровня оплаты труда, стипендий, поддержке многодетных семей, развитию инфраструктуры, совершенствованию системы военной службы. В целом в 2013–2020 годах на эти цели потребуется около 3,5 трлн рублей, в том числе на ближайшую трехлетку – 686,7 млрд рублей.
При этом, по оценке Минфина, доходы бюджета в эти годы снизятся. В 2013 году они снизятся по сравнению с законодательно утвержденными параметрами на 310,5 млрд рублей, или на 0,8% ВВП, до 12,395 трлн рублей (18,8% ВВП), в 2014 году – на 449,6 млрд рублей, или на 0,9% ВВП, до 13,642 трлн рублей (18,6% ВВП).
Такие расчеты содержатся в доработанных с учетом замечаний предложениях Минфина по формированию основных параметров федерального бюджета на 2013 год и плановый период 2014–2015 годов, направленных в правительство РФ, передает «Интерфакс».
Надо резать
Самое интересное, что Минфин предлагает оптимизировать расходы в основном за счет сокращения расходных статей на пенсионную систему и оборону. Резать траты предлагается с 2014 года вплоть до 2020 года, постепенно увеличивая объем сокращенных расходов. Таким образом, ведомство под началом Андрея Силуанова идет по тому же пути, что и бывший министр финансов Алексей Кудрин, который был уволен из-за резкой критики раздуваемых Дмитрием Медведевым трат на оборонку.
Но, в отличие от Кудрина, новый министр финансов не позволяет себе резких высказываний и требований в адрес президента или главы правительства, а описал свои предложения в рабочем порядке.
Опрошенные газетой ВЗГЛЯД экономисты поддерживают Минфин в его желании урезать расходы на пенсионную систему и оборону, но сомневаются, что власть даст это сделать.
«Позиция Минфина понятна и оправданна. Ведомство более реалистично оценивает то, что происходит в экономике. Оно видит, что с такими темпами экономического роста (снижение темпов – прим.) и с такими ценами на нефть (падение цен – прим.), с учетом того, что, скорее всего, дальше будет еще хуже, денег на выполнение бюджетных обязательств будет не хватать. Кроме того, когда потом будут спрашивать, почему же такой большой дефицитный бюджет оказался, Минфин сможет сказать: «Я же предлагал, я же предупреждал», – говорит газете ВЗГЛЯД директор департамента стратегического анализа ФБК Игорь Николаев.
Минфин ратует за сокращение либо просто крупных статей расходов, либо недавно увеличенных. И такой принцип вполне оправдан, считает начальник аналитического отдела ИК «Церих Кэпитал Менеджмент» Николай Подлевских. Но есть и другой способ сбалансировать расходы и доходы бюджета: за счет увеличения доходной части бюджета. «Здесь еще есть большие возможности по увеличению налогов как для черной, так и для цветной металлургии. Можно приветствовать стремление ввести нормальный налог на имущество и в первую очередь на недвижимость. На этом пути скрыты большие резервы», – замечает Подлевских.
Если власти не пойдут на предложенный Минфином вариант сокращения расходов на пенсионеров и оборону, тогда, действительно, остается наращивать доходы за счет заимствований или роста налоговых доходов. Налоговое бремя может утяжелиться не только для металлургов и для владельцев недвижимости, но и для курильщиков и употребляющих крепкие алкогольные напитки. В правительстве как раз обсуждают законопроекты о более резком повышении акцизов на табак и спирт, чем думалось ранее.
Пенсионная реформа
Игорь Николаев из ФБК считает, что «никто не даст снизить расходы на пенсионеров и военнослужащих, которым подняли денежное довольствие в три раза, и на оборону в целом, ведь столько раз повторяли, что эти обещания сделаны не в угаре предвыборного популизма».
«Я думаю, что будут ретушировать некоторые меры, чтобы сами пенсионеры оплатили сохранение пенсий. К примеру, сейчас с 1 июля повышаются тарифы естественных монополий, в том числе на 15% на газ. Но оказалось, что 80% дохода от повышения цен на газ государство заберет у Газпрома себе в виде повышенного НДПИ. В значительном количестве эти деньги пойдут не монополии, а государству в бюджет, из средств которого оно расплачивается за пенсии», – рассуждает Николаев, добавляя, что подобного рода схемы власть будет стараться использовать только в крайнем случае. «Вряд ли мы увидим сокращение пенсий, мало кто в правительстве захочет дать такой повод для роста протестных настроений», – соглашается директор по анализу финансовых рынков и макроэкономики УК «Альфа-Капитал» Владимир Брагин, который также считает необходимым сокращать расходы в складывающихся условиях.
В трудном пенсионном деле правильней было бы идти не по пути сокращения расходов на пенсионеров, а по пути увеличения пенсионного возраста, считает Николай Подлевских. Правда, это тоже социально непопулярная мера, и ее Минфин также предлагал. «Только таким путем можно было бы найти долгосрочный способ сбалансировать поступления и расходы Пенсионного фонда. В то время как решения по сокращению расходов Пенсионного фонда очень быстро уткнутся в потолок относительно безболезненных сокращений. Дальнейшее сокращение будет тоже наращивать ком социальных проблем. И этот ком будет расти по мере выхода на пенсию поколения беби-бумеров», – считает Подлевских.
Оборонка
Сомневаются эксперты и в том, что расходы на оборонку будут уменьшены. Хотя Брагин считает, что здесь больше шансов добиться сокращения трат, чем на пенсионную систему.
Если верить открытым публикациям оценки угроз и способностей страны реагировать на эти угрозы, то стоит согласиться с доктриной о том, что нам нужно резко наращивать оборонные возможности, говорит Подлевских. Правда, в детали оборонных расходов посвящен лишь узкий круг людей. «Но пример с увольнением бывшего министра финансов Кудрина показывает, насколько остро там идет схватка», – говорит он.
Однако надо не только увеличивать расходы на оборону, но и «быстро наращивать организационные возможности контроля оборонных расходов, оценки эффективности их использования; воссоздавать систему государственного контроля и приемки». «Это большая, длительная и квалифицированная работа. Но в основном она не лежит в области компетенции Минфина», – добавляет эксперт.
Как резать
Минфин предлагает сократить расходы на национальную оборону и правоохранительную деятельность в 2014 году на 262,1 млрд рублей, или на 5,4% от общих расходов на эти две статьи в бюджете (2737 млрд рублей – на национальную оборону и еще 2072 млрд рублей – на национальную безопасность и правоохранительную деятельность). Для сравнения: на эти средства можно было бы построить целых 11 подводных лодок «Юрий Долгорукий» (стоят около 23 млрд рублей), хотя их всего будет сделано только восемь в этом десятилетии.
С 2015 года предлагается ежегодно уменьшать расходы по 650–700 млрд рублей вплоть до 2020 года. На эти средства каждый год можно было бы строить по целой 21 подлодке типа «Северодвинск» (стоит более 20 млрд рублей).
В результате реализации комплекса мер по сбалансированности пенсионной системы Минфин предлагает сократить расходы в этой части в 2014 году на 218,3 млрд, или на 5,2% от общих расходов на социальную политику. Всего в этот год на социальную политику (куда включены расходы на пенсионную систему) планируется потратить 4163 млрд рублей. Далее Минфин также предлагает увеличить объем сокращений с 417,4 млрд рублей до 1,921 трлн рублей в 2020 году.
За счет сокращения на 5% расходов на госзакупку Минфин рассчитывает снижать расходы по 75–80 млрд рублей ежегодно с 2013-го по 2020 год.
Благодаря такой политике урезания средств с 2016-го по 2020 год Минфин ожидает профицит бюджета РФ: в 2016 году – в размере 0,1% ВВП, в 2017-м – 0,3% ВВП и в 2018–2020 годах – по 0,5% ВВП.
Ненефтегазовый дефицит бюджета в 2020 году, предположительно, будет снижен до 7,4% ВВП. При этом в 2013 и 2014 годах ожидается снижение ненефтегазового дефицита бюджета на 0,2 п. п. по сравнению с утвержденными законодательством параметрами на эти годы, до 10,1% и 8,9% ВВП.
Комментарии
2Они не дурят, они нас готовят, адаптируют к этой мысли. Потом потихоньку сделают и никто не будет сопротивлятся.
дурят нас. согласна. Нужен жесткий контроль за целевыми ДС.
Есть еще путь сокращения трат - ремонт наших дорог. Кто может сказать: почему здесь дороги требуют ремонта каждые пол-года? Не успели сделать - опять все завалилось, вымылось и т.п...
А почему в Анадыре турецкие рабочие сделали дороги так, что ничего не заваливается, не вымывается и пр?? Это - в условиях ВЕЧНОЙ МЕРЗЛОТЫ.
Почему бы нашим "мастерам" не поучится у зарубежных гастарбайтеров? Конечно, многие потом останутся без работы... а разве только дороги у нас требуют вложений? Вчера буквально прочитала статью о закрытии детских домов с больными детьми, т.к. пожарные инструкции типа не выполняются... А рядом объявление - куплю землю. Грустно ...
Если нашим министрам уменьшить з/плату, то кто купит землю под особняк на бывшей территории детского дома?