Количество онлайн-сервисов для бизнесменов – в том числе и бухгалтерских – продолжает увеличиваться. Но за что люди в реальности готовы платить? Всегда ли клиентам предлагают то, что им действительно нужно?
У руководителя проекта «Эльба» компании СКБ-Контур Евгения Кобзева есть свой взгляд на эту тему, который он и объяснил в беседе с корреспондентом ИА "Клерк.Ру" Сергеем Васильевым.
Так за что же, по-вашему, готова платить аудитория, Евгений?
За понятное и быстрое решение какой-то серьезной проблемы. Известно, например, что многочисленные (и недешево стоящие) приложения, входящие в Microsoft Office, используются потребителями не более, чем на 10%. Есть отечественные сервисы, которые пытаются охватить все и сразу, но это перегружает их, отвлекает ресурсы разработки, и в итоге человека разочаровывает.
Когда говорят от SaaS (программном обеспечении как услуге) для бизнеса, ориентируются на американцев, у которых несколько лет назад «выстрелило» предложение в сфере CRM. Но тема «как сделать продажу быстрее, качественнее, как угодить клиенту» - это мало кому в России интересно, потому что в среде бизнеса нет серьезной конкуренции. У наших мелких предпринимателей нет проблемы, как стать эффективнее. Наверное, в банковской среде она есть, потому что банков много, и они друг от друга ничем не отличаются. А если парикмахерская в доме одна, у нее и так очередь из клиентов.
Понятно, работать над собой малым предпринимателям не нужно. А что же им нужно?
Предпринимателям интересно, чтобы сервис по-настоящему обеспечивал решение проблемы взаимодействия с государством. Как можно меньше усилий тратить на административные барьеры – это главное. А клиент такого сервиса мог бы сосредоточиться на ведении своего дела. Я сейчас имею в виду не только отчетность. Это и регистрация, и закрытие компании, выяснение задолженностей, правильное оформление первичной документации, оптимизация, использование вычетов. Например, часть отчетности мы, кстати, делаем бесплатно, в качестве бонуса. Если бы такого бонуса с нашей стороны не было, мы бы не имели такого количества клиентов.
Я напомню, что «Эльба» - сервис не для бухгалтеров. Для них у нас есть «Эврика». А «Эльба» - именно для тех людей, для кого бухгалтерия – слово неведомое. Но это, кстати, не означает, что бухгалтеры нас обходят за версту. Как раз наша простота некоторых и привлекает.
Но в «Моем деле», например, есть справочно-правовая система, и они, наоборот, считают это преимуществом.
Я не очень понимаю, зачем она там нужна. Зачем человеку из малого бизнеса читать какие-то там законы? Такая система нужна главбуху, и то раз десять в год, а владелец небольшого бизнеса найдет описание своей ситуации в Гугле или спросит в разделе «Вопросы и ответы» (он и у нас есть, и у "Моего дела"). Ему не нужно знать, что написано в том или ином разделе Налогового кодекса, ему нужно решить проблему. В итоге он задает вопрос эксперту, а мы уже сами несем ответственность за правильность выбора.
Чем сложнее система, тем сложнее пользователю поверить, что он сможет в ней вести свои дела без бухгалтера. Нельзя делать систему одинаково хорошую для бухгалтеров и для предпринимателей. Это люди с разной психологией и разными потребностями.
Вы утверждаете, что можете решить основную, на ваш взгляд, проблему малого бизнеса – его отношения с государством. А что дает вам возможность для таких заявлений?
Пожалуй, главная наша сила в том, что «Эльба» - проект большой компании, крупнейшего спецоператора по отчетности. Пока конкуренты используют решения других спецоператоров, мы справляемся самостоятельно. И поэтому быстрее понимаем, почему отчет вернулся или задержался.
Процесс исследования потребностей пользователей поставлен у нас на промышленную основу, мы делаем это последовательно и осмысленно на всех этапах проектирования и разработки. Плюс у нас беспрецедентная техподдержка, 24 часа в сутки, 7 дней в неделю. Мы и в майские праздники, когда шла подготовка отчетности, не закрывали колл-центр - круглосуточная поддержка кажется нам не менее важной вещью, чем разработка.
Евгений, сильные стороны сильными сторонами, но немалое количество людей не доверяет вести свою документацию посторонним людям (а в случае онлайн-сервиса, скорее, посторонним машинам). Как с этим быть?
Недоверие к онлайн-сервису, конечно, есть. Еще не до конца сложилась структура потребления. Но мы решаем серьезную проблему, и человек выбирает - либо он делает все сам и идет на почту занимать очередь, чтобы сдавать отчетность, либо доверяет нам.
Комментарии
23Зачем пытаться отобрать работу у бухгалтеров и создать дополнительные проблемы предпринимателям?????
Если предпринимаетли сами будут вести бухгалтерский и налоговый учет, - где гарантия, что они все будут делать правильно?
Вы отбираете хлеб с маслом и икрой у бухгалтеров