Взрослые и сильные рубили и ломали; малолетние и слабосильные сгребали мусор и свозили его к реке. От зари до зари люди неутомимо преследовали задачу разрушения. Они сами не понимали, что делают, и даже не вопрошали друг друга, точно ли это наяву происходит. Они сознавали только одно: что конец наступил….
М.Салтыков-Щедрин “История одного города”.
Совсем недавно новый Министр культуры РФ Владимир Мединский вновь поднял на поверхность тему Мавзолея и Ленина, призвав власти всерьез обдумать вопрос о похоронах вождя со всеми почестями и государственной помпой. Своевременное предложение министра почти единодушно поддержали и парламентарии и представители церкви, приведя при этом великое множество остроумных аргументов в пользу того, что “тело Ленина должно, наконец, упокоиться”, “человека следует похоронить по христианской традиции” и “красному тирану не место на Красной Площади”.
Несмотря на то, что все вышеприведенные тезисы друг друга стоят, последние два выглядят и вовсе ущербно. Во-первых, говорить о том, что один из наиболее образованных людей своей эпохи, атеист, критиковавший религию с научных позиций, что-то и кому-то там должен в соответствии с христианской традицией, мягко говоря, неумно. Во-вторых, Ленин – это не английская королева и не американский президент, чтобы судить о нем по критерию “нравится - не нравится” и на основании этого делать какие-то впереди бегущие выводы. Просто потому, что счеты с историей на основании личных предпочтений, обид, фобий или психических расстройств не сводятся. В идеале вообще не сводятся.
Поэтому основное внимание общественности сторонники выноса Ленина из Мавзолея акцентируют все же на моральном реверансе в сторону якобы справедливого отношения к усопшему и необходимости соблюдения формальностей, обусловленных требованиями законодательства. Похоронить, как того требует закон и нравственный долг потомков – на том и весь сказ. И это притом, что все законные и моральные формальности и обществом и государством были соблюдены еще лет 90 назад.
По всей видимости, господа бывшие коммунисты, нынешние либералы, попы и сочувствующая им интеллигентская тусовка за полсотни лет развешивания по стенам ленинских портретов, установкой и последующим демонтажем памятников и непрекращающимся глумлением над вождем запамятовали, что Ленин уже был похоронен. Был похоронен, страшно сказать, аж в 1924 году. Место его захоронения – Россия, Москва, Красная Площадь, Мавзолей. И похоронен он здесь в полном соответствии с законодательством и с соблюдением всех сопутствующих ритуалов и обычаев.
Забывают законтворцы-реформаторы и о действующем сейчас федеральном законе 1996 года о погребении и похоронном деле, который определяет погребение как обрядовые действия по захоронению тела человека после его смерти в соответствии с обычаями и традициями. То есть абсолютно любым образом, главное, чтобы обычаи и традиции не противоречили санитарным требованиям. В соответствии с законом погребение может осуществляться путем предания тела умершего земле - захоронения в могилу, или склеп (мавзолей), огню (кремация с последующим захоронением урны с прахом), а также воде.
При этом местами погребения могут являться участки земли с сооружаемыми на них кладбищами и крематориями, а также иные здания и сооружения, предназначенные для осуществления погребения умерших. При этом создаваемые, а также существующие места погребения не подлежат сносу и могут быть перенесены только по решению органов местного самоуправления в случае угрозы постоянных затоплений, оползней, после землетрясений и других стихийных бедствий.
В свою очередь Уголовный кодекс РФ предусматривает уголовную ответственность за надругательство над телами умерших либо уничтожение, повреждение и осквернение мест захоронения, надмогильных сооружений или кладбищенских зданий, предназначенных для церемоний в связи с погребением умерших или их поминовением.
Между прочим, данные деяния, будучи совершенными группой лиц по предварительному сговору, равно как по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы, наказываются лишением свободы на срок до пяти лет. Много это или мало? В данном конкретном случае, безусловно, мало. Однако же если квалифицировать действия похоронной бригады им. Ленина как следует и добавить к надругательству еще и уничтожение памятника, а также возбуждение ненависти и вражды, то по совокупности составов выйдет довольно порядочное наказание.
К слову, сам министр Мединский уже неоднократно ставил в укор рядовым обывателям то, что они совсем не знают истории собственной страны, а государственным деятелям – плачевное состояние исторической науки и учебной дисциплины “отечественная история”, кое-как преподаваемой в школах и институтах. Тем более странным представляется намерение министра, взывающего к исторической памяти народа, опустить один из наиболее узнаваемых и традиционно ассоциируемых с Россией исторических и культурных символов.
Стоит отметить, что министр – человек в системе новый, со свежим взглядом на все происходящее в культуре и искусстве. Отсюда, по идее, он как никто другой из высшего эшелона власти должен обращать внимание на основные проблемные места и диагностировать главные язвы многострадальной отечественной культуры. Ну, и бороться с ними по мере министерских сил, амбиций и административного ресурса.
Разумеется, бороться с таким болотом, как культура – не хватит ни административного ресурса, ни патронов. Поэтому куда логичнее бороться не системно, а избирательно, то есть с наибольшим злом, минуя незначительные проблемы в порученной области. Вероятно, министр Мединский пошел именно по этому пути, и вынос тела Ленина из Мавзолея – это и есть первоочередная задача текущего момента.
Понятно, никаких других проблем российская культура не знает. Еще бы! Что ни город – то сеть современных библиотек, выставочных залов, консерваторий и театров. Что ни день – то премьеры, представления, выступления, аншлаги и балет с кордебалетом. Народ знает культуру и любит культуру. Музеи, библиотеки и театры просто ломятся от той денежной наличности, которую страждущая просвещенная публика спешит нести в поисках культурного досуга и духовного развития.
Словно в соответствии с рекомендациями писателя Антона Чехова люди на улицах и в заведениях приветливы, вежливы и чистоплотны. Они не режут друг друга на улицах, в подъездах и очередях, не избивают своих соседей по праздникам и в будни, не калечат никого на дорогах и в автомобильных пробках. Ходят все из себя такие культурные-прекультурные. Прямо-таки скорее даже и не ходят, а парят над материальной обыденностью. Особенно наглядно степень культурного развития и неимоверный объем духовного багажа проявляется на почве межнациональных взаимоотношений. Да что там! Немало достается от российского радушия и хлебосольства и иностранцам.
Весь просвещенный мир в полнейшем восторге оттого, что несколько десятилетий тому назад обновленная Россия, упразднив последние барьеры, предоставила широким массам возможность путешествовать по миру. В общем, культуры у нас хоть экспортируй. Впрочем, есть еще в российской культуре разного рода негативные проявления – типа шоу-бизнеса и постмодернистов всех мастей. А так в стране все в полном порядке. Осталось вот только Ленина похоронить. Второй раз.
Комментарии
18"свою очередь Уголовный кодекс РФ предусматривает уголовную ответственность за надругательство над телами умерших либо уничтожение, повреждение и осквернение мест захоронения, надмогильных сооружений или кладбищенских зданий, предназначенных для церемоний в связи с погребением умерших или их поминовением."
Ну да, конечно, а периодическое ребальзамирование - это просто так. Т.е. захоронить нельзя, а таскать туда-сюда тело можно.
Долго еще будет над Россией висеть это наследие пролетарской культуры "дамокловым мечем"?!... Закопать Иуду !!! А лучше сжечь и пепел разметать по ветру !
А по-моему остроумно. Миленько так.... со сслыкой на законы...
А лично Мединскому статью в почту послали?
А вопрос о захоронении это действительно вопрос идеологии. Мне, например, все равно. Но денег себя как налогплательщика жалко. Но с другой стороны сама помню как три часа в детстве в очереди стояла, чтобы посмотреть....Получается часть культурного наследия? Опять же у него кажется потомки есть - может они должны решать?