В связи с изменениями в налоговом законодательстве предлагаем рассмотреть порядок начисления и уплаты ЕСН, страховых взносов в бюджет ПФР, ФОМС, ФСС с выплат, производимых иностранным гражданам, работающим по трудовым договорам и договорам гражданско-правового характера, а также налога на доходы физических лиц
- Правовой статус иностранных граждан в РФ
- Найм иностранных работников
- Единый социальный налог
- Страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний
- Налог на доходы физических лиц
В Европе никого не удивляет, когда гражданин одного государства работает в другом или периодически выезжает в третьи страны в силу трудовых отношений или в целях оказания независимых личных услуг. В России такая практика хотя и не распространена, однако она существует и имеет все основания для дальнейшего развития.
В статье уделяется внимание вопросам налогообложения доходов иностранных граждан в РФ от работ по найму, а также лиц, производящих выплату указанных доходов.
1. Правовой статус иностранных граждан в РФ
Правовой статус, процедура приглашения на въезд в РФ, регистрации, учета и оформления на работу иностранных граждан определены Федеральным законом от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".
В нем определены понятия «иностранный гражданин» и «лицо без гражданства» (п. 1 ст. 2 Закона).
Иностранный гражданин - физическое лицо, не являющееся гражданином РФ и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства.
Лицо без гражданства - физическое лицо, не являющееся гражданином РФ и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства.
Понятие "иностранный гражданин" включает в себя понятие "лицо без гражданства".
Иностранным работником является иностранный гражданин, временно пребывающий в РФ и осуществляющий в установленном порядке работу на основании трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг).
Кроме того, иностранный гражданин может осуществлять деятельность в РФ без образования юридического лица. Для этого он должен быть зарегистрирован в РФ в качестве индивидуального предпринимателя.
Иностранные граждане пользуются в РФ правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, за исключением оговоренных законодательством случаев.
Иностранные граждане подразделяются на 3 группы:
- временно пребывающие в РФ, у которых нет вида на жительство или разрешения на временное проживание;
- временно проживающие, получившее разрешение на временное проживание;
- постоянно проживающие в РФ, получившее вид на жительство.
Правовой статус иностранных работников важно уяснить для целей налогообложения получаемых ими доходов ЕСН.
2. Найм иностранных работников
1 ноября 2002 года вступил в силу Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 115-ФЗ). Согласно статье 13 данного Закона для привлечения к работе иностранца работодатель и заказчик работ (услуг) должен получить на это разрешение.
При нарушении правил привлечения иностранцев к работе (без такого разрешения) взимается штраф в размере от 1000 до 2 000 руб. (ст. 18.10 Административного кодекса РФ).
Как получить разрешение, сказано в Постановлении Правительства РФ от 30 декабря 2002 г. N 941 "О порядке выдачи иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на работу".
Разрешение выдается территориальными органами МВД РФ (УВД). Работодатель (заказчике) обращается к ним с заявлением и прилагает к нему перечисленные в Постановлении № 941 документы.
Если уполномоченными органами вынесено положительное решение о выдаче разрешения, то организации надо заплатить за его выдачу государственную пошлину. За каждого иностранного работника на специальные счета перечисляется по 3000 руб. (пп. 8 п. 7 ст.4 Закона РФ «О государственной пошлине» № 2005-1 от 09.12.91). Эти суммы являются расходами по подбору персонала, следовательно, согласно пп. 8 п. 1 ст. 264 НК РФ, на них можно уменьшить налогооблагаемый доход, включив в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией.
Есть иностранцы, которые могут трудиться в нашей стране без всяких разрешений. Их права оговорены в межгосударственных и межправительственных соглашениях. Так, согласно пунктам 1 и 2 решения Высшего совета сообщества Белоруссии и России от 22 июня 1996 г. N 4, это касается граждан Республики Беларусь.
Не нужно получать разрешения на работу: постоянно проживающим в РФ иностранным гражданам, студентам, работающим во время каникул, приглашенным из-за рубежа преподавателям, работникам иностранных производителей или поставщиков при выполнении монтажных (шефмонтажных) работы, сервисного и гарантийного обслуживания и ряду других перечисленных в Законе граждан.
Иностранный гражданин, временно пребывающий в РФ, имеет право осуществлять трудовую деятельность только при наличии разрешения на работу. Он может трудиться только на той территории, на которой ему разрешено временное проживание.
Работодатель или заказчик может принять на работу временно пребывающего в РФ иностранного гражданина. Работодатель направляет ходатайство в УВД о выдаче приглашения на въезд, прилагает копию своего разрешения на привлечение иностранных работников и документы, необходимые для выдачи разрешения на работу для каждого иностранного работника персонально. Одновременно с оформленным приглашением, УВД выдает работодателю разрешение на работу для каждого иностранного работника.
Разрешение на работу выдается работодателю или заказчику работ (услуг) для каждого иностранного работника, при условии внесения работодателем или заказчиком работ (услуг) в установленном порядке залога. Залог вносится в размере, достаточном для того, чтобы иностранный работник выехал из РФ соответствующим видом транспорта при возвращении на родину. Если иностранец добровольно покинет пределы РФ, залог работодателю возвращается. Если потребуется депортация, из суммы залога миграционная служба оплатит доставку иностранного гражданина на его родину.
За выдачу иностранному гражданину разрешения на работу взимается госпошлина в размере 1 000 руб., за оформление приглашения на въезд - 200 руб. (пп. 4 и 9 п. 7 ст.4 Закона РФ «О государственной пошлине»)
Работодатель обязан уведомить налоговый орган по месту своего учета о привлечении иностранных работников и своих отношениях с ними.
Как оформить эти затраты в бухгалтерском учете работодателя?
Внесение и возврат залога оформляются бухгалтерской проводкой:
Дебет 009 «Обеспечение обязательств и платежей выданные» и Дебет 76 Кредит 51
- перечислен залог за иностранного работника в миграционную службу;
Кредит 009 «Обеспечение обязательств и платежей выданные» и Дебет 51 Кредит 76
- возвращен миграционной службой залог за иностранного работника.
При осуществлении за счет средств залога депортации работника:
Кредит 009 «Обеспечение обязательств и платежей выданные» и Дебет 20 (26,44) Кредит 76
- отражено списание залоговых сумм.
В налоговом учете расходы по оплате государственных пошлин относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией (пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ). Иные затраты, связанные с привлечением на работу иностранцев (к примеру, невозвращенный залог) могут быть учтены в качестве расходов по набору работников, включая расходы на услуги специализированных организаций по подбору персонала в составе прочих расходов (пп. 8 п. 1 ст. 264 НК РФ).
3. Единый социальный налог
Объектом налогообложения ЕСН признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, а также по авторским договорам.
Не возникает объекта налогообложения, если такие выплаты не отнесены к расходам работодателя, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций в текущем отчетном (налоговом) периоде (ст.236 НК РФ).
Не включаются в объект налогообложения вознаграждения, выплачиваемые индивидуальным предпринимателям (п.1 ст.236 НК РФ).
В 2001-2002 годах организации, которые нанимали на работу иностранцев, могли не платить ЕСН с выплат, начисленных этим работникам. Если, конечно, эти работники не имели права на пенсионное, социальное обеспечение и медицинскую помощь в нашей стране за счет средств соответствующих государственных внебюджетных фондов. Эта льгота была предусмотрена п. 2 ст. 239 НК РФ.
Однако с 1 января 2003 года этот пункт Налогового кодекса РФ был изменен, и льгота отменена. Это значит, что теперь организациям придется уплачивать ЕСН с выплат, начисленных в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, независимо от права иностранных физических лиц на получение благ из соответствующих внебюджетных фондов. Конечно, если иной порядок не прописан в международных договорах.
Согласно ст.62 Конституции Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
При наличии международного договора между Российской Федерацией и иностранным государством, следует руководствоваться нормами международного договора в части пенсионного, социального обеспечения и медицинской помощи иностранных граждан и лиц без гражданства.
При отсутствии международного договора между Российской Федерацией и иностранным государством применение вышеуказанных норм регулируется законодательством Российской Федерации.
Если иностранные граждане и лица без гражданства, осуществляющие на территории РФ деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей в соответствии с международным договором, законодательством РФ, не обладают правом на государственное пенсионное, социальное обеспечение, медицинскую помощь за счет средств ПФ РФ, ФСС РФ, фондов обязательного медицинского страхования, то они освобождаются от уплаты налога в части, зачисляемой в федеральный бюджет, ФСС РФ, ФОМС.
3.1.Пенсионное страхование
Обязательное пенсионное страхование введено в РФ с 01.01.2002 Федеральным законом от 15.12.01 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации (далее Закон № 167-ФЗ).
Статьей 3 Закона N 167-ФЗ установлено, что страховые взносы на обязательное пенсионное страхование представляют собой индивидуально возмездные обязательные платежи, которые уплачиваются в бюджет ПФР и персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете.
Право на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации реализуется в случае уплаты страховых взносов в соответствии с данным Законом (п.2 ст.7 Закона № 167 ФЗ).
Иностранные граждане и лица без гражданства на общих основаниях с гражданами России имеют право на трудовую пенсию. Это установлено в ст. 3 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Эти граждане должны быть застрахованы в соответствии с п. 7 Закона № 167-ФЗ. Застрахованным лицам выдаются страховые пенсионные свидетельства. Определяющим обстоятельством для установления права иностранных граждан на пенсионное обеспечение по законодательству РФ является их статус как постоянно проживающих на территории РФ.
Работодатели, осуществляющие свою деятельность на территории Российской Федерации, независимо от форм собственности и финансово-хозяйственной деятельности, могут уплачивать налог в части, зачисляемой в ПФР, только за тех иностранных граждан, которые имеют статус постоянно проживающих в Российской Федерации.
Следовательно, работодатель, привлекающий иностранного гражданина для выполнения работ, должен установить, имеет ли иностранный гражданин статус постоянно проживающего в РФ, то есть имеет ли он отметку в паспорте о регистрации по месту жительства на территории РФ, вид на жительство с правом постоянного проживания, или наличие у него свидетельства о регистрации по месту жительства на территории РФ.
Это относится и к гражданам государств, ранее входивших в состав СССР, включая граждан государств-участников СНГ.
На выплаты, производимые иностранным гражданам, временно пребывающим на территории Российской Федерации, ЕСН в части пенсионного обеспечения работодателями не начисляется. Это следует из п. 3 Закона № 173-ФЗ, эта позиция подтверждена в Методических рекомендациях по порядку исчисления и уплаты единого социального налога, утвержденных приказом МНС России от 05.07.02 N БГ-3-05/344 .
Вывод. ЕСН в части федерального бюджета начисляется по ставке 28 % на выплаты и вознаграждения, выплачиваемые иностранным гражданам и лицам без гражданства, работающим как по трудовым договорам, так и по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг), авторским договорам.
Сумма, подлежащая оплате в федеральный бюджет, может быть уменьшена на вычет в виде взносов на обязательное пенсионное страхование. Предоставления вычета зависит от того, есть ли у иностранного гражданина вид на жительство в РФ. Если у гражданина есть вид на жительство, он постоянно проживает на территории РФ, вычет предоставляется. Если вида на жительство нет, вычет не предоставляется, поскольку права на трудовую пенсию в РФ такой иностранный гражданин не имеет.
Пример 1.
Организация торговли приняла на работу по трудовому контракту двух иностранных граждан (Петрова и Сидорова), которые прибыли из страны, с которой у России нет договора об избежании двойного налогообложения и ограничения прав иностранцев в обеспечении социальных гарантий.
Гражданин Петров, 1973 г. рождения, в 3 марта 2003 г. получил вид на жительство в России и считается постоянно проживающим на территории РФ.
Гражданин Сидоров имеет разрешение на временное проживание в РФ в течение полугода (с января по июнь 2003 г.).
Оба гражданина получают в мае 2003 г. за свой труд должностной оклад 1 000 руб. в месяц.
Бухгалтер в учете осуществит следующие бухгалтерские проводки:
Дебет 44 Кредит 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»
- 2 000 руб. - начислено вознаграждение за работу в мае Сидорову и Петрову;
Дебет 44 Кредит 69 субсчет "Расчеты с федеральным бюджетом в части ЕСН "
- 560 руб. (2 000 руб. * 28%) – начислен ЕСН, уплачиваемый в федеральный бюджет на заработную плату иностранных граждан;
Дебет 69 "Расчеты с федеральным бюджетом в части ЕСН" Кредит 69 субсчет «Расчеты с ПФР по финансированию страховой части трудовой пенсии"
- 110 руб. (1000 руб. х 11%) - начислены страховые взносы в ПФР на финансирование страховой части трудовой пенсии Петрова, постоянно проживающего в РФ;
Дебет 69 субсчет "Расчеты с федеральным бюджетом в части ЕСН"
Кредит 69 субсчет "Расчеты с ПФР по финансированию накопительной части трудовой пенсии"
- 30 руб. (1000 руб. х 3%) - начислены страховые взносы в ПФР на финансирование накопительной части трудовой пенсии Петрова, постоянно проживающего в РФ.
Сидорову такой вычет не предоставляется, поскольку он временно проживает на территории РФ и не имеет права на трудовую пенсию.
Для организации в этом случае никакой экономии не возникает, все равно она обязана перечислить ЕСН в федеральный бюджет в размере 28% с дохода обоих граждан. Петров имеет вид на жительство, страховое свидетельство ПФ РФ ему оформит.
3.2. Медицинское страхование
Право иностранца на обязательное медицинское обслуживание также зависит от того, постоянно или временно он проживает на территории РФ, а также от вида его договора, заключенного с работодателем (заказчиком).
Иностранные граждане, постоянно проживающие в РФ, имеют такие же права и обязанности в области медицинского страхования, как и граждане РФ, если международными договорами не предусмотрено иное (ст.8 Закона РФ от 28.07.1991 N 1499-1 "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации", далее Закон № 1499-1). Им оформляется страховой полис и производятся начисления ЕСН в части, зачисляемой в ФОМС.
Согласно ст.8 Закона 1499-1 медицинское страхование иностранных граждан, временно находящихся в Российской Федерации, осуществляется в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. Фактически Правительством Российской Федерации не установлен порядок медицинского страхования иностранных граждан, временно находящихся в Российской Федерации и работающих по трудовым договорам.
Надо руководствоваться Постановлением Правительства РФ от 11.12.1998 N 1488, которое утвердило "Положение о медицинском страховании иностранных граждан, временно находящихся в Российской Федерации".
В пункте 2 этого документа установлено, что такие иностранцы имеют право на медстрахование, если они:
- работают в России по трудовому договору;
- проживают в РФ более 183 дней в календарном году.
Если хотя бы одно из этих условий выполняется, организация должна начислить за работника ЕСН в фонды обязательного медицинского страхования.
Таким образом, налог в части, зачисляемой в ФОМС, начисляется на выплаты, производимые работникам - иностранным гражданам:
- постоянно проживающим в Российской Федерации и работающим по трудовым или гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ и оказание услуг;
- временно пребывающим в РФ и работающим только по трудовым договорам, независимо от срока их проживания на территории РФ.
На выплаты, производимые иностранным гражданам, временно пребывающим в РФ и работающим по договорам гражданско-правового характера, а также по авторским договорам, налог в части, зачисляемой в ФОМС, не начисляется. Это сказано в п. 22.2 Методических рекомендаций по порядку исчисления и уплаты единого социального налога, утвержденных приказом МНС РФ от 5 июля 2002 г. N БГ-3-05/344.
Пример 2.
Воспользуемся условиями примера 1. Поскольку иностранцы работают по трудовому договору, то организация должна начислить взносы на медицинское страхование с заработной платы обоих работников.
Бухгалтер осуществляет следующую проводку:
Дебет 44 Кредит 69 субсчет "Расчеты с Федеральным фондом обязательного медицинского страхования"
- 4 руб. (2000 руб. х 0,2%) - начислен ЕСН, уплачиваемый в федеральный ФОМС на вознаграждения Сидорова и Петрова;
Дебет 44 Кредит 69 субсчет "Расчеты с территориальным фондом обязательного медицинского страхования"
- 68 руб. (2000 руб. х 3,4%) - начислен ЕСН, который уплачивают в территориальный ФОМС.
3.3.Социальное страхование
Начисление взносов в Фонд социального страхования РФ (ФСС РФ) зависит от вида договора, который заключил иностранный работник с работодателем.
Обязательное социальное страхование работников предусмотрено ст. 22 Трудового кодекса РФ. Если иностранный работник заключил с российской организацией трудовой договор, то независимо от времени его нахождения на территории РФ и правового статуса, с начисленных ему выплат надо заплатить ЕСН в ФСС РФ. Это следует также из пункта 2 статьи 6 Федерального закона от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования".
Если же иностранец работает по гражданско-правовому договору, или ему осуществляются выплаты по авторским и лицензионным договорам, то платить взносы на социальное страхование не нужно. Потому что в п.3 ст.238 НК РФ установлено, что в налоговую базу по ЕСН (в части суммы налога, подлежащей зачислению в ФСС РФ) не включаются любые вознаграждения, выплачиваемые работникам по договорам гражданско-правового характера, авторским и лицензионным договорам (п.3 ст.238 НК РФ).
Обращаем внимание читателей на то, что уплата налога иностранными представительствами, филиалами иностранных компаний, находящихся на территории Российской Федерации, за иностранных граждан, работающих в этих представительствах или филиалах, зависит от условий социального страхования, определенных международными договорами Российской Федерации со страной, из которой прибыл иностранный работник. При отсутствии таких договоров уплата налога должна определяться условиями договора (контракта), заключенного с иностранным работником. Если условиями договора (контракта) предусмотрено, что социальное страхование иностранных работников должно осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации, то эти представительства или филиалы начисляют и уплачивают налог в ФСС РФ в общеустановленном порядке.
Пример 3.
Снова воспользуемся условиями примера 1. Поскольку иностранцы работают по трудовому договору, взносы в ФСС РФ начисляются.
Бухгалтер должен сделать следующую проводку:
Дебет 44 Кредит 69 субсчет "Расчеты по социальному страхованию"
-80 руб. (2000 руб. х 4%) - начислен ЕСН, уплачиваемый в ФСС РФ.
4. Страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний
От того, какой договор работодатель (заказчик) заключил с иностранцем, зависит начисление страховых взносов от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Здесь прямая аналогия со взносами в ФСС РФ,
Согласно п. 2 ст. 5 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", страховать от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний нужно всех, с кем подписан трудовой договор. И это распространяется на иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено федеральными законами или международными договорами Российской Федерации.
Иначе обстоит дело с гражданско-правовыми договорами. Работодатель должен уплачивать данные страховые взносы только в том случае, если это прямо указано в договоре (п.1 ст. 5 Федерального закона № 125 ФЗ).
Пример 4.
Снова воспользуемся условиями примера 1. Допустим, что организация отнесена к классу профессионального риска, в соответствии с которым взносы на социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний уплачиваются в размере 0,4%.
Поскольку иностранцы работают по трудовому договору, взносы начисляются следующей проводкой:
Дебет 44 Кредит 69 субсчет "Расчеты по социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний "
-80 руб. (2000 руб. х 4%) - начислены взносы по социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
5.Налог на доходы физических лиц
Налогообложение доходов физических лиц регулируется НК РФ. При этом учитываются положения действующих межправительственных соглашений об избежании двойного налогообложения, заключенных между Российской Федерацией или бывшим СССР и зарубежными странами, которые имеют приоритет перед нормами НК РФ.
Не все иностранные работники обязаны платить налог на доходы физических лиц (НДФЛ). В ст.215 НК РФ определено, что этот налог не взимается с тех, кто работает в представительствах иностранных государств, международных организациях. Правила не распространяются на иные доходы, полученные от источников в РФ.
Освобождение от налогообложения применяется тогда, когда законодательством соответствующего иностранного государства установлен аналогичный порядок в отношении российских граждан, имеющих такой же статус. Все остальные иностранцы, приглашенные на работу в российские организации, должны уплачивать налог.
Прежде чем рассчитывать налог на доходы физических лиц, который надо удержать с иностранца, необходимо определить, является ли этот гражданин резидентом Российской Федерации или нет. Потому что в соответствии со ст.207 НК РФ налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица:
- являющиеся налоговыми резидентами РФ;
- не являющиеся налоговыми резидентами РФ, но получающие доходы от источников в РФ.
Обратите внимание, что в отличие от ЕСН, где роль играет правовой статус гражданина или вид его контракта, удержание НДФЛ происходит по иным правилам. Режим налогообложения доходов физического лица в Российской Федерации, будь то гражданин РФ, иностранного государства или лицо без гражданства, зависит от налогового статуса этого лица, а именно: является оно налоговым резидентом РФ или нет.
Налоговые резиденты несут полную налоговую обязанность перед государством своего резидентства. Они обязаны платить налог с доходов, полученных где бы то ни было, - как из источников на территории государства своего резидентства, так и на территории любой другой страны. Возникшее двойное налогообложение устраняется международными договорами об избежании двойного налогообложения, если такие договоры заключены между государствами.
Нерезиденты несут ограниченную налоговую обязанность. Они уплачивают конкретному государству налог, только если получили доход из источников в этом государстве. Это главное различие между налоговыми резидентами и нерезидентами.
В соответствии со ст.11 НК РФ налоговыми резидентами признаны физические лица, включая иностранцев и лиц без гражданства, фактически находящиеся на территории Российской Федерации не менее 183 дней в календарном году.
В соответствии со ст.6.1 НК РФ исчисление срока фактического присутствия на территории РФ начинается на следующий день после календарной даты, являющейся днем прибытия на ее территорию. Календарная дата дня отъезда за пределы Российской Федерации включается в количество дней фактического присутствия на ее территории. Даты прибытия и отъезда устанавливаются по отметкам пропускного контроля в документах, удостоверяющих личность гражданина.
Если соответствующие отметки отсутствуют, в качестве доказательства нахождения на территории Российской Федерации могут приниматься любые документы, удостоверяющие фактическое количество дней пребывания в Российской Федерации. Определение налогового статуса физического лица должно производиться в каждом налоговом периоде.
Пример 5.
Иностранный гражданин приехал в Россию 1 сентября 2002 года. Здесь он проработал вплоть до 31 марта 2003 года и выехал за пределы Российской Федерации 1 апреля 2003 года. Срок пребывания в России в общей совокупности составил 212 дней.
В 2002 году гражданин пребывал в РФ 121 день, в 2003 году - 91 день.
Точно сказать, является иностранный гражданин резидентом РФ или нет, мы можем только в конце календарного года. Формально этого иностранного работника нельзя считать налоговым резидентом ни в 2002, ни в 2003 г.
Здесь следует исходить из так называемого первичного налогового статуса, то есть из срока, на который выдана виза (свидетельство о регистрации по месту пребывания в РФ). Если она действует не менее 183 дней в рамках одного календарного года, то иностранца можно считать налоговым резидентом РФ. Об этом сказано в пункте 3 Методических рекомендаций о порядке применения главы 23 Налогового кодекса РФ, которые утверждены приказом МНС России от 29 ноября 2000 г. N БГ-3-08/415.
Принимается во внимание и срок, на который заключен трудовой контракт. Например, если на 1 января иностранный работник состоит в трудовых отношениях с работодателем, и его трудовой контракт предусматривает продолжительность работы в РФ в текущем календарном году свыше 183 дней, он считается налоговым резидентом РФ на начало отчетного периода.
С доходов резидентов налог взимается по ставке 13% (п. 1 ст. 224 НК РФ). Резидентам предоставляются стандартные налоговые вычеты.
Доходы нерезидентов облагаются по ставке 30% (п. 3 ст. 224 НК РФ), никаких вычетов нерезидентам не полагается.
Заключение срочного трудового договора (контракта) на срок менее 183 дней не является подтверждением статуса налогового резидента Российской Федерации иностранного физического лица на территории России. В этом случае налог с доходов такого иностранного физического лица должен удерживаться налоговым агентом по ставке 30%.
В течение года статус иностранного гражданина может меняться. Поэтому МНС РФ установило, что уточнение налогового статуса налогоплательщика производится:
- на дату фактического завершения пребывания иностранного гражданина (лица без гражданства) на территории Российской Федерации в текущем календарном году;
- на дату отъезда гражданина Российской Федерации на постоянное местожительство за пределы Российской Федерации;
- на дату, следующую после истечения 183 дней пребывания в Российской Федерации российского или иностранного гражданина либо лица без гражданства.
Например, если иностранец, признанный резидентом, расторг контракт и уехал из России еще до того, как прошло 183 дня, бухгалтеру придется пересчитать налог по повышенной ставке. Если же организация по каким-либо причинам не может удержать с работника доначисленные суммы, то она должна сообщить об этом в налоговую инспекцию. Такое требование содержится в п. 5 ст. 226 НК РФ.
Пример 6.
Иностранный работник проработал в организации весь 2002 г. В 2003 г. он расторг трудовой договор и выехал за пределы РФ в апреле 2003 года.
Бухгалтер организации с 01.01.2003 считал его налоговым резидентом РФ и удерживал налог по ставке 13%. На момент увольнения в 2003 году этот работник находился на территории РФ менее 183 дней в календарном году.
Поскольку на момент увольнения в связи с уточнением статуса работника он признан нерезидентом РФ, то с его доходов необходимо пересчитать налог по повышенной ставке 30%.
У работника можно будет удержать не более 50 % от зарплаты (п.4 ст.226 НК РФ). Об остатке неудержанного с работника налога необходимо сообщить в налоговую инспекцию.
Пример 7.
Иностранный работник получил вид на жительство 1 января 2003 г. Он начал работать в организации в апреле 2003 года.
Бухгалтер удерживал с его доходов налог по ставке 30%. 02 июля иностранный работник имеет право подать заявление работодателю о пересчете налога на доходы с физических лиц. С 1 января 2003 г. срок его пребывания в России составил более 183 дней и он стал налоговым резидентом РФ. Бухгалтер обязан по заявлению работника произвести пересчет удержанного НДФЛ с работника по ставке 13% за весь период работы в данной организации.
Начать дискуссию